ПУТИН Владимир
(р. 7 октября 1952, Ленинград)
российский государственный деятель, президент Российской Федерации с 2000. В 1975 окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ). По окончании ЛГУ был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1976-1990 служил в Первом главном управлении (внешняя разведка) КГБ СССР, долгое время работал в Германии. В 1990 стал советником председателя Ленсовета А. А. Собчака. В 1991-1994 председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1994-1996 первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга, председатель Комитета по внешним связям. В 1996-1998 в администрации президента РФ. В июле 1998 был назначен директором Федеральной службы безопасности РФ. В августе 1999 кандидатура Путина была предложена президентом на пост председателя правительства для утверждения Государственной думой, которая после первого же голосования утвердила его кандидатуру. 31 декабря 1999 после добровольной досрочной отставки первого президента России Б. Н. Ельцина занял пост исполняющего обязанности президента РФ. 26 марта 2000 Путин избран вторым президентом России, в 2004 - на второй срок. С 2008 года – Председатель Правительства Российской Федерации.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
(р. 2000)
Найденыш из Иркутска, названный именем российского
Президента В. В. Путина.
Ребенок найден на одной из улиц Иркутска в мусорной куче и
доставлен в городскую Ивано‑Матренинскую детскую больницу из
железнодорожной больницы в 13 часов 10 минут 26.03.2000 г., когда и. о.
Президента России В. В. Путин шел голосовать. Состояние малыша при поступлении
было крайне тяжелым, с угрозой для жизни. Сильное переохлаждение. Заключение
врачей: шок и кома третьей степени (нормальное сердце дает 140 ударов в минуту,
маленький Владимир «выдавал» меньше 50). О том, что малыш родился незадолго до
того, как его выкинули на мусорку, свидетельствовали обрывок пуповины,
обмотанный марлей, и родовая жидкость на ледяном теле. На морозе пролежал около
часа. По словам врача‑реаниматолога Т. Павленок, мальчик родился на
редкость здоровым, доношенным, без травм. Первоначально его хотели записать как
Владимира Алексеевича Выборова‑Президентова (отчество в честь дежурного
врача Алексея Леонова, который практически вернул его с того света), но,
посоветовавшись, решили фамилию изменить. Найденыша назвали Владимиром Путиным.
Источник: Путинская энциклопедия
Не вызывает сомнения и то, что за столь долгий период в обществе накопились претензии к главе государства, а у какой-то части общества — и недоверие к нему. В России, как и в любой стране, ко второму сроку президентства накапливается усталость от старого лидера. Это выражается прежде всего в некотором снижении, судя по данным ВЦИОМ, уровня электоральной поддержки В. Путина в разных группах и слоях населения. В меньшей степени среди молодежи и представителей обеспеченных слоев, и в большей — среди пожилых и малообеспеченных.
Тем не менее, В. Путин сохраняет высокий уровень поддержки в самом многочисленном слое: среди тех, кто относит себя к среднеобеспеченным, и составляет костяк того, что принято называть «путинским большинством». Их и поныне устраивает и сам президент, и то, как он руководит страной.
Судя по результатам исследований, В. Путин никогда не был «президентом надежды» в патерналистском смысле. Большинство россиян его не рассматривали в качестве «спасителя и мессии», поскольку еще в конце 1990-х годов всем было очевидно, что главная задача будущего лидера — это долгое, рутинное «разгребание завалов» ельцинского наследия, где трудно было рассчитывать на быстрый эффект. Да и само общество ждало не столько радикальных изменений, сколько передышки, возможности прийти в себя после бурных 1990-х. Отчасти эти настроения сохраняются и сегодня. Число тех, кто считает, что страна нуждается в стабильности и реформах эволюционного характера, несколько превосходит число тех, кто убежден, что России нужны более энергичные и радикальные преобразования (48% и 44% соответственно).
Да и в личном плане образ В. Путина в общественном сознании далек от образа политика-«харизматика», пользующегося любовью одних и ненавистью других, как это было в свое время с М. Горбачевым и Б. Ельциным. В целом отношение к В. Путину можно охарактеризовать как спокойно-позитивное. Среди россиян очень мало тех, кто испытывает к нему такие сильные эмоции, как любовь, ненависть, восхищение, антипатию. Большинство опрошенных склонны связывать с президентом такие чувства, как надежда (36%), уважение (31%) и доверие (17%). Немало и тех, кто разочаровался в президенте (11%), испытывает к нему безразличие (9%) или недоверие (7%).
В этом смысле сознание россиян очень сильно эволюционировало. Оно еще остается «царистским», но общество уже востребует не столько «отца, покровителя, защитника», сколько «работника на троне», который должен как минимум считаться со своими «подданными». Это, конечно, еще не «менеджер, нанятый обществом», о котором говорил сам президент, но уже что-то близкое к этому.
Кроме того, В. Путин очень четко вписался в свойственную нашим людям модель восприятия государства, которая предполагает жесткую дифференциацию и даже противопоставление таких, казалось бы, близких понятий, как «государство» и «власть».
Если государство в России традиционно воспринимается в качестве сверхценности, высшей инстанции в реализации не только частных, но, главным образом, общественных интересов, то власть — это всегда сосредоточение всего самого негативного, что есть в обществе. В. Путин долгое время рассматривался как олицетворение «хорошего государства», которое вместе с обществом противостоит «плохой власти» и прежде всего ненавистному во все времена чиновничеству.
Все это обуславливало до последнего времени сохранение не только высокого уровня поддержки президента, но и надежды на перемены в стране к лучшему. Многие россияне (42%), соглашаясь с тем, что у В. Путина далеко не все получается так, как надо, продолжают на него надеяться. В то же время, четверть опрошенных (26%) на В. Путина особо не рассчитывают. Впрочем, они вообще не видят никого, кто мог бы решить стоящие перед страной проблемы.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image90.png" width="437" height="284" alt="" style="border-width:0px;"
Многих сегодня уже не устраивает то, как решаются две ключевые для страны задачи — наведение порядка во власти и в стране и решение назревших социальных вопросов, прежде всего преодоление бедности. Лишь 21 и 18% опрошенных соответственно полностью рассчитывают в этом на президента, и около 40% в какой-то степени доверяет ему эти миссии.
В то же время около 40% россиян особо не верят в то, что президенту удастся повысить уровень жизни и навести порядок в стране. Не в последнюю очередь это связано с тем, что понимание властью и обществом того, как должны решаться эти задачи, начинает расходиться. И именно здесь возникают политические риски, которые могут омрачить отношения общества и В. Путина.
Российская власть, пожалуй, впервые сталкивается с ситуацией, когда недовольство населения вызывает не столько ухудшение ситуации в стране, сколько ее «неулучшение». В обществе за последние пять лет накопился значительный потенциал нереализованных ожиданий и, соответственно, идут вниз все интегративные показатели, которые отражают отношение людей к общему вектору развития страны в целом, оценки положения дел в политике и экономике. Так, с июня 2004 г. по настоящее время доля тех, кто полагает, что дела в стране идут в правильном направлении, снизилась с 26% до 19%, а доля тех, кто совершенно с этим не согласен, выросла с 29% до 40%.
Не добавляют оптимизма и заявления некоторых министров о том, что у них для России популярных реформ уже не осталось — впереди страну ждут такие социальные преобразования, которые затронут сотни тысяч, а, может быть, и миллионы наших сограждан.
Но не только уход государства из социальной сферы, все большая «монетизация» его отношений с обществом вызывают негативные эмоции. Без особого энтузиазма воспринимается также то, что строительство «вертикали» власти пока не избавляет общество от засилья бюрократии. Россиянам, безусловно, созвучны идеи, а также практические шаги по наведению порядка, консолидации элит, укреплению государственности. Крайне позитивно было воспринято отстранение от должности губернатора Корякского автономного округа В. Логинова, а до этого — таких одиозных фигур, как В. Шаманов, Д. Аяцков. Но общество жаждет не столько «крови» отдельных губернаторов, министров, чиновников, сколько активных действий власти и того, чтобы она сама жила по тем законам и принципам, которые предлагает населению.
В целом можно констатировать заметный рост недовольства тем, как идут дела в стране, которое пока, как показывают опросы, носит в значительной степени безадресный характер. Люди, отдавая себе отчет в том, что непопулярные реформы не могут проводиться в стране без ведома и согласия президента, тем не менее всячески пытаются найти иные силы и структуры, несущие ответственность за неудачные, по их мнению, решения. Не факт, однако, что так будет продолжаться и в дальнейшем. Пока же негативизм в оценках ситуации в стране мало отразился на показателях отношения россиян к президенту. Доверие В. Путину сохраняется на уровне 40–45%; одобрение его деятельности, после некоторого снижения в январе-феврале, в самый разгар «льготного кризиса» (до 64–66%), к настоящему времени снова вернулось на уровень свыше 70%. Не в последнюю очередь это связано с тем, что, кроме В. Путина, россиянам по большей части доверять просто некому.
В. В. Петухов
Источник: Словарь политических терминов.