Радищев, Александр Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Радищев, Александр Николаевич

(1749-1802)

русский мыслитель, писатель. Ода «Вольность» (1783), повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801-02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Радищев Александр Николаевич
(родился в 1749 г., умер в 1802 г.) - русский писатель, революционер конца XVIII века. Смело выступил против крепостного и монархического строя. В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он описал тяжелую жизнь крепостных, помещичий произвол, политический гнет и бесправие в тогдашней России. Екатерина II, прочитав эту книгу, нашла, что она «бунтовская», а писатель-бунтовщик «хуже Пугачева», и Радищев был приговорен к смертной казни, которую заменили ссылкой в Сибирь. После смерти Екатерины II Радищева вернули из ссылки. Он был надломлен, но не изменил своим взглядам. Возобновившаяся травля со стороны царского правительства привела его к самоубийству. Творчество Радищева оказало влияние на декабристов, Пушкина и последующие поколения революционеров. Радищев, по словам Ленина, один из русских писателей, вызывающих у нас чувство национальной гордости.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802)

писатель, демократии просветитель. По мнению Н.А.Бердяева, "Радищева можно считать родоначальником радикальных революционных течений в русской интеллигенции. Главным для него было не государство, а благо народа".
Р. являлся яростным противник самодержавия как политической мы правления, считая его "наиважнейшим человеческому естеству явлением". В выступлении против самодержавия Р. опирался на историю длительного существования Новгородской республики, в чем усматривал доказательства приверженности русского народа к этой форме государственного Р. отстаивал идею непосредственно народоправства. Естественно, что идее вполне соответствует предполагаемое федеративно-общинное устройство страны, где все граждане будут активными, а не пассивными участника") управления (как в случае с представ тельной демократией).
Государственное устройство Росе Р. представил в форме свободной добровольной федерации городов (г народ был бы "истинным государем") вечевыми собраниями со столицей Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются "в свободе 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимы себя равными. Образ и обряд отправления оных прав означены будут с великою точностью, для предупреждения всяких превратных толкований". Социальные и политико-правовые идеи Р. получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, а затем и в революционно-демократической теории последующих лет.
Основные работы: "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790), "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего", "Проект Гражданского уложения", "Записка о законоположении", "О добродетелях и награждениях", "Опыт о законодательстве".

Источник: Политология: Словарь-справочник