отношение, в котором индивид или группа людей действует от лица и от имени более широкой категории людей; представительство осуществляется следующими способами: доверительство, делегирование и пропорциональная репрезентация.
Представительство
Представительство
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Представительство
репрезентация Repräsentation. Representation (лат. praesto – брать на себя ответственность). Основной политический принцип, в соответствии с которым (как правило, крупные) группы людей или группы населения участвуют в принятии политических (экономических, социальных) решений не непосредственно сами и постоянно, а через выбранных представителей (например, парламентские депутаты, члены объединений и партийные деятели, акционеры и наблюдательные советы акционерных обществ). П. может быть связано с императивным мандатом, т. е. представительство определяется предписаниями, либо оно свободно, и представитель следует только своими побуждениями (свободный мандат). См.: Прямая демократия – Мандат – Представительная демократия
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Благодаря представительству общественное мнение включается в процесс принятия решений. Представительство может быть обеспечено несколькими путями, включая механизмы консультаций и кооптацию.[8]В либерально-демократических политических системах принцип представительства действует, в частности, в процессе избрания членов законодательных органов, которые теоретически представляют интересы тех, кто обеспечил их депутатство. В результате формируется канал взаимодействия между властью и гражданами.
Характер этого взаимодействия может быть различным. Обычно речь идет о территориальном представительстве, при котором законодатель представляет конкретный географический регион и его население. Другой формой представительства является существующее в некоторых странах функциональное представительство, при котором законодатели представляют частные интересы групп. На базе такого представительства формируется верхняя палата ирландского парламента, некоторые депутаты которого избираются для того, чтобы выражать интересы отдельных профессиональных групп.
Серьезный вопрос, связанный с системой представительства, состоит в том, насколько добросовестно люди, занимающие выборные должности, действительно представляют общественное мнение. Избранники народа могут выступать в роли либо делегатов, либо представителей. Делегат — это избранное должностное лицо, которое действует в соответствии с полученными от электората наказами (если таковые имеются). Этим делегат отличается от представителя, чьи действия определяются его собственными убеждениями и мотивами. После избрания на действия представителей не налагается никаких формальных ограничений, которые могли бы послужить основанием для обвинений в пренебрежении мнением избирателей. Характер отношений между избранным и избирателями может отчасти зависеть от позиции партии. В период нахождения в должности партийная дисциплина может требовать от депутата, чтобы он жертвовал интересами своего региона ради партийных интересов, когда эти интересы не совпадают.
Еще одной концепцией представительства (именуемой специфическим представительством) утверждается, что институт представительной власти только в том случае будет действительно отражать общественное мнение, если будет состоять из представителей всех основных социальных групп общества пропорционально их весу.
См. также статьи «Законодательная ветвь власти», «Корпоративизм», «Либеральная демократия», «Политическая партия».
Источник: 101 ключевая идея политика
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
(representation) Одно из центральных понятий в политике, хотя и несколько расплывчатое. Используется в разных контекстах в противоположных значениях. Глагол "представлять" (represent) первоначально относился к искусству. Исполнить пьесу буквально означало "пред-ставить" ее персонажей, изобразить их. Такое употребление этого слова еще сохраняется в выражениях типа: "Благодаря вам я представил себе, что...". Затем, начиная с XVI в., оно стало также означать "действовать по поручению, от чьего-то лица". Обычно при этом подразумевалось, что один человек действует вместо и в интересах другого, как, например, юрист, представляющий своего клиента, или посол, представляющий монарха. Но оно могло относиться и к ситуации, когда одно лицо (юридическое) действует в интересах группы людей, как это представлено в первой и по-прежнему наиболее важной дискуссии по политической теории, содержащейся в гл. XVI "Левиафана" Гоббса (Hobbes). "Суверен" Гоббса не обязательно должен быть в буквальном смысле одним лицом – сувереном может быть любая группа людей (с нечетным числом участников). Гоббс везде говорит о суверене как о едином юридическом лице, представляющем группу подданных, из которых каждые двое заключили между собой договор о передаче своих естественных прав суверену. Отсюда оставался всего лишь шаг (впервые сделанный во время английской гражданской войны) к третьему, в настоящее время чаще всего используемому значению этого слова: "быть официальным полномочным представителем или замещать кого-либо в... законодательном или совещательном собрании; быть членом парламента от какого-либо округа" ("Оксфордский словарь английского языка", слово represent – представлять, значения 1 и 8; слово representation – представительство, значения 1, 7 и 8). "Представление" в значении "изображение", "образ" ведет к понятию "микрокосм". Во времена американской революции Джон Адамс (Adams) высказал такую мысль: законодательный орган "должен быть точным портретом в миниатюре народа в целом, поскольку должен думать, чувствовать, рассуждать и действовать подобно ему". Это понятие лежит в основе выражения "статистически представительный". Технически "выборка" является представительной по отношению к населению, если каждый человек из числа этого населения имеет равные возможности быть отобранным в данную выборку. В обыденном понимании выборка будет представительной, если она включает в себя подгруппы в том же соотношении, что и население, из которого производится выборка (см.: опрос общественного мнения). В политических дискуссиях релевантные подгруппы – это, как правило, группы, принадлежащие к определенной возрастной, половой, классовой и/или национальной категории. Понятие, обозначающее отношение "патрон – доверенное лицо" ("действия от чьего-либо имени"), имеет четко выраженный смысл, когда один человек действует от лица другого. Доверенное лицо действует в интересах патрона – с теми или иными отступлениями, определяемыми ситуацией. Каковы допустимые пределы таких отступлений у политических представителей – излюбленный вопрос в дебатах по политической теории (см.: Burk – Берк, virtual representation – фактическое представительство). Интерпретация представления об отношениях "принципал – доверенное лицо", когда одно доверенное лицо действует в интересах многих принципалов, как это имеет место в случае с представителем законодательной власти, представляется не столь определенной. Избирательный округ имеет свои интересы, выражать их могут отдельные люди. Как может представитель законодательной власти определить, кого представлять, если его избиратели расходятся во мнениях? Один из ответов состоит в том, что он представляет большинство тех, кто голосовал, но это верно при условии, что использовалась мажоритарная избирательная система, такая как альтернативное голосование (alternative vote). При использовании избирательных систем относительного большинства (plurality) это зачастую не соответствует действительности. Концепции микрокосма и отношений "принципал – доверенное лицо" могут вступать между собой в противоречие. Если члены парламента образуют (во всех соответствующих отношениях) микрокосм избирателей, но не выполняют пожеланий избирателей, они представительны в первом смысле, но отнюдь не во втором, и, наоборот, – если они выполняют волю избирателей, не будучи статистически представительными. "Микрокосмические" концепции представительства ассоциируются с пропорциональным представительством (proportional representation), а концепции отношений "принципал – доверенное лицо" – с мажоритарной системой. Школа пропорционального представительства обращает внимание на состав парламента, сторонники мажоритарной системы – на его решения. Другой аспект справедливого представительства касается вопросов установления границ, деления на избирательные округа, а также значения принципа "один человек – один голос". В США после исторического решения по делу "Бейкер против Карра" (1962) суды следят за соблюдением математически точного равенства численности населения в округах по выборам в Конгресс и в то же время безуспешно прилагают усилия, пытаясь установить правильное в пропорциональном отношении количество избирательных округов с разделением населения на "большинство – меньшинство", т.е. округов, где американские негры или испаноговорящие американцы составляли бы большинство населения. В Соединенном Королевстве, напротив, допускается (почти не вызывая общественного обсуждения) колебание числа избирателей в округах от 22 784 до 99 838 (данные за 1992 г.). Таким образом, две системы, обе считающиеся представительными демократиями, могут исходить из весьма различных концепций представительства.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь