Производственная специализация и отраслевая структура на Юге России

Найдено 1 определение
Производственная специализация и отраслевая структура на Юге России
Экономическая структура Юга России как макрорегиона России после распада СССР претерпела существенную динамику вследствие как общеэкономического кризиса, так и его нового - приграничного - положения. До 1991 г. регионы, ныне составляющие Юг России, выделялись своим аграрным сектором и связанными с ним отраслями сельскохозяйственного машиностроения, а также рекреационной функцией (курорты Черного моря и Кавминвод служили местом отдыха для подавляющей части населения страны). Для современного этапа экономического развития Юга характерна опора на добывающий сектор экономики, особенно в нефте- и газодобывающих регионах. Наблюдается также интенсивная эксплуатация биологических ресурсов - прежде всего рыбных, лесных, а также агропотенциала. В пределах Юга России можно выделить индустриально-аграрные, аграрные и аграрно-индустриальные регионы. К первым относятся Волг, обл., Астр, обл., Кр. кр., Ст. кр. и Рост. обл. Здесь промышленность занимает 1-е место в структуре ВРП, доля ее колеблется от 19 до 33%. В полной мере аграрными регионами могут быть названы Даг., Калм., Ингуш., Адыг., Чечня, где ВРП формируется прежде всего за счет сельского хозяйства. Особенностью таких регионов является высокое развитие также торгового сектора, который в отдельных случаях занимает в структуре экономики место даже более значимое, чем сельское хозяйство (Ингуш.). К этому типу регионов примыкают Каб.-Балк., Кар.- Черк. и Сев. Осет., которые могут быть названы аграрно-индустриальными: доля промышленности и сельского хозяйства в структуре ВРП здесь примерно равна - ок. 20% (а в Сев. Осет. основу экономики составляют торговля и промышленность), однако высокая доля промышленности достигается за счет функционирования всего 1-2 предприятий, имеющих общероссийское значение. Специализацией Юга России в общероссийском разделении труда по-прежнему остается аграрный сектор, рекреационная сфера, а также транспортно-транзитные функции. В последние 10 лет изменилось направление транзитных потоков через Юг России: если раньше (в границах СССР) основной поток имел субмеридианальную направленность, соединяя республики Закавказья и Центр России, то теперь это направление (в условиях независимости стран Закавказья, блокады Абхазии и вооруженных конфликтов в регионе) стало тупиковым. Приоритетом же являются сегодня субширотные перевозки, призванные использовать преимущества Юга России как «моста» между Европой и Азией. В целом Юг России на общероссийском фоне может характеризоваться как аграрный и сырьевой: входящие в его состав 13 субъектов РФ дают в сумме всего 6% промышленной продукции и 16,8% продукции сельского хозяйства. Вместе с этим отдельные производства, локализованные на Юге, являются уникальными для России. Это производство комбайнов (Ростов-на-Дону), производство вертолетов (Ростов-на-Дону) и гидропланов (Таганрог), электровозов (Новочеркасск), трубной продукции (Таганрог, Волжский), цемента (Новороссийск), оборудования АЭС (Волгодонск), котлов для ТЭС (Таганрог). Агроклиматические условия и биологический потенциал делают Юг России исключительным поставщиком на российский рынок винограда и винодельческой продукции, овощебахчевых культур, зерновых; на мировой и российский рынок -рыбы осетровых пород, черной икры, подсолнечника. Попрежнему уникальный спектр возможностей для развития туризма (морское побережье, горные курорты, минеральные источники) делает Юг уникальным в части рекреационного потенциала. Транспортный комплекс Юга России имеет общегосударственное значение. В регионе достаточно развитая транспортная инфраструктура, включающая все виды транспорта. Ведущее место принадлежит железнодорожным перевозкам, причем резервы нынешней сети в значительной степени исчерпаны. Внутрирайонные перевозки традиционно обслуживает в основном автомобильный транспорт. Наиболее насыщены транспортными путями запад Рост, обл., Кр. край (особенно побережье Черного моря), а также меридианальное направление вдоль Волги. Водный транспорт района обеспечивает как внутрирайонное сообщение, так и экспорт и импорт. Важное значение имеет Волго-Донской канал, соединяющий Каспийский и Азово-Черноморский бассейны. Крупнейшие порты - Новороссийск, Туапсе, Ростов, Астрахань. Хорошо развитая сеть трубопроводов обеспечивает поступление в регион и экспорт нефти и газа. Для региона характерно преобладание вывоза над ввозом: вывозятся уголь, нефть, газ, зерно, овощебахчевые, горчица, фрукты, рыба, продукция винодельческой промышленности, машиностроения, строительные материалы. Сбалансированное развитие экономики Юга России должно идти по пути диверсификации экономической структуры с отходом от ныне складывающейся опоры на ресурсные отрасли и внедрением инновационных технологий на перспективных конкурентоспособных направлениях.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.