ПРЕССА
ПРЕССА
(от лат. pressa» давить, жать, в смысле делать оттиск) — общее название периодической печати, т. е. газет и журналов.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
ПРЕССА
the press) - периодическая печать (газеты, журналы) П. нередко за силу воздействия на общественное мнение называют "четвертой властью".
ПРЕССА
Периодическая печать (газеты, журналы). Представители П.- редакторы и заведующие отделами газет и журналов, журналисты, специальные корреспонденты.
Пресса
Presse Общ.: обозначение для всех форм печатной продукции, в письменной и графической форме, газеты, плакаты, журналы и т. д. Спец.: Законодательство о печати и свобода печати (ст. 5 ОЗ ФРГ, законы о П. федеральных земель) содержат основные гражданские права, которые охраняют свободу мысли и получение информации. Политическое значение П. приобретает с конца xVIII в., когда она впервые была применена как важный политический инструмент в борьбе буржуазии против абсолютной монархии. Государственная цензура в Германии была отменена конституцией 1871 г., но фактически продолжала существовать. В демократических государствах свобода П. является важной частью свободы мысли (т. н. четвертая власть) и рассматривается как критерий развитости демократии и прав человека. Угроза П. исходит от ее концентрации, т. е. пребывания нескольких газет и журналов в руках одного предпринимателя. Подобные процессы наблюдаются и в Германии. См.: Основные права
Пресса
После бурных 1980-х, когда тиражи практически всех печатных изданий увеличились в десятки, если не в сотни раз, рынок печатных СМИ довольно долго переживал не лучшие времена.
В 1990-е годы обществом была востребована по сути западная модель СМИ, главная задача которых состоит в том, чтобы информировать и развлекать публику. Совершенно ясно, что в этом отношении печатным медиа трудно было конкурировать с телевидением и радио, а также входящим в жизнь Интернетом как с точки зрения оперативности, так и с точки зрения технических возможностей охвата аудитории. Не случайно подавляющая часть населения (76%) рассматривает в качестве основного источника информации прежде всего центральные каналы телевидения, еще треть (32%) — областное телевидение и телевидение местное, региональное. Печатные СМИ, центральные и местные, заметно уступают телевидению. Что касается Интернета, то здесь ситуация в мегаполисах и провинции заметно отличается. Если в столицах услугами Интернета пользуются 21% опрошенных, то в крупных городах — от 9% до 12%, а на селе и вовсе лишь 3%.
Тем не менее считать, что рынок печатных СМИ находится в кризисе, было бы большим преувеличением. Сегодня не только предложение огромно (прежде всего с точки зрения разнообразия и учета самых разных интересов отдельных групп общества), но и спрос на печатные СМИ, как показывает исследование, достаточно высок. Лишь 21% россиян заявляют о том, что они практически никогда не читают газет. При этом центральная и региональная пресса пользуются примерно одинаковым спросом у населения. Что касается доверия, то россияне склонны в большей степени доверять общероссийским газетам и журналам (41%), тогда как региональным изданиям — 22%. Немало, однако, и тех (27%), кто вообще не верит никаким печатным СМИ.
То, что россияне больше доверяют общероссийским изданиям, в первую очередь связано с тем, что центральные печатные СМИ являются относительно более независимыми, прежде всего в плане возможностей привлечения больших финансовых средств от рекламы, а местные издания такой возможности лишены, и уже в силу этого вынуждены, для того чтобы выжить, больше ориентироваться на местную власть и местный бизнес.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image80.png" width="408" height="411" alt="" style="border-width:0px;"
И в центре, и на местах лидируют ежедневные и еженедельные издания общественно-политического толка. Читают более или менее регулярно ежедневные общероссийские издания и еженедельные издания (типа «Литературной газеты», «Московских новостей») 18% и 30% респондентов соответственно. 35% предпочитают местные ежедневные или еженедельные газеты общест венно-политического характера. «Желтую» прессу, разного рода развлекательные издания, выпускаемые в Москве, регулярно читают 12% опрошенных, местные — 13%. Это вовсе не означает, что россияне сверх политизированы и выбирают общественно-политические издания именно по причине того, что они дают полную разностороннюю информацию о происходящих в стране и за рубежом событиях. Современные еженедельные и ежедневные газеты, как правило, уделяют много внимания культуре, спорту, образованию, полезным советам, и читатель может получить много полезных сведений на самые разные темы. На вопрос: «Какие материалы в газетах Вас в большей степени интересуют?» 42% опрошенных отметили статьи на общественно-политические темы, 45% публикации на разнообразные бытовые темы, полезные советы. Высок интерес и к криминальной хронике — 35%. Есть интересующиеся финансово-экономической проблематикой, спортом, светской жизнью и развлечениями и даже чтением программ телепередач. Интерес к общественно-политическим темам наиболее высок среди респондентов в возрасте от 45 лет и старше (49-50%). Среди россиян 18-24 лет интересуются политикой лишь 29%, в этой группе больше тех, кого привлекают материалы о светской жизни — 32%. Спортивная информация их интересует в большей степени, чем опрошенных других возрастов (25%). Они же чаще других предпочитают криминальную хронику (40%). Значительно меньше эта тема волнует тех, кому 60 и более лет (23%).
Сегодня есть газеты и журналы практически на любой вкус. Именно поэтому почти половина опрошенных (48%) считают, что современная российская пресса стала заметно интересней. И лишь 12% придерживаются противоположного мнения. Чуть больше четверти россиян не видят каких-либо принципиальных изменений ни в лучшую, ни в худшую стороны.
В целом можно констатировать, что российская пресса преодолела трудные времена. Большинство как федеральных, так и региональных изданий находят своего читателя.
В. В. Петухов
В 1990-е годы обществом была востребована по сути западная модель СМИ, главная задача которых состоит в том, чтобы информировать и развлекать публику. Совершенно ясно, что в этом отношении печатным медиа трудно было конкурировать с телевидением и радио, а также входящим в жизнь Интернетом как с точки зрения оперативности, так и с точки зрения технических возможностей охвата аудитории. Не случайно подавляющая часть населения (76%) рассматривает в качестве основного источника информации прежде всего центральные каналы телевидения, еще треть (32%) — областное телевидение и телевидение местное, региональное. Печатные СМИ, центральные и местные, заметно уступают телевидению. Что касается Интернета, то здесь ситуация в мегаполисах и провинции заметно отличается. Если в столицах услугами Интернета пользуются 21% опрошенных, то в крупных городах — от 9% до 12%, а на селе и вовсе лишь 3%.
Тем не менее считать, что рынок печатных СМИ находится в кризисе, было бы большим преувеличением. Сегодня не только предложение огромно (прежде всего с точки зрения разнообразия и учета самых разных интересов отдельных групп общества), но и спрос на печатные СМИ, как показывает исследование, достаточно высок. Лишь 21% россиян заявляют о том, что они практически никогда не читают газет. При этом центральная и региональная пресса пользуются примерно одинаковым спросом у населения. Что касается доверия, то россияне склонны в большей степени доверять общероссийским газетам и журналам (41%), тогда как региональным изданиям — 22%. Немало, однако, и тех (27%), кто вообще не верит никаким печатным СМИ.
То, что россияне больше доверяют общероссийским изданиям, в первую очередь связано с тем, что центральные печатные СМИ являются относительно более независимыми, прежде всего в плане возможностей привлечения больших финансовых средств от рекламы, а местные издания такой возможности лишены, и уже в силу этого вынуждены, для того чтобы выжить, больше ориентироваться на местную власть и местный бизнес.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image80.png" width="408" height="411" alt="" style="border-width:0px;"
И в центре, и на местах лидируют ежедневные и еженедельные издания общественно-политического толка. Читают более или менее регулярно ежедневные общероссийские издания и еженедельные издания (типа «Литературной газеты», «Московских новостей») 18% и 30% респондентов соответственно. 35% предпочитают местные ежедневные или еженедельные газеты общест венно-политического характера. «Желтую» прессу, разного рода развлекательные издания, выпускаемые в Москве, регулярно читают 12% опрошенных, местные — 13%. Это вовсе не означает, что россияне сверх политизированы и выбирают общественно-политические издания именно по причине того, что они дают полную разностороннюю информацию о происходящих в стране и за рубежом событиях. Современные еженедельные и ежедневные газеты, как правило, уделяют много внимания культуре, спорту, образованию, полезным советам, и читатель может получить много полезных сведений на самые разные темы. На вопрос: «Какие материалы в газетах Вас в большей степени интересуют?» 42% опрошенных отметили статьи на общественно-политические темы, 45% публикации на разнообразные бытовые темы, полезные советы. Высок интерес и к криминальной хронике — 35%. Есть интересующиеся финансово-экономической проблематикой, спортом, светской жизнью и развлечениями и даже чтением программ телепередач. Интерес к общественно-политическим темам наиболее высок среди респондентов в возрасте от 45 лет и старше (49-50%). Среди россиян 18-24 лет интересуются политикой лишь 29%, в этой группе больше тех, кого привлекают материалы о светской жизни — 32%. Спортивная информация их интересует в большей степени, чем опрошенных других возрастов (25%). Они же чаще других предпочитают криминальную хронику (40%). Значительно меньше эта тема волнует тех, кому 60 и более лет (23%).
Сегодня есть газеты и журналы практически на любой вкус. Именно поэтому почти половина опрошенных (48%) считают, что современная российская пресса стала заметно интересней. И лишь 12% придерживаются противоположного мнения. Чуть больше четверти россиян не видят каких-либо принципиальных изменений ни в лучшую, ни в худшую стороны.
В целом можно констатировать, что российская пресса преодолела трудные времена. Большинство как федеральных, так и региональных изданий находят своего читателя.
В. В. Петухов
Источник: Словарь политических терминов.