РАСА И ПОЛИТИКА

Найдено 1 определение
РАСА И ПОЛИТИКА
(race and politics) Слова, обозначающие "расу", есть во всех языках, происходящих от латыни; а например, в английском и французском языках эти слова вообще идентичны. Как правило, так называют группу людей, имеющих общее происхождение, поэтому это понятие не всегда можно четко дифференцировать от таких понятий, как этническая принадлежность или национальность. Англичанин VIII в. мог ссылаться на "королевский род", или "род Смитов", или, как мы говорили до сих пор, – на "человеческий род". В некоторых теориях ХVIII столетия, например в изложенной Бюффоном в его работе "Естественная история человека" ("Histoire naturelle de l´homme", 1778), заметно стремление дать более точное и специальное определение понятию "раса". Однако такое определение, получившее всеобщее признание, появилось лишь в 1850-х гг. В значительной степени это было связано с развитием биологических теорий, кульминацией которого стала публикация в 1859 г. работы Дарвина (Darwin) "Происхождение видов" ("Origin of Species"). Во Франции вышла книга "Эссе о неравенстве человеческих рас" ("Essai sur l´inegalit( des races humaines") графа де Гобино, в Англии – "Человеческие расы" ("Races of Men") Рональда Нокса. Оба утверждали, что человеческие расы существенно различаются между собой. Эти различия значимы с научной точки зрения, но вместе с тем имеют и этическое значение, поскольку сама идея предполагает необходимость разного отношения к людям разных рас. Гобино, например, утверждал, что только арийцы способны к духовности и свободолюбию, в то время как "чернокожие" расы не отличаются интеллектом, а "желтые" расы Азии лишены воображения и склонны к материализму. Расы в этом смысле встречаются во многих видах; к ним относится любая группа, которая имеет общие генетические характеристики и члены которой способны скрещиваться с представителями других рас, принадлежащих к тем же видам, но обычно не делают этого. Понимаемое подобным образом понятие расы создает почву для расизма и расовой дискриминации, которые можно четко разграничить, несмотря на то что граница между ними нередко становится незаметной из-за обилия аргументации и неправильного использования самих терминов. Расизм в целом – это теория, согласно которой расовые категории играют важную роль в определении человеческого поведения. Расовая дискриминация – это склонность отождествлять себя со своей расой и проявлять враждебность или неуважение к представителям других рас. Поэтому можно стоять на позициях расовой теории в области науки, не делая при этом практических выводов, имеющих расистский характер с точки зрения нравственности (Гобино был противником рабства и отвергал антисемитизм). При рассмотрении истории расизма и расовой дискриминации важно помнить о главном недостатке расовой концепции. Естественная история человека все больше постулирует общее происхождение видов. С этой точки зрения, неудивительно, что биологи не обнаружили никаких доказательств существенных генетических различий между расами, из которых исходили более ранние расовые теории. Существующие различия носят весьма поверхностный характер и не могут служить оправданием разного отношения к людям в зависимости от их расовой принадлежности. Генетики приводят данные о том, что, возможно, все мы произошли от "митохондической Евы", жившей в Африке около 200 000 лет назад. На самом деле, разные народы жили на Земле и размножались отнюдь не так изолированно друг от друга, как это предполагает расовая теория, существенным недостатком которой является большое количество противоречащих друг другу категорий, созданных ею. Например, категория арийцев Гобино, позднее использованная в расовой доктрине гитлеровского "третьего рейха", первоначально обозначала сравнительно светлокожие северные индийские и персидскую расы в отличие от более темнокожих дравидов, населявших Южную Индию. Позднее в понятие "арийцы" стали вкладывать разный смысл: от "германцев" до "белых неевреев". Этот последний термин эквивалентен категории "кавказской (белой) расы", используемой в США при определении расового происхождения с целью проведения политики позитивной дискриминации (positive discrimination). Многие учебники делят европейцев на "альпийскую", "нордическую", "славянскую" и "средиземноморскую" подрасы. На Британских островах традиционно проводилось расовое различие между "англосаксами" и "кельтами". После поражения "третьего рейха" в 1945 г. расизм полностью утратил научное и духовное влияние в среде международной интеллектуальной элиты. Так что мы можем говорить о "веке расизма", продолжавшемся с середины XIX до середины XX столетия. Между тем расовая дискриминация по-прежнему процветает, хотя из-за отсутствия сколько-нибудь последовательных теорий или категорий она стала практически неотличимой от этнического шовинизма и национализма. Расовая политика восходит к "веку расизма", когда он расизм являлся идеологией, оправдывавшей существование целого ряда политических институтов. В 1850-х гг. сложилась парадоксальная ситуация: в Европе нарастали требования демократизации, а в Америке кульминации достигло движение за отмену рабства, но при этом европейцы создавали обширные колониальные империи, а США следовали своему "предначертанию", стремясь установить господство над всем континентом. Все это требовало обоснования, которое позволило бы к европейцам относиться как к равным, а к неевропейцам – как к нижестоящим. В Британской Индии после подавления восстания сипаев 1857 г. официально была провозглашена империя и еще больше усилилось разграничение "белых людей" и "туземцев". Политика сегрегации стала проводиться и на "преобразованном" Юге США. Расовая теория и тут послужила оправданием такого обращения белых с "краснокожими индейцами", которое – в своих крайних проявлениях – было равносильно геноциду. Постулат о расовой неполноценности "туземцев" получал еще более широкое распространение в Африке по мере ее колонизации европейцами. И все же это вовсе не означает, что расовые соображения всегда служили оправданием империализма: были и либеральные сторонники империализма, которые объясняли различие между собой и туземным населением тем, что последнее находится на более низкой стадии развития. При этом даже та разновидность расизма, которая оправдывала подобную практику, не постулировала неизбежность вражды или конфликта интересов между расами. Считалось, что межрасовые отношения могут быть гармоничными и взаимовыгодными, если расы, не смешиваясь между собой, будут придерживаться предписанных им ролей. Вышесказанное не относится к расизму в форме антисемитизма, разработанному авторами типа Хьюстона Стюарта Чемберлена и ставшему официальной политикой германского "третьего рейха", в котором угроза чистоте германской нации усматривалась в самом факте существования другой расы. Высшим проявлением подобных взглядов стали лагеря смерти как способ "окончательного решения" "еврейского вопроса". Расовую политику после 1945 г. можно охарактеризовать как политику пострасистских институтов расовой дискриминации. В своих наиболее важных формах она представлена могущественными группами, заинтересованными в сохранении структур власти, существовавших во времена широкого распространения расизма. В глобальном масштабе наиболее ярким примером такого положения может служить Южная Африка, где победа националистической партии (буров) под руководством д-ра Хендрика Фервурда в 1948 г. привела к установлению апартеида (apartheid) – политики раздельного развития чернокожего, белого, азиатского и "цветного" (смешанного) населения. Апартеид часто пытались оправдать исключительно с позиций культуры, но он был основан на расовых критериях и запрещал межрасовые браки. Эта система сохранялась вопреки оппозиции со стороны большинства населения страны и подавляющего большинства государств мира. Южная Африка стала парией в международных отношениях и оставалась таковой до 1990-х гг. В некоторых отношениях положение в штатах "глубокого Юга" в пределах США аналогично положению Южной Африки в мире (см.: civil rights – гражданские права). Сегрегация на Юге была большей частью ликвидирована к 1970-м гг., но еще долгое время продолжала сохраняться в скрытых формах в отдаленных от центра районах. Позднее
расовая политика в США сосредоточилась на "позитивных" шагах, направленных на обеспечение социального и экономического равенства для черного населения, например, "доставка автобусами" детей в смешанные школы и применение системы квот с целью гарантировать необходимый процент хороших рабочих мест для негров. Как правило, эти меры были менее успешными и менее популярными, чем политика, направленная на обеспечение равных политических и юридических прав. Многие европейские страны проводили постимперскую расовую политику, явившуюся результатом иммиграции большого числа людей из их бывших колоний: выходцы из Индонезии и Суринама – в Нидерландах, из Северной и Западной Африки – во Франции, из Азии и Вестиндии – в Англии, из Центральной Африки – в Бельгии. К 1970-м гг. такие группы меньшинств в среднем составляли около 5% населения этих стран. Их присутствие вызвало в большей или меньшей степени расистские настроения отдельных групп "белого" населения и антирасистские кампании самих этих меньшинств и их либеральных союзников. Такие антирасистские кампании варьировались – в зависимости от их главных задач – от уличных манифестаций в защиту людей от расистов до интеллектуальных усилий, направленных на искоренение расовой дискриминации и остатков расизма в культуре белого населения. В целом расовая дискриминация продемонстрировала свою способность сохраняться долгое время спустя после ухода расизма со сцены в качестве серьезной интеллектуальной основы.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь