ПРИНЦИП МНОГОСТОРОННОСТИ

Найдено 1 определение
ПРИНЦИП МНОГОСТОРОННОСТИ
(multilateralism) Подход к проблемам международной торговли, денежной системы, разоружения и безопасности и окружающей среды, основанный на идее, согласно которой режимы международного сотрудничества для урегулирования конфликтующих интересов, чтобы быть эффективными, должны являться выражением широкого и устойчивого согласия между государствами, входящими в международную систему. Поэтому принцип многосторонности применяется в тех случаях, когда налицо коллективные интересы мирового сообщества. Многие признают, что в период между двумя мировыми войнами исключительная природа двусторонних сделок и частое обращение к односторонним действиям способствовали развалу международной экономики и развязыванию войны. Поэтому принцип многосторонности стал неотъемлемым элементом таких послевоенных соглашений, как Бреттон-Вудское (Bretton Woods), ГАТТ (GATT), о создании ООН (United Nations) и – более близких по времени – соглашений по озоновому слою или глобальному потеплению. В вопросах национальной безопасности государства не всегда охотно соглашаются на ограничения, накладываемые многосторонней дипломатией, но известны замечательные примеры многосторонних действий в ООН в послевоенный период. Однако осуществление принципа многосторонности, в глобальном масштабе, сталкивается с проблемами, особенно в сфере торговли, в связи с появлением региональных соглашений, таких как ЕС (EU) или НАФТА (NAFTA), которые тем не менее не являются несовместимыми с более широкими многосторонними договорами. Более серьезная проблема состоит в том, что США, инициатор применения принципа многосторонности в экономических отношениях, в послевоенный период обеспокоенные сложностью достижения всеобщего согласия на многостороннем уровне, обратились к односторонним действиям и двусторонней конфронтации в торговых и других переговорах. В качестве наиболее могущественного члена мирового сообщества США меньше других теряют, отступая от принципа многосторонности, а самые слабые страны – больше всего, однако цена отказа от этого принципа стала бы высокой для всех. В сфере разоружения и контроля над вооружениями в послевоенный период также произошли значительные изменения. Поначалу казалось, что действенный контроль над вооружениями потребует последующего многостороннего форума под эгидой ООН. Между тем с началом гонки ядерных вооружений между США и СССР стало ясно, что две сверхдержавы не расположены сделать проблему политики контроля над вооружениями предметом многостороннего обсуждения. Несмотря на последовательные многосторонние усилия, в т. ч. Договор о частичном запрещении испытаний ядерного оружия (1963), Договор о его нераспространении (1967) и соглашения (1971) по химическому и бактериологическому оружию, решающие меры по контролю над вооружениями в основном были определены в двустороннем соглашении сверхдержав без участия ООН. Даже успехи многостороннего сотрудничества основывались главным образом на сотрудничестве сверхдержав. За советско-американским соглашением ОСВ-1 (SALT) (1972) и Договором по ПРО (противоракетной обороне) (1979) последовало соглашение ОСВ-2. Они проложили путь к последующим многосторонним соглашениям, особенно после перемен в советской внешней политике при Михаиле Горбачеве, которые привели к окончанию "холодной войны" (Cold War). Их результатом стало последовавшее вскоре (1990) соглашение между членами НАТО и странами Варшавского Договора по обычным вооруженным силам в Европе, а также дополнительные двусторонние соглашения о контроле над ядерными вооружениями, такие как Договор о ядерных средствах средней дальности (1987) и Переговоры о сокращении стратегических вооружений (ПСС) (START) (июль 1991). С распадом СССР даже вопросы контроля над ядерными вооружениями по существу приобрели многосторонний характер, поскольку отколовшиеся от бывшего СССР государства (такие как Украина, Казахстан) располагают ядерным оружием, раньше принадлежавшим Советскому Союзу. Эти не столь крупные государства согласились (Украина – в 1994 г.) передать ядерное оружие Российской Федерации. Чаще всего многосторонние соглашения основываются на договоренности великих держав. Так, например, завершение уругвайского раунда ГАТТ (декабрь 1993) зависело от предварительных соглашений между ЕС и США.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
122.24 кб

Приверженность Евросоюза принципу многосторонности в условиях трансформации мирового порядка

Стрежнева Марина Вадимовна
В настоящей статье автор на основе анализа документов ЕС и работ западных, прежде всего европейских, теоретиков и экспертов раскрывает специфику в и дения правящими кругами Евросоюза складывающегося мирового порядка и отталкивающе