В настоящее время главным источником информации и способом проведения досуга является телевидение. Его регулярно смотрят 76% опрошенных, тогда как общефедеральные радиостанции считают главным источником информации 27%. Еще 12% респондентов регулярно слушают местные радиостанции. Тем не менее, как показывают опросы, россияне меньше радио слушать не стали. Во всяком случае, на вопрос «Слушаете ли вы радио сегодня больше или меньше чем 5–7 лет назад?» 55% опрошенных заявили, что слушают примерно столько же, сколько и раньше, либо даже больше. Меньше стали слушать радио 21%, не слушают его вовсе 23% опрошенных. Что касается времени, которое россияне уделяют прослушиванию радиостанций, то самая большая доля (24%) тех, кто слушает радио не более получаса. Еще 16% слушает от получаса до часа.
Впрочем, есть и те, и их не мало (9%), кто слушает радио от пяти часов и более. Особой разницы между слушанием радио по будням и выходным исследование не зафиксировало.
Вопреки расхожей точке зрения, что радио для большинства россиян — лишь некий музыкальный фон, особенно для тех, кто слушает его в машине, 39% опрошенных привлекает новостная, информационная составляющая радиоэфира, и еще 7% — ток-шоу, дискуссии и другие программы разговорного жанра.
Музыку по радио предпочитают слушать 34% опрошенных. При этом предпочтения заметно дифференцированы в разных возрастных группах. Чем моложе респонденты, тем больше они предпочитают музыкальные программы и наоборот (рис. 1).
Отчасти это подтверждают и результаты исследования, посвященные анализу аудитории различных российских и зарубежных радиостанций. Сегодня на радиорынке десятки, если не сотни старых и новых радиостанций, что с одной стороны, повышает конкуренцию между ними, а с другой, распыляет аудиторию. Тем не менее самая высокая доля аудитории, которая слушает относительно регулярно ту или иную радиостанцию (от ежедневного до ежемесячного), далеко не только у музыкально-развлекательных радиостанций. Это «Русское радио» (37%), «Авторадио» (36%), «Европа плюс» (34%), а также «Радио России» (29%) и «Маяк» (27%). Это те радиостанции, которые россияне слушали хотя бы один раз в течение месяца на момент опроса. Поскольку разные радиостанции рассчитаны на разные целевые группы, прежде всего возрастные, то аудитории их заметно различаются. «Разговорные» радиостанции предпочитают респонденты средних и старших возрастных групп, в то время как музыкальные — младших. Хотя есть радиостанции, такие, например, как «Эхо Москвы», которые привлекают в равной степени и молодую, и более возрастную аудиторию.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image91.png" width="438" height="288" alt="" style="border-width:0px;"
Россиян не особенно интересуют радиостанции, ориентированные на проблемы культуры, музыкальной классики и джаза.
Радио «Культура» вызывает интерес у 4% опрошенных; радио «Классик», радио «Джаз» — у 3% соответственно. «Радио Шансон», специализирующееся на блатной и уголовной тематике, интересует 20% опрошенных.
Потеряли былую популярность «западные голоса». «Радио Сво бода» слушают более-менее регулярно 6% опрошенных, «Би-би-си» и «Голос Америки» — по 3%, «Немецкую волну» — 2%. Обращает на себя внимание и то, что западные русскоговорящие радиостанции, не вызывая особого интереса в российской провинции, имеют много слушателей в Москве и Санкт-Петербурге.
Если «Радио Свобода» в России в целом слушают 6%, то в столицах — 18%. При этом, ее аудитория в основном — столичные жители предпенсионного возраста (45–59 лет).
В целом же, радио сохраняет свои позиции. Самое главное, что радиостанции, несмотря на жесткую конкуренцию как между собой, так и с другими средствами массовой коммуникации, удается привлекать и удерживать внимание молодой части своей аудитории.
В. В. Петухов
169.21 кб
«Радио Марий Эл» новая государственная радиостанция
Статья посвящена изучению роли новой государственной республиканской радиостанции «Радио Марий Эл» в общественно-политической жизни региона.