ПРОПАГАНДА
деятельность устная или с помощью СМИ, осуществляющая популяризацию и распространение идей в общественном сознании.
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
ПРОПАГАНДА
от лат. propaganda - распространение) - деятельность по распространению и закреплению определенных идей и ценностей в индивидуальном и общественном сознании.
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
Пропаганда
(Propagand, +г=тт\\) деятельность, устная или с помощью средств массовой информации, осуществляющая распространение или популяризацию идей в общественном сознании.
Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru
Пропаганда
целенаправленное распространение информации с целью сформировать нужное мнение и, возможно, спровоцировать определенные политические действия; коммуникация в манипулятивных целях.
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Пропаганда
(лат. propaganda - подлежащее распространению) - деятельность: устная или с помощью средств массовой информации, осуществляющая популяризацию и распространение политических идей в общественном сознании.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Пропаганда
информация, формирующая убеждение; распространение идей с целью их внедрения в сознание широких слоев и формирования позиции относительно тех
или иных акций, институтов, политических ценностей, строя в целом.
Источник: Политико-терминологический словарь
ПРОПАГАНДА
от лат. propaganda - подлежащее распространению), распространение политических, философских, научных и других идей в обществе; в более узком смысле - политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов.
Источник: Словарь по политологии
Пропаганда
(от лат. «propagare» – распространять) – политическая деятельность, состоящая в популяризации, распространении, внедрении идей, моральных норм, духовных ценностей, соответствующих интересам государства, партий, общественных объединений, в общественное, массовое сознание.
Источник: Мировая политика и международные отношения.
ПРОПАГАНДА
-ы, ж. (лат. propago – распространяю; подлежащая распространению вера); книжн. Популяризация и распространение политических, философских, религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание. Ни на выборы, ни на пропаганду «патриоты» не потратили ни копейки, хотя провели 10 депутатов в два заксобрания (РГ. 2011.05.05).
Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016
Пропаганда
(лат. - распространять) - углубленное разъяснение определенных учений, идей, знаний, взглядов, представлений с целью оказать политическое и идеологическое воздействие на определенную часть людей с целью формирования у них соответствующей политической ориентации. Пропаганда является эффективной, если предполагает учет конкретной ситуации, условий, в которых она ведется, особенностей аудитории, если она правдиво отражает действительность, дает объективные оценки прошлого и настоящего.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Пропаганда
Propaganda (лат. propagatio – распространять). П. − письменное, устное или в иной форме (в настоящее время также в электронной − интернет) распространение (политических, религиозных и т. д.) убеждений, часто в связи с последующей агитацией отдельных лиц. Понятие П. носит негативный оттенок (как и агитация) и часто употребляется в связи с политическими манипуляциями авторитарных и тоталитарных режимов (например, Имперское министерство народного просвещения и пропаганды Геббельса в эпоху национал-социализма).
Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013
Пропаганда
распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе. Лицо, организующее и ведущее П. — пропагандист. П. воздействует на общественное сознание и активность масс с помощью СМИ. Политическая или идеологическая П. направлена на формирование у широких масс населения определенных взглядов. Для ведения П. создается организационная структура, называемая пропагандистской. Часто она является неформальной структурой. В информационной борьбе она используется для распространения информационных воздействий Центра и его агентов между группами заинтересованных лиц для их воздействия на Объект. При достаточной степени сенсационности сообщения и плотности населения П. распространяется в виде молвы («из уст в уста»). Процесс распространения подобен цепной реакции.
Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.
ПРОПАГАНДА
(лат. propaganda подлежащее распространению) распространение политических, философских, научных, технических знаний, художественных и др. идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности; в более узком смысле политическая или идеологическая П. с целью формирования у масс определенного мировоззрения. Выделяют два противоположных типа П.: коммунистическую и буржуазную. Коммунистическая П. разработанная коммунистическими партиями система духовной деятельности по распространению марксистско-ленинских идей, разъяснению политики партии с целью просвещения, воспитания и организации масс, одно из средств партийного руководства революционной борьбой, строительством социализма и коммунизма. Ее основные принципы: научность, партийность, конкретность, тесная связь с жизнью, единство пропагандистской и организаторской работы. Важнейшая задача П. анализ тенденций и явлений внутренней и международной жизни, убедительный показ преимуществ социалистического образа жизни, решительная борьба с буржуазной идеологией, разоблачение антикоммунизма и антисоветизма, активная поддержка нового, передового, постановка актуальных проблем и выдвижение путей их решения; она должна отличаться политической ясностью и целеустремленностью, глубиной содержания, оперативностью, информационной насыщенностью, носить яркий и доступный характер, способствовать мобилизации масс, обеспечивать широкую гласность работы партийных, государственных органов и общественных организаций.
Функции буржуазной П. обслуживание интересов господствующего класса; в идеологической борьбе^ против социализма буржуазная П. не брезгует ложью, клеветой и др. подобными приемами.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
ПРОПАГАНДА
(propaganda) Термин возник в римской католической церкви, в канцелярии, отвечающей за распространение веры (de propaganda fidei). Общеупотребительным он стал во второй четверти XX в. "Пропагандой" назывались попытки тоталитарных режимов полностью подчинить науку и вообще всякое знание интересам государственной политики. Основанная на стремлении фашистов, нацистов и большевиков утвердить законность своей власти и установить контроль над обществом, преодолев господствующее культурное влияние предшествующих режимов, пропаганда вскоре оказалась направленной на население других государств, вызвав соответствующую реакцию со стороны промышленно развитых демократических стран. В конце 1930-х гг. ввиду надвигавшейся войны Англия учредила свое собственное министерство, но не пропаганды, а информации – уже само это название служило примером манипулирования словами. Это министерство использовало печать, радио, кино и живую речь для того, чтобы представить в самом выгодном свете государственную политику и успехи британского оружия ("белая пропаганда") и одновременно изобразить в неприглядном и искаженном виде державы оси ("черная пропаганда"). Сохранявшая важное значение в международных отношениях в период холодной войны (Cold War), проводившаяся такими радиостанциями, как "Голос Америки", пропаганда внутри страны и за рубежом часто была грубой и неэффективной, особенно в коммунистических государствах, где сказывалось техническое отставание в области рекламы, маркетинга и средств связи от уровня, достигнутого в рамках частного сектора потребительской западной культуры с ее в основном не ограниченными средствами массовой информации. В то же время в промышленно развитых странах пропаганда в последние годы была доведена до уровня высокого мастерства, когда форме подачи материала, посвященного вопросам государственной политики и законодательства, уделяется почти столько же внимания, сколько содержанию и составлению этого материала.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
ПРОПАГАНДА
распространение и насаждение в общественном сознании коммунистических идей, формирование у масс представлений, необходимых советскому руководству. Основная цель П. — унификация мышления людей и стандартизация их поведения. Основное содержание — ленинская философия, современная политическая ситуация, рассматриваемая сквозь призму марксистского мировоззрения, интерпретация решений съездов КПСС, пленумов ЦК и других партийных документов. П. в СССР располагает огромным арсеналом средств, форм и методов (печать, радио, кино, телевидение, политинформация, партийная учеба и т. д.), позволяющих осуществлять постоянную обработку народа в нужном направлении. П. — наиболее эффективное создание советского режима. Она монопольна и всесильна, ей не противостоит никакая неидеологизированная информация, у нее нет серьезных противников. Это позволяет ей с успехом утверждать себя в закрытом обществе.
Декламируемые принципы советской П. могут ввести в заблуждение неискушенного человека. Это — заманчивые идеалы разумного («светлого») будущего: верность свободе, равенству и братству, необходимость мира во всем мире, право человека на труд, на бесплатное образование и материальное обеспечение в старости. П. проповедует защиту интересов семьи и детей, осуждает («клеймит позором») взяточничество, стяжательство, пьянство, хулиганство... Не так-то просто понять, что все эти высокие слова — всего лишь внешняя оболочка, упаковка. Истинное назначение П. — массированное насаждение единых взглядов и представлений, жестко пригнанных к очередной «генеральной линии» партии. Для этой цели создана многообразная и изощренная система мифов.
Один из них — восхваление советского строя как самого современного и прогрессивного в мире, строя, за которым будущее. Широко распространена легенда о партии, выражающей «кровные» интересы народа, о ее вождях (Ленине, Сталине, Хрущеве, Брежневе, Андропове, Черненко) — выдающихся личностях, бескорыстно преданных делу мира и прогресса. Все они — подлинные марксисты и продолжатели «дела» Ленина (Сталина), люди в быту простые и скромные, а в своей деятельности — гениальные и бескомпромиссные. Советский человек всегда может найти у них защиту, если «случайно» или по воле злого рока будут нарушены его права. Среди постоянно внушаемых «истин» — иллюзии непрерывного прогресса, дальнейшего совершенствования, успехов, роста и процветания советской экономики, науки, культуры. Эта мистификация, подкрепляемая водопадом надуманных сравнений, ложных цифр, победных реляций и рапортов, призвана ежечасно убеждать человека в том, что советская страна победно шествует к коммунизму. Правда, в последнее время стали выражаться скромнее — «укрепляет развитой социализм» , но эта «скромность» имеет свои причины.
Мифам сопутствуют призывы, которые вбиваются в сознание в форме коротких императивов: «Партия и народ — едины!», «Партия — наш рулевой!» При всем том советский пропагандистский аппарат достаточно гибок, чтобы учитывать конъюнктуру в стране и мире. Актуальный в 20-е годы лозунг «Даешь мировую революцию!» давно заменен призывами к мирному сосуществованию и братству между народами. Призывы мириться с лишениями во имя коммунизма и мировой революции сменились обещаниями наступления эры материального благополучия: сначала — в 80-е годы («Программа КПСС»), затем — в 90-е («Продовольственная программа»). Установка на полную ликвидацию всякой личной собственности сменилась осторожным поощрением частной инициативы в деревне — нужно было срочно спасать от полного развала разоренное сельское хозяйство...
Важнейшая особенность советской П. — лицемерие, которое позволяет ей игнорировать пропасть между идеологическими миражами и реальностью. Это лицемерие, подкрепляемое страхом, проникает в сознание советского человека, становится его сущностью, его вторым «я». Он привыкает верить (и одновременно — не верить) самым нелепым и абсурдным утверждениям П. Тому, например, что террор и борьба с «врагами народа» нужны для спасения революции, что советская оккупация Чехословакии в 1968 г. имела целью предотвратить вторжение туда иностранных армий, что вторжение в Афганистан в 1979 году совершилось по просьбе народов этой страны, а угроза подавить силой выступления рабочих в Польше продиктована верностью Советского Союза взятым на себя обязательствам...
Бесконечное лицемерие коммунистической П. порождает раздвоенность и двоемыслие: на собраниях и митингах человек уверенно пользуется набором типовых пропагандистских клише; в частном кругу, при общении «с себе подобными», — он их высмеивает, оставаясь равнодушным к фальшивым лозунгам. Человек и сам не понимает, чему он верит. Но стереотипы, повторяемые ежедневно, оседают в сознании и, сам того не желая, он постепенно сживается с ними и, не веря, следует им. Конечно, не всегда удается полностью приглушить сомнения и недовольство. На этот случай в резерве П. есть испытанное средство снятия напряжения: время от времени в печати, по радио и телевидению дается осторожная, строго дозированная критика действительности. Это создает видимость грядущих перемен и позволяет отвести недовольство в контролируемое русло. Советскому человеку внушают, что партия стоит на страже законности, что недостатки будут со временем устранены, а виновные в них наказаны. Весьма действенное средство успокоения — периодическое выявление и разоблачение конкретных «виновников» трудностей.
В разное время в этом качестве фигурировали интервенты, оппозиционеры, фракционеры, троцкисты, враги народа, вредители, шпионы, диверсанты, немецкие фашисты, империалисты («бряцающие оружием»), агенты иностранных разведок, космополиты, диссиденты, сионисты, а также разгильдяи, лодыри, расхитители государственного добра, прогульщики, тунеядцы и т. д. Эти манипуляции в полной мере выявляют «воспитательные» фикции советской П. Ее умение воздействовать на сознание людей привело к появлению феномена века — «гомо советикус». Легко управляемый, привыкший подчиняться партийным директивам, он готов принимать на веру все, что ему скажут. Воспитание этого нового человека — важнейшее достижение советской П., сумевшей, несмотря на серость и штампованность ее доводов (а может быть, именно благодаря этому), заставить себе верить. И не только в СССР: П. давно перешагнула государственные границы и приобрела международное влияние на людей разных стран и разных поколений.
ПРИМЕРЫ: «С большой отдачей, по-деловому, проходят открытые собрания коммунистов школ района по пропаганде советского образа жизни среди старшеклассников». («Агитатор», 1984, № 4, с. 48.) «Империалистическая пропаганда разглагольствует о «советской угрозе». («Известия», 12 марта 1983, с. 1.) «Существенная слабость атеистической пропаганды в том, что в верующей семье атеистическое воздействие пока еще слабо». («Агитатор», 1984, №4, с. 57.)
Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.