ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯПРАВИТЕЛЬСТВО БОЛЬШИНСТВА

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Найдено 10 определений термина ПРАВИТЕЛЬСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Правительство

высший орган исполнительной ветви политической государственной власти в стране.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Government) - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти в стране.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ПРАВИТЕЛЬСТВО

высший орган в системе органов исполнительной власти государства либо его составной части (субъекта федерации, автономии).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политологический словарь-справочник

Правительство

орган исполнительной власти государства либо его автономий, осуществляющий всю полноту этой власти на территории или всего государства, или, соответственно, на территории региона, автономии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политико-терминологический словарь

Правительство

высший орган исполнительной ветви политической государственной власти в стране. Возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Правительство

государственный институт, система управления, обладающая правом монопольного использования физического принуждения для проведения в жизнь законов и обычаев на территории данной страны. «Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров» (см. Конституция РФ. Ст. 110)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

ПРАВИТЕЛЬСТВО

исполнительный орган власти в правовом государстве, осуществляющий интересы общества в соответствии с законами и под контролем, парламента. Формирование и деятельность П. зависит от формы правления. В президентской республике П. формируется президентом и потому почти не зависит от расстановки партии и партийном борьбы в парламенте. Для парламентарных форм правления характерно формирование исполнительного органа партийным большинством парламенте. В XVIII в. бытовало сравнение парламента с головой, а П. — с руками. Однако деятельность П. не ограничивается механическим исполнением законов. П. реализует интересы, возложенные на него законом и опирается на него. Кроме того, П. обладает законодательной инициативой (в наибольшей степени это присуще парламентаризму), имеет право наложения вето на законы, принятые парламентом (характерно для президентской республики), составляет проект бюджета и реализует его после утверждения парламентом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый политический словарь

ПРАВИТЕЛЬСТВО

коллегиальный орган исполнительной власти государства и его субъектов, осуществляющий всю полноту этой власти на соответствующей территории. Полномочия федерального и территориальных органов исполнительной власти определяются Конституцией и другими законами, основанными на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России. В своей деятельности оно руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. К полномочиям Правительства России относится: разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения; обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др.

В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения как культурного наследия народов РФ. (Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации", 17 декабря 1997 года). Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В соответствии с Конституцией федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы назначать соответствующих должностных лиц, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Круг полномочий правительств субъектов Федерации определяется федеральными законами, а также законодательным органом субъекта Федерации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

ПРАВИТЕЛЬСТВО

высший коллегиальный исполнительный орган государства. П. в разных странах носят различные конституционные наименования: Кабинет - в Японии; Совет министров - в Индии; Правительство - в Чехии, Колумбии; Совет министров (Правительство) - во Франции и на Кубе; Государственный совет - в Китае; Федеральное правительство - в Германии; Федеральный совет - в Швейцарии; Административный совет - в КНДР и т.д.

В зависимости от формы правления и в связи со степенью участия парламента в формировании П. можно разграничить две основные модели формальной процедуры образования П.: парламентскую и внепарламентскую.

Парламентская модель предусматривает формирование П. на базе итогов парламентских выборов (при двухпалатном парламенте - обычно выборов в нижнюю палату). Это характерно для парламентских республик, монархий и для многих смешанных республик. По общему правилу, глава государства назначает главу П., в отношении которого есть основания полагать, что он и возглавляемое им П. будут пользоваться доверием большинства парламента или его нижней палаты. Получив мандат, глава П. формирует состав П. и представляет его вместе с программой действий на утверждение парламенту (напр., Палате общин в Великобритании, обеим палатам в Италии). В некоторых странах (напр., в Болгарии) парламенту представляется только глава П., который после своего утверждения парламентом формирует П. и представляет его для назначения главе государства. В Германии Бундестаг должен выбрать Федерального канцлера по предложению Федерального президента, а если это не удается, то может произвести такой выбор по собственному разумению. В Швеции назначение главы П. производится не королем, а тальманом Риксдага. В парламентарных государствах П. несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). Это означает, что при утрате парламентского большинства (напр., при расколе правительственной коалиции) П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы.

Внепарламентская модель формирования центральной исполнительной власти характерна для президентских республик и дуалистических монархий, а также и для некоторых смешанных республик. В последнем случае нужно различать формально внепарламентскую модель, которая на деле является парламентской, поскольку П. нуждается в доверии парламента (нижней палаты), как это имеет место во Франции (здесь П. формируется премьер-министр, который назначается президентом), и реально внепарламентскую, от которой центральная исполнительная власть в доверии парламента не сдается и формируется совершенно зависимо от него. Так, в президентской республике П. формируется президентом и потому почти не зависит от расстановки партий и партийной борьбы в парламенте. В президентских публиках П. формируется президентом, причем из назначенных им членов П. (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) должен быть утвержден парламентом.

П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПРАВИТЕЛЬСТВО

высший орган исполнительной власти в государстве (Кабинет министров, Совет министров).

Его формируют из министров (комиссаров, уполномоченных), руководящих наиболее важными направлениями, определяющих жизнедеятельность государства.

«Первичное разделение властей» произошло уже в условиях родовой общины, когда еще не было государственных институтов. В родоплеменных сообществах нередко вводилась на период боевых действий должность военного предводителя, отвечавшего при вожде за военные вопросы, существовал совет старейшин, который занимался практически всеми вопросами хозяйственной жизни общины — распределением продовольствия, организацией охоты, а позднее — земледельческих работ и скотоводства, устроением жилищ, воспитанием молодежи.

Профессиональные правительства появились в древних государствах Востока — Месопотамии, Египте, Северной Индии и Китае. И повсеместно в этих обществах на смену родовой аристократии в качестве управленцев приходила бюрократия. В условиях, когда правители в этих странах обладали абсолютной властью, и их статус, как правило, носивший сакральный характер, предполагал тотальный контроль над всеми сферами жизни подданных, обеспечить его можно было только при наличии значительного чиновничьего аппарата. Существенную роль в нем играли ведомства, занимавшиеся постройкой и поддержанием в порядке каналов, колодцев и иных ирригационных сооружений.

«Силовые» министерства первоначально создавались главным образом для охраны этих объектов и осуществления полицейско-надзирательских функций в отношении тех, кто строил эти каналы и обеспечивал режим их эксплуатации. В условиях высокой зависимости урожаев от климатических условий (наводнений, засухи, ураганов, нашествий саранчи) особую важность приобретало значение структур, занимающихся учетом, хранением и распределением продовольствия. Строгому учету подлежал и скот: в древнем Египте существовало специальное ведомство во главе с надзирателем «за рогатым скотом, копытами и перьями».

В Древнем Китае еще со времен эпохи Чжоу (середина первого тысячелетия до н. э.) при дворе верховного правителя — вана — существовало 3 основных ведомства: земледелия, войны и общественных работ.

В древности довольно рано появился и статус второго после властителя человека в государстве, который на практике и возглавлял всю исполнительную власть. В Месопотамии в XXII в. до н. э. в Уруке «кабинетом», состоящим из «царских людей» или «рабов царя», руководил «великий посланец». Но по-настоящему роль первого министра как главы исполнительной власти окончательно оформилась в большинстве как европейских, так и азиатских государств лишь в Средние века.

Едва ли не правилом было то, что первые министры (визири) были истинными правителями государств при царствующих монархах, зачастую беспомощных в вопросах государственного управления. Так, широкомасштабные реформы в Китае эпохи Сун (960–1279) разработал первый министр Ван Аньши, а вовсе не бездарный и ничтожный император, не пользующийся авторитетом среди подданных. Истинным правителем Франции в первой половине XVII в. был кардинал Ришелье, а не король Людовик XIII. И таких примеров в истории немало. Во многом это и обусловило последующую эволюцию государственного устройства в ряде стран, выбравших демократическую модель.

Во всех современных конституционных монархиях Европы и Азии главой исполнительной власти является премьер-министр. Монарх, номинально являясь главой государства, полнотой власти в стране не обладает и выполняет представительские функции, будучи только «символом нации». Аналогичная ситуация в парламентских республиках, где первыми лицами в государствах являются главы кабинетов, сформированных из представителей победивших на выборах партий — например, в Германии, Италии, Израиле, Турции, Индии. Во всех этих странах президенты выполняют чисто представительские функции и не имеют реальной возможности влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Иная ситуация в президентских республиках. Там глава правительства фактически назначается президентом (при утверждении состава кабинета парламентом), но, как правило, с учетом результатов выборов. Нередка ситуация, когда президент и премьер-министр — политические оппоненты (эта ситуация часто повторялась, например, в истории нынешней Пятой республики во Франции или на современной Украине). Но, в основном, в демократиях этого типа правительства носят «технический» характер, а министры, включая премьера, в большей степени менеджеры, чем политики.

Ярким примером такого способа государственного управления являются США, где президент, будучи главой государства, фактически возглавляет и правительство, самостоятельно назначает министров (по согласованию с Конгрессом) и определяет политику кабинета.

В абсолютных монархиях Ближнего Востока правительства возглавляют исключительно представители правящих династий, нередко — наследники престола.

Прообразы органов исполнительной власти в Древней Руси просматриваются уже в факте существования при великих князьях «старшей дружины», состоявшей из бояр и «мужей». Из них князь формировал «думу», куда нередко приглашались городские старейшины из числа богатых и влиятельных горожан. Без этого органа князь никогда не принимал единоличных решений. Бояре становились наместниками городов, судьями и чиновниками.

В тех русских землях, где сильны были традиции вечевого самоуправления, тоже действовали органы исполнительной власти, решавшие самые разнообразные вопросы экономической и политической жизни городов. В Новгороде, прежде чем то или иное решение выносилось на вече для принятия, проект его готовился особым правительственным советом — «господою». В нее входили все влиятельные городские сановники — посадники и тысяцкие, как действующие («степенные»), так и бывшие («старые»). «Господа» определяла всю внешнюю и внутреннюю политику Великого Новгорода, вече фактически просто одобряло уже принятые решения.

В русских землях вообще было распространенным обычаем, когда церковные иерархи осуществляли и светскую власть, как правило, по причине несовершеннолетия правителей, но нередко и в случае неспособности князя к управлению уделом.

После смерти Ивана I Даниловича и его старшего сына Симеона Гордого великим князем стал другой сын Калиты — Иван II Красный. Но фактически Московским княжеством правил не он, а деятельный, обладающий исключительным умом митрополит Алексий. Именно владыка стал главным инициатором и идеологом собирания русских земель вокруг Москвы. Он продолжал возглавлять русское правительство и при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, будущем победителе Мамая.

С усилением централизованной власти московских князей возрастает и роль органов исполнительной власти. Правительство страны — боярская Дума, в состав которой входили представители старинных боярских родов и высшие чиновники (думские дьяки) — рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства и вырабатывало решение — «приговаривало». Этот «приговор» «по государеву указу» становился законом.

Дума руководила приказами. Они ведали самыми разнообразными вопросами внутренней и внешней политики Московского государства и были фактически прообразами современных министерств. В ведении Посольского приказа были вопросы внешних сношений, Разрядного — военные дела. Стрелецкий приказ руководил стрелецкими полками, Холопий — рассматривал дела, связанные с многочисленной категорией зависимого населения. Общее количество приказов доходило до 40. Они просуществовали до начала XVIII в., когда на смену им Петр I с 1718 г. ввел систему коллегий.

Их было 12: 3 из них — военная, морская, иностранных дел — считались главными, или «государственными»; 3 другие ведали финансами (камер-коллегия — доходами, штатсколлегия — расходами, ревизион-коллегия — контролем). Коммерц-коллегия, мануфактур-коллегия и берг-коллегия занимались вопросами торговли и промышленности, главный магистрат управлял городами, юстиц-коллегия осуществляла контроль за судами, духовная коллегия — синод — управляла церковными делами (патриархия была упразднена).

Система высшей исполнительной власти в России менялась на протяжении всего XVIII в., пока в начале следующего века стала такой, какой без особых изменений просуществовала до наших дней. В 1802 г. взамен коллегий императором Александром I были учреждены министерства. Первоначально их было 8 — военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

Роль и влияние Совета министров в Российской империи определялись характером задач, которые ставил себе тот или иной император. Заметно возросли они в начале XX в., когда кабинет возглавил П. Столыпин.

При большевиках после прихода к власти в 1917 г. высшим исполнительным органом власти в стране стал Совет народных комиссаров во главе с В. Лениным. Но народные комиссариаты действовали фактически на базе упраздненных министерств и выполняли аналогичные управленческие функции.

После Великой Отечественной войны народные комиссариаты были преобразованы в министерства, а СНК — в Совет министров. После 1991 г. число министерств и ведомств в кабинете неоднократно менялось: некоторые упразднялись, а потом восстанавливались. Согласно ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Орган исполнительной власти, равно как и законодательной и судебной, самостоятелен (см. Разделение властей) и неподотчетен представительному органу. Президент также не может осуществлять руководство правительством.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ.

Руководители силовых ведомств подотчетны президенту. Правительство РФ возглавляет Председатель (с 8 мая 2008 г. — В. Путин).

Согласно ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и т. д.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, однако в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены президентом.

В соответствии со ст. 104 Конституции Правительство России обладает правом законодательной инициативы — оно может самостоятельно разрабатывать проекты законов и вносить их на рассмотрение в Государственную Думу. В отличие от Совета министров советской эпохи, в правительстве Российской Федерации отсутствуют многочисленные министерства, ведающие отдельными отраслями промышленности, количество их значительно сократилось. Структура нынешнего кабинета такова, что несколько заместителей премьера, обладающих достаточно большим объемом полномочий, курируют основные сферы жизнедеятельности государства — экономику, финансы, оборонный комплекс и промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу, здравоохранение, образование икультуру.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПРАВИТЕЛЬСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме ПРАВИТЕЛЬСТВО — 0

Найдено книг по теме ПРАВИТЕЛЬСТВО — 0

Найдено презентаций по теме ПРАВИТЕЛЬСТВО — 0

Найдено рефератов по теме ПРАВИТЕЛЬСТВО — 0