ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
Политическое прогнозирование
процесс составления политических прогнозов.
Источник: Теория международных отношений. Словарь справочник. Учебно методическое пособие.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
от греч. prognosis -предвидение) - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование политическое связано с политической эволюцией того или иного общества, общественного института или мира цивилизации [Политическая энциклопедия: В 2 т. / Нац. об-ществ.-науч. фонд; рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч. ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999. - Т. 2. - С. 281].
Источник: Сводный словарь по политологии
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
от греч. prognosis — предвидение, предсказание) — научное исследование конкретных перспектив развития политической ситуации. ОбъектомП.п. выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом — познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. Целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. Субъектом прогноза, как правило, выступают государственные и политические органы, а также научные коллективы, специализирующиеся на изучении политической системы. На основе прогностических методов оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются направления развития и факторы, которые определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные тенденции развития. Различают два типа прогнозов: поисковые и нормативные. Поисковый прогноз — определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, событий в будущем путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель этого типа прогноза — выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально-политических тенденций. Нормативный прогноз — определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
гр. prognosis предвидение) процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления.
Прогнозирование является одной из форм предвидения. Его основной задачей является повышение эффективной результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. Основные цели прогнозирования: избежать нежелательных результатов развития событий, приспособиться к ним, ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.
Существует несколько классификаций П.п.: по основным типам - поисковое (определение возможных состояний явления в будущем) и нормативное (определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели); по периоду упреждения - оперативное (до одного месяца), краткосрочное (от одного месяца до одного года), среднесрочное (от одного года до пяти лет), долгосрочное (от 5 до 15 лет), сверхдолгосрочное (более 15 лет); по сферам предсказания (внутриполитическое, внешнеполитическое).
Основные принципы прогнозирования: системность, согласованность, непрерывность, верифицируемость, альтернативность, рентабельность.
Прогнозирование осуществляется в несколько этапов: предпрогнозная ориентация, сбор данных прогнозного фона, разработка базовой модели, построение поисковой модели, создание нормативной модели, оценка достоверности и точности прогноза, выработка рекомендаций.
В практике П.п. используется комплекс различных методов: фактографический, статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод исторической аналогии, метод математического моделирования, метод экспертных оценок и т.д.
Прогнозирование является одной из форм предвидения. Его основной задачей является повышение эффективной результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. Основные цели прогнозирования: избежать нежелательных результатов развития событий, приспособиться к ним, ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.
Существует несколько классификаций П.п.: по основным типам - поисковое (определение возможных состояний явления в будущем) и нормативное (определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели); по периоду упреждения - оперативное (до одного месяца), краткосрочное (от одного месяца до одного года), среднесрочное (от одного года до пяти лет), долгосрочное (от 5 до 15 лет), сверхдолгосрочное (более 15 лет); по сферам предсказания (внутриполитическое, внешнеполитическое).
Основные принципы прогнозирования: системность, согласованность, непрерывность, верифицируемость, альтернативность, рентабельность.
Прогнозирование осуществляется в несколько этапов: предпрогнозная ориентация, сбор данных прогнозного фона, разработка базовой модели, построение поисковой модели, создание нормативной модели, оценка достоверности и точности прогноза, выработка рекомендаций.
В практике П.п. используется комплекс различных методов: фактографический, статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод исторической аналогии, метод математического моделирования, метод экспертных оценок и т.д.
Источник: Политология: Словарь-справочник
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
от греч. prognosis - предвидение) - научное исследование явлений и процессов политики с целью определения конкретных перспектив развития политических событий. Подобное исследование опирается на постоянно развивающуюся методологию политического анализа (см.: МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ДИАГНОСТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ и т.п.), что приводит к определенным результатам в оценке наиболее вероятных стратегий поведения и шансов на успех в политической практике.
Однако главной проблемой политического прогнозирования по-прежнему остается принципиальная возможность исследователя предвидеть ход политического развития с достаточно высокой степенью вероятности. Несоответствие намерений и результатов их осуществления встречается во всех видах деятельности, но в политике оно, пожалуй, выглядит как закон. Нигде так часто и так поразительно далеко не расходятся первоначальные цели и то, что получается в результате их осуществления.
В политике возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов. Незначительные, случайные политические события (утечка информации, гибель политического лидера) приводят к глубочайшим политическим потрясениям. Поэтому задуманное и планируемое в политике, что могло бы быть основой уверенного прогнозирования, весьма часто оборачивается прямо противоположным, неожиданным образом. Детерминизм, выступающий непременным условием научного предвидения и неизбежным следствием рациональной модели развития, в политике сводится к свойству, проявляющемуся лишь в отдельных случаях.
Особенности политического прогнозирования вынуждают аналитиков постоянно расширять методологическую базу исследований, обращая внимание на всевозможные нетрадиционные подходы, интуицию, индивидуальный и коллективный опыт политического поведения, выборку исторических аналогий и сиюминутных политических ожиданий. В этой ситуации само политическое прогнозирование превращается в методологию специального воздействия на политическую реальность с целью возбуждения в ней желаемых перемен.
Однако главной проблемой политического прогнозирования по-прежнему остается принципиальная возможность исследователя предвидеть ход политического развития с достаточно высокой степенью вероятности. Несоответствие намерений и результатов их осуществления встречается во всех видах деятельности, но в политике оно, пожалуй, выглядит как закон. Нигде так часто и так поразительно далеко не расходятся первоначальные цели и то, что получается в результате их осуществления.
В политике возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов. Незначительные, случайные политические события (утечка информации, гибель политического лидера) приводят к глубочайшим политическим потрясениям. Поэтому задуманное и планируемое в политике, что могло бы быть основой уверенного прогнозирования, весьма часто оборачивается прямо противоположным, неожиданным образом. Детерминизм, выступающий непременным условием научного предвидения и неизбежным следствием рациональной модели развития, в политике сводится к свойству, проявляющемуся лишь в отдельных случаях.
Особенности политического прогнозирования вынуждают аналитиков постоянно расширять методологическую базу исследований, обращая внимание на всевозможные нетрадиционные подходы, интуицию, индивидуальный и коллективный опыт политического поведения, выборку исторических аналогий и сиюминутных политических ожиданий. В этой ситуации само политическое прогнозирование превращается в методологию специального воздействия на политическую реальность с целью возбуждения в ней желаемых перемен.
Источник: Словарь по политологии