ПРЕМЬЕР-МИНИСТР
Премьер-министр
в ряде государств глава правительства.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Премьер-министр
глава правительства, чья власть исходит от партии большинства или коалиции партий в парламенте.
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Премьер-министр
(Prime minister, Премьер-министр) - высшее должностное лицо в системе исполнительной власти руководящий работой правительства страны.
Премьер-министр
Premierminister. Prime Minister (франц.). 1) Первый министр, который, например, во Франции, назначается президентом и руководит советом министров. 2) Обозначение для главы правительства в Великобритании.
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР
(от фр. premier первый) в ряде современных буржуазных государств глава правительства, как правило, назначаемый главой государства. П.м. является лидером располагающей большинством в парламенте партии или партийной коалиции.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР
фр. premier ministre) - глава правительства в Австралии, Беларуси, Великобритании, Италии, Канаде, Латвии, Литве, Португалии, Румынии, Финляндии, Франции, Эстонии, Японии и ряде др. стран; председатель кабинета министров.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Премьер-министр
Ministerpräsident/Ministerpräsidentin. Prime Minister 1) П.м. в Германии – руководитель правительства федеральных земель (кроме городов в ранге земель). 2. П.м. в некоторых государствах – руководитель правительства (в т. ч. Франция, Великобритания, Италия, Ирландия, Польша). См.: Кабинет – Правительство
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР
(prime minister) Глава исполнительной власти и кабинета министров в рамках парламентской системы (там, где таковой существует). Однако значение этой должности варьируется в зависимости от институционного устройства, характера партийного правительства и политических обстоятельств, в которых осуществляется руководящая деятельность премьер-министра. Институционные ограничения власти премьер-министра могут быть связаны с территориальным распределением власти в федеративных системах, как, например, в Канаде, или в системах, разделенных на регионы, как в Испании, с наличием влиятельной второй палаты парламента, такой как германский бундесрат, наличием конституционных судов или с политической культурой, предоставляющей власть неправительственным институтам, таким как ассоциации предпринимателей или профсоюзы. Соответственно, может случиться, что премьер-министр должен будет управлять, действуя вместе с другими партнерами. Аналогичным образом многие правительства в парламентских системах представляют собой коалиции различных партий, что делает необходимым уступки в связи с различающимися интересами разных партий для того, чтобы сохранить целостное правительство. В некоторых странах, особенно в Нидерландах, по традиции премьер-министры выступают в основном не как руководители, а как посредники во внутриправительственных разногласиях. В некоторых странах, таких как Швейцария, политическая власть настолько рассредоточена, что фактически роль премьер-министра сведена к положению символической фигуры. Институциональная система, напротив, характеризуется высокой степенью централизации, и избирательная система обычно дает возможность создать однопартийное правительство, поддерживаемое дисциплинированной партийной фракцией в парламенте. Это способствует формированию такого круга полномочий премьер-министра, который, как правило, невозможен в вышеуказанных странах: право назначать и смещать министров, право определять общие направления политики правительства, право решающего голоса при разногласиях между министрами в правительстве, а также право выступать от имени правительства во всех областях политики. С 1960-х гг. вызывает тревогу склонность официальных представителей власти расширять ее и злоупотреблять ею. Анализ сложной системы функционирования британского кабинета и – в более широком масштабе – политической исполнительной власти приводит по меньшей мере к неотчетливо выраженному подтверждению этого тезиса. Действительно, деятельность любого премьер-министра зависит от поддержки со стороны солидного большинства в парламенте, сплоченности партии, предпочтения избирателями сильного руководства в исполнительной власти, а также активности и энергичности официальных представителей власти. При отсутствии в течение продолжительного времени таких политических условий премьер-министр может вынужденно или добровольно оказаться в роли посредника или арбитра, подобно своим коллегам в других системах.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь