ПРЕЗИДЕНТ
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
1) в большинстве современных государств - выборный глава государства;
2) в ряде общественных и научных учреждений, организаций (в т. ч. международных) выборный председатель исполнительного органа.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Должность Президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР» в соответствии с результатами проведенного 17 марта 1991 года референдума. 12 июня 1991 года всенародным голосованием был избран первый Президент РСФСР. Им стал Б. Н. Ельцин. С принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1991 года «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» и с внесением соответствующих изменений в конституцию РСФСР президент РСФСР стал именоваться президентом Российской Федерации. Эта манипуляция на правовом поле позволила Б. Н. Ельцину продержаться на должности президента больше максимально возможного отмеренного по конституции срока.
См. также: губернатор, массовая культура, референдум, система сдержек и противовесов, экстремизм.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
В парламентских республиках электорат избирает законодательную власть, которая, в свою очередь, избирает, формирует правительство. Глава правительства выступает решающим субъектом политики, а роль президента сведена к представительским, консультативным и контролирующим функциям. Президент в парламентских республиках мало влияет на реальную политику.
В России идет процесс становления президентской республики. В соответствии с Конституцией РФ Президент России является главой государства. Он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях. Полномочия Президента по Конституции огромны. Практически все кардинальные вопросы государственной и общественной жизни замыкаются на Президенте. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Ему подконтрольно правительство и в определенных случаях он вправе распустить Государственную Думу. Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя Конституция не называет Президента главой исполнительной власти, перечень полномочий и характер взаимоотношений его с органами и должностными лицами государственной власти позволяет сделать вывод о самом непосредственном влиянии его на организацию деятельности исполнительной власти. Президент участвует в определении персонального состава Правительства и организации его работы.
Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности граждан.
Президент обладает неприкосновенностью. Конституцией РФ установлен особый порядок прекращения полномочий Президента России.
Источник: Словарь по политологии
Срок полномочий П. ограничен рамками закона. В США, ФРГ, России не допускается избрание на пост П. одного и того же лица в течение трех сроков подряд. В Италии, Франции, Финляндии отсутствуют какие-либо ограничения для переизбрания на пост П.
Объем полномочий П. зависит от формы правления.
В парламентской республике (ФРГ, Италия) П. является только главой государства, но не правительства. Реальная исполнительная власть принадлежит возглавляемому премьер-министром правительству, что, в частности, выражается в необходимости контрасигнаций большинства актов П. премьер-министром или соответствующим министром. П., как правило, избирается парламентом или при участии последнего.
В президентской республике П. является не только главой государства, но и главой исполнительной власти, т.е. главой администрации (в США, странах Латинской Америки) или правительства (в Замбии, Беларуси, Казахстане, Узбекистане). Пост премьер-министра, как правило, отсутствует. П. избирается внепарламентским путем, т.е. народом (прямо или косвенно).
В полупрезидентских республиках П. является только главой государства, однако обладает реальными властны-I ми полномочиями, позволяющими ему фактически руководить ответственным перед парламентом правительством (П. назначает премьер-министра, как правило, из числа лидеров наиболее крупной фракции парламента). При этой форме правления П., как правило, избирается на всеобщих выборах. П. имеет право роспуска нижней палаты парламента.
Полномочия П. распространяются на: 1) область управления; 2) области законодательной инициативы; 3) область внешней и военной политики; 4) сферу чрезвычайных полномочий. Глава государства во многих странах провозглашается главнокомандующим вооруженными силами.
Пост П. РСФСР установлен по результатам Всероссийского референдума 7 марта 1991 г. Нынешний статус П. РФ регулируется Конституцией РФ (1993). П. - глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Конституция исходит из ведущего положения П. в системе государственных органов. П. в целом независим от др. органов государственной власти, парламентские и судебные издержки и противовесы, а тем более контроль существуют в минимальной мере. Глава государства в РФ - не часть системы разделения властей, он поставлен над др. ветвями власти. В установленном Конституцией РФ порядке П. принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. П. в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
П. РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность П. РФ более двух сроков подряд. Порядок избрания П. установлен Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. Конституция РФ не предусматривает ответственности П. РФ за нарушение им Конституции, он может быть отрешен от должности лишь за измену Родине или иное тяжкое уголовное преступление.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Литература: Конституция США История и современность. М., 1988; Мигранян А. Реформа политической системы: куда она ведет? /СССР: демографический диагноз М., 1990; Самуилов С. М. О президентской власти в США/ США: экономика, полигика, идеология, 1 990, № 9.
Источник: Толковый политический словарь
Сам институт президентства, судя по результатам исследований, пришелся по душе многим россиянам. Даже в 1990-е годы, когда уровень поддержки Б. Ельцина не превышал 3-4%, необходимость существования в России института президента нашими согражданами не подвергалось сомнению. И сегодня большинство опрошенных (67%) категорически против перехода к парламентской республике, где фактическим главой государства становится премьер-министр. Даже если им мог бы стать В.Путин. Это еще раз подтверждает, что всенародные выборы главы государства были и остаются консенсусной ценностью, которой россияне дорожат.
Высокий уровень поддержки президента, несомненно, связан со стабилизацией экономической и политической ситуации в стране.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image77.png" width="457" height="289" alt="" style="border-width:0px;"
Благоприятная экономическая конъюнктура, связанная с ростом цен на нефть, позволила обеспечить хотя и небольшой, но все же заметный для отдельных категорий граждан рост доходов. Особо следует отметить, что последние 5-6 лет шел достаточно интенсивный процесс формирования если не среднего класса в классическом смысле, то «срединного большинства», которое, не будучи социально однородным образованием, тем не менее в целом позитивно оценивает и деятельность президента, и общий вектор общественных преобразований. Эти группы и слои составляют костяк того, что принято называть «путинским» большинством, которое считает, что президент не только справляется со своими обязанностями, но и является чуть ли не единственным гарантом их прав и интересов.
Когда речь заходит о конкретных экономических, социальных и политических задачах, то здесь уже имеет место существенная дифференциация оценок. Как видно из нижеприведенных данных, после всплеска позитива, пришедшегося на конец первого срока президентства В. Путина, когда различные аспекты его деятельности оценивались в основном в сравнении с его предшественником, соотношение успехов и неудач в 2005 г. заметно уступает ситуации в 2003 г. практически по всем показателям. Из десяти предложенных направлений деятельности президента улучшения фиксируются лишь в четырех: международные позиции России, ситуация в Чечне, общий уровень жизни населения и возможность зарабатывать. Более того, и по этим позициям заметно снизилась доля тех, кто отмечает успехи, и, наоборот, выросло число тех, кто говорит об ухудшении. Самой же провальной, по мнению россиян, продолжает оставаться ситуация в социальной сфере, где положительные изменения видят лишь 12% опрошенных, не видят никаких изменений 32%, и фиксируют ухудшение 50%.
По всей видимости, начинает сказываться то, что сопровождает выход любой страны из кризиса — когда динамика общественных ожиданий обгоняет динамику экономических и социальных перемен, когда планка притязаний, в том числе и к президенту, резко повышается. С этой точки зрения, «возвращение государства» в социальную сферу пришлось как нельзя кстати. Имеются в виду амбициозные национальные проекты, которые будут реализованы в области образования, медицины, ЖКХ в ближайшее время и которые патронирует непосредственно глава государства.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image78.png" width="435" height="641" alt="" style="border-width:0px;"
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image79.png" width="433" height="287" alt="" style="border-width:0px;"
В целом можно констатировать заметное отличие восприятия обществом В. Путина в период первого срока его президентства и второго. Если в 2000-2004 гг. президент был «кризисным управляющим», в задачу которого входило остановить войну в Чечне, преодолеть постдефолтную экономическую ситуацию и обеспечить решение самых «кричащих» социальных проблем, то сегодня В. Путин — президент страны, которая находится на выходе из кризиса, и где главная задача — не только борьба с бедностью, но и обеспечение более высокого качества жизни большинства населения. От того, как эти задачи будут решены, зависит исход президентских выборов 2008 г.
В. В. Петухов
Источник: Словарь политических терминов.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Его правовой статус определен главой 4 Конституции. Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В 1991 г. Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 г. срок полномочий президента был сокращен до 4-х лет. После принятия поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 г., со следующих выборов срок полномочий будет составлять 6 лет.
Президентом России может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать этот пост более двух сроков подряд.
Президент РФ наделен самыми широкими полномочиями и, как глава государства, определяет основные направления внешней и внутренней политики.
Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ (премьерминистра), имеет право председательствовать на заседаниях Кабинета министров и принимает решение об отставке правительства. Глава государства по представлению главы правительства назначает и освобождает от должности заместителей премьерминистра и федеральных министров. По его представлению Госдума утверждает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности; назначает судей других федеральных судов.
Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину России. К исключительным полномочиям главы государства относится также назначение высшего командования Вооруженных Сил страны.
Он формирует свою Администрацию, назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, а также дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент назначает выборы Государственной Думы и вправе распустить ее. Он вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и российскому законодательству.
С 2004 г. президент представляет органам законодательной власти субъектов федерации кандидатуру на пост губернатора, он может отправить губернатора в отставку и распустить Законодательное Собрание, трижды отвергнувшее кандидатуру, предложенную им на пост руководителя исполнительной власти региона.
Глава государства осуществляет руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, а также ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
При необходимости он вправе ввести на всей территории России или в отдельных ее регионах чрезвычайное положение, поставив в известность обе палаты Федерального собрания.
Военное положение в РФ ни разу не вводилось. Чрезвычайное положение вводилось в 1991 г. в Чечено-Ингушетии (не утверждено Верховным Советом), в 1992–95 гг. — в Северной Осетии и Ингушетии (продлялось каждые 2 месяца, отменено после того, как Совет Федерации его не продлил).
В исключительной компетенции высшего должностного лица государства — решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.
Только он имеет право награждать государственными наградами РФ, присваивать почетные, высшие воинские и высшие специальные звания, а также осуществлять помилование. Как высшее должностное лицо президент обладает неприкосновенностью.
Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом. Он досрочно может прекратить исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Последняя процедура (импичмент) осуществляется Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях главы государства признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В случае неспособности президента исполнять свои обязанности их временно исполняет председатель правительства (премьер-министр). Но он не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Нынешний институт президентства основан на Конституции 1993 г. и отражает изменения в структуре государственной власти, произошедшие в России после распада СССР.
После 1917 г. в стране установилась республиканская форма правления в виде Республики Советов. Номинально коллективным главой государства считался Президиум ВЦИК (а позднее Верховного Совета СССР). Указы и законы подписывались его председателем. На самом деле реальная власть в стране принадлежала партийной верхушке.
Первым лицом в любой союзной республике был первый секретарь ЦК ее компартии. Исключение составляла РСФСР, в которой не было республиканской парторганизации: российские обкомы и крайкомы подчинялись напрямую Центральному Комитету КПСС.
При Горбачеве в 1989 г. в союзных республиках был учрежден пост высшего должностного лица — председателя Верховного Совета.
В России председатель ВС избирался Съездом народных депутатов (в остальных 14 республиках — Верховным Советом).
15 марта 1989 г. Союзный съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М. Горбачева. 16 мая 1990 г. открылся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал в третьем туре Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельцина.
Вскоре народные депутаты из блока «Демократическая Россия» сочли, что этот статус не предоставляет Ельцину достаточно полномочий для осуществления радикальных реформ и выступили за введение — путем референдума — поста всенародно избираемого президента РСФСР. Это решение было принято на референдуме 17 марта 1991 г.
Кандидатов могли выдвигать партии, движения, профсоюзы, а также трудовые коллективы и собрания граждан по месту жительства. Для регистрации необходимо было собрать 100 тыс. подписей. Кандидаты от общественных объединений могли вместо сбора подписей заручиться поддержкой 1/5 состава Съезда народных депутатов России (214 депутатов) — именно так поступил председатель ЛДПСС В. Жириновский.
Порядок избрания предполагал наличие «в связке» и кандидата в вице-президенты. В состоявшихся 12 июня 1991 г. выборах Президента РСФСР участвовали В. Бакатин, Б. Ельцин, В. Жириновский, А. Макашов, Н. Рыжков, А. Тулеев. Победу одержал Б. Ельцин, набравший 57,3% голосов избирателей. 10 июля он вступил в должность. Вице-президентом стал А. Руцкой.
Дополнительные полномочия, не предусмотренные действующей конституцией РСФСР 1978 г. (право издавать указы в сфере экономики, противоречащие действующему законодательству, самостоятельно, без согласования с парламентом, формировать правительство и назначать глав администраций во всех регионах, кроме республик и др.) Ельцин получил от Съезда народных депутатов 1 ноября 1991 г.
В дальнейшем ВС и Съезд народных депутатов, напротив, стали ограничивать полномочия президента путем принятия соотв. поправок к Конституции и т. п. Это привело к конфликту по поводу разделения полномочий между президентом и Съездом народных депутатов, принявшему форму вооруженного противостояния во время октябрьских событий 1993 г.
9 октября 1993 г. Ельцин прекратил полномочия Советов всех уровней, в т. ч. Верховного Совета, демонтировав остатки существовавшего до этого времени государственного устройства. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации на основе ее президентского варианта, предполагавшая в т. ч. изменение порядка выдвижения кандидатов в президенты.
Начиная с избирательной кампании 1996 г. правом выдвижения кандидатов обладали избирательные объединения (с 2004 г. — только политические партии) и группы граждан, собравшие достаточное количество подписей (в 1996 — 1 млн, в 2000 — 500 тыс., т. к. выборы были досрочными; в 2004 и 2008 — 2 млн).
На президентских выборах 1996 г. было зарегистрировано 11 кандидатов. Выборы прошли в 2 тура. В первом (16 июня) Б. Ельцин, действующий Президент РФ, набрал 35,28%, Г. Зюганов (КРПФ) — 32,03%, А. Лебедь (инициативная группа — ИГ) — 14,52%, Г. Явлинский («Яблоко») — 7,34%, В. Жириновский (ЛДПР)— 5,70%, С. Федоров (Партия самоуправления трудящихся) — 0,92%, М. Горбачев («Горбачев-Фонд») — 0,51%, М. Шаккум (ИГ) — 0,37%, Ю. Власов (ИГ) — 0,20%, В. Брынцалов (ИГ) — 0,16%. А. Тулеев 13 июня снял свою кандидатуру в пользу Зюганова.
Во втором туре (3 июля) президентом был избран Ельцин, получивший 53,82% голосов. Его соперник Г. Зюганов набрал 40,31%.
Следующие выборы были досрочными, так как Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке.
В соответствии с Конституцией они были проведены в трехмесячный срок после прекращения полномочий президента.
Кандидатами было зарегистрировано 11 чел., включая исполняющего обязанности Президента РФ, премьер-министра В. Путина. Он был избран главой государства, получив 52,94% голосов избирателей. Его главный соперник Г. Зюганов (КПРФ) получил 29,21%. Голоса остальных избирателей распределились так: Г. Явлинский («Яблоко») получил 5,80%, А. Тулеев — 2,95%, В. Жириновский (ЛДПР) — 2,70%, К. Титов — 1,47%, Э. Памфилова («За гражданское достоинство») — 1,01%, С. Говорухин («Отечество — Вся Россия») — 0,44%, Ю. Скуратов — 0,43%, А. Подберезкин («Духовное наследие») — 0,13%, У. Джабраилов — 0,10%. Для участия в президентских выборах 2004 г. было зарегистрировано 6 кандидатов. Они состоялись 14 марта 2004 г. В. Путин набрал 71,31% голосов избирателей, Н. Харитонов (КПРФ, «Аграрный союз») — 13,69%, С. Глазьев — 4,10%, И. Хакамада (СПС) — 3,84%, О. Малышкин (ЛДПР) — 2,02%, С. Миронов (Российская партия Жизни) — 0,75%.
В избирательной кампании 2008 г. право выдвигать кандидатов на пост президента было предоставлено только парламентским партиям, а также инициативным группам граждан, собравшим 2 млн подписей в пользу кандидата. Партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», а также не представленные в Госдуме Аграрная партия и партия «Гражданская сила» выдвинули кандидатом в президенты Д. Медведева, первого вице-премьера российского правительства. Эту кандидатуру поддержал и Президент РФ В. Путин. КПРФ кандидатом выдвинула Г. Зюганова, ЛДПР — В. Жириновского. Еще одним претендентом стал А. Богданов, лидер Демократической партии России, зарегистрированный после того, как собрал 2 млн подписей в свою поддержку.
Выборы, состоявшиеся 2 марта 2008 г., убедительно выиграл Медведев (70,28%). Зюганов набрал 17,72%, Жириновский — 9,34%, Богданов — 1,29%. Явка составила 69,78% — в выборах участвовали почти 75 млн россиян.
5 ноября 2008 г. в своем послании Федеральному собранию президент РФ Д. Медведев предложил увеличить срок полномочий президента до 6 лет, а депутатов Госдумы — до 5 лет, что дало бы дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти. 11 ноября Д. Медведев внес в Госдуму законопроекты об изменении сроков полномочий президента и парламента. Депутаты Госдумы РФ одобрили эти поправки в первом (14 ноября) и втором (19 ноября) чтении.
16 ноября 2008 г., выступая перед журналистами в Вашингтоне после антикризисного совещания «Большой двадцатки» (расширенный формат «Большой восьмерки»), Д. Медведев уточнил, что предложенная им конституционная реформа не коснется его нынешнего срока, который останется четырехлетним.