Права российских соотечественников за рубежомПРАВА ШТАТОВ

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Найдено 12 определений термина ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Права человека

права, принадлежащие человеку «по праву рождения», — другими словами, основные и всеобщие права.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: глоссарий по книге

Права человека

принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политико-терминологический словарь

Права человека

принципы, нормы отношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (свободы) и получать определенные блага (права). «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина ...» (см. Конституция РФ. Ст. 17).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

комплекс социально-экономических, гражданских, политических, культурных и др. прав и свобод, характеризующих правовой статус личности в государстве. Перечень основных прав и свобод человека содержится во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. К ним относятся, прежде всего, право на жизнь, свободу слова, участие в выборах всех органов власти, свободу от произвола и др. 16 декабря 1966 Генеральная Ассамблея ООН приняла Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах. В 1973 СССР ратифицировал оба Пакта. В этих документах перечисляются права и свободы, которые государства-участники должны предоставлять всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. В Российской Федерации и других го-сударствах П. ч. закреплены в конституциях и национальном законодательстве. Публ.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод: [От 4 нояб. 1959 г.]. М.: ИНФРА-М, 2001; Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 2003. Лит.: Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М.: НИМИ, 2001.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Геокультурная энциклопедия

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

(human rights) Особый род неотъемлемой моральной нормы, принадлежащий всем людям в равной степени просто по свойству их человеческой природы, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права человека определяют минимум условий для человеческого достоинства и сносной жизни. Первый род прав человека – гражданские и политические права – ограничивает, действия других (в т. ч. и государства), к примеру, жизнь, свобода, неприменение пыток. Второй род – социально-экономические права – требует активного обеспечения, такого как наложения обязательств на правительство. Некоторые аналитики предпочитают называть их идеалами, поскольку многие страны неспособны осуществить эти права из-за скудости ресурсов. Третий род требований связан с такими правами, как мир, развитие и помощь на основе гуманизма. Многие из прав относятся к индивидам, но некоторые из них, например право на национальное самоопределение, предназначены коллективным общностям. Права каталогизированы Организацией Объединенных Наций (United Nations) во Всеобщей декларации прав человека (1948) – резолюции Генеральной Ассамблеи, не имеющей юридически обязывающего характера, – и в двух международных конвенциях (1966). Другие перечни следует искать в конституциях многих стран, а также в Европейской конвенции (European Convention), действующей в государствах-членах Европейского Союза. Заявления по поводу прав человека являются нормативными и предписывающими. Критики отвергают идею универсальности или утверждают, что некоторые представления о правах человека являются попросту идеологическими или культурно-специфическими, а также что в любом случае эти права можно нарушать по причинам, чрезвычайным для данного государства или общества. Требования соблюдения прав человека бросают вызов государственному суверенитету и власти, однако государства, выказывая уважение к правам человека, могут усилить свою роль на международной арене и тем самым укрепить собственную внешнеполитическую безопасность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

термин, под которым понимается комплекс социальноэкономических, гражданских, политических, культурных и др. прав и свобод, характеризующих правовой статус личности в государстве. Круг прав и основных свобод человека, их характер, объем и реальное содержание обусловлены классовой природой социально-экономического и политического строя государства, конкретными условиями жизни и особенностями развития данного общества. Решающая роль в утверждении принципа уважения П. ч. и основных свобод в качестве одного из общепризнанных принципов международного права принадлежит социализму, его прогрессивному воздействию на мировое развитие. Принцип уважения П. ч. и основных свобод был также закреплен и получил развитие в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966, Пактах о правах человека 1966, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. международных документах. Так, в Уставе ООН провозглашена решимость народов «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека», поставлена цель осуществлять международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Принцип уважения П. ч. не может противопоставляться др. основным принципам международного права, в частности принципам суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела. Непосредственная регламентация и защита П. ч. являются внутренним делом государства, вмешательство в которое извне недопустимо. Вместе с тем осуществление принципа уважения П. ч. предполагает борьбу с грубыми и массовыми нарушениями прав народов и людей, имеющими место в результате империалистической политики и практики колониализма, всех форм расизма, апартеида, агрессии, фашизма, подавления национально- освободительных движений и демократических сил, прежде всего в ситуациях, которые создают или могут создать угрозу международному миру и безопасности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Права человека являются базовыми, неотъемлемыми и должны быть обеспечены всем людям в любом обществе. В отличие от гражданских прав (категории индивидуальных государств), права человека универсальны.

Права человека — это продукт развития концепции естественных прав, которыми очерчивались рамки, защищающие личность от вмешательства со стороны других граждан и государства, а потому тесно ассоциировавшиеся с идеей либерализма, стремившегося к ограничению власти. Вследствие этого права человека были сформулированы преимущественно в форме запретов и отрицания, налагая ограничения на действия, которые могли бы предпринять внешние по отношению к личности силы. Английский философ Джон Локк (1632–1704) полагал, что права человека включают «право на жизнь, свободу и собственность», а американский государственный деятель Томас Джефферсон (1743–1826) указывал на то, что они должны включать «право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Так были определены права, которые принадлежат всем людям как представителям рода человеческого, права, которых никакая власть не может лишить, поскольку в противном случае отказала бы людям в праве быть таковыми.

Более близкую к нам по времени декларацию прав человека можно найти в тексте Европейской конвенции о защите прав человека и фундаментальных свобод (1950 г.). В ней утверждается право на жизнь, свободу, безопасность, право на уважение к личной и семейной жизни (включая право на брак и создание семьи), право на справедливый суд, на свободу мысли, выражения, вероисповедания, отправление религиозных культов и собраний, содержится запрет на пытки, негуманное и унижающее достоинство обращение, рабство и принудительный труд, все формы дискриминации, заявляется о недопустимости наказания, кроме как во исполнение закона. Отдельными протоколами к конвенции утверждается право на участие в мирных шествиях и право на получение образования.

Права человека можно отстаивать в международных органах (например, в Европейском суде по правам человека), а соответствующие статьи нередко включаются в национальное законодательство отдельных государств.

См. также статьи «Гражданские права», «Конституция», «Либерализм», «Марксизм — ленинизм», «Судебная ветвь власти», «Судебный надзор», «Частная жизнь».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 101 ключевая идея политика

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

права, прописанные во Всеобщей декларации прав человека ООН. Декларируется, что такие права являются независимыми от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения любого человека, и принадлежат ему по факту рождения. К таким правам в основном относятся:

1. право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;

2. право на равную защиту закона, на защиту от дискриминации и от подстрекательства к оной;

3. право на свободное передвижение и выбор места жительства, а также на свободное покидание любой страны и возвращение в свою собственную;

4. право на гражданство и на его защиту;

5. право основывать семью, заключать брак и иметь защиту семьи со стороны общества и государства;

6. право владения имуществом;

7. право на свободу мысли, свободу совести и религии;

8. право на свободу убеждений и на свободное выражение их, беспрепятственное поддержка своих убеждений и поиск, получение и распространение информации и идей любыми средствами;

9. право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;

10. право на образование.

Выше перечислены не все права, прописанные в качестве общечеловеческих в декларации. Данные права полагаются одной из ряда общечеловеческих ценностей, что позволяет взводить их в ранг непререкаемой истины, которой должны подчиняться все. Однако вряд ли в мире найдется хотя бы одно государство, где все эти права полностью соблюдаются. Даже в странах Запада, кичащихся своими достижениями в этой области, все эти права попираются за просто так. Достаточно вспомнить наглую военную агрессию против суверенного государства Югославии с убийствами мирных жителей, с экстрадицией в нелегитимные международные суды государственных деятелей поверженной страны и последующее их убийство в застенках Гааги (большинство сербских лидеров, попавших в лапы «международного трибунала», так или иначе были убиты — М. Бабич, С. Милошевич и т. д.). Другими словами, права человека являются флагом, которым размахивают адепты нового мирового порядка для осуществления своих планов по насаждению транснационального общечеловеческого рабства.

См. также: антидиффамационная лига, антифашизм, всеобщая декларация прав человека, гуманитарная миссия, диктатор, либерализм, общечеловеческие ценности, права животных, смертная казнь.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

система принципов и норм, регулирующих взаимоотношения между человеком (социальной общностью) и государством и обеспечивающих получение им определенных социальных и материальных благ.

Исторически первой формой статического осмысления и утверждения представлением о достоинстве личности и ее автономии по отношению к владельцу, являются идеи и доктрины естественного права. В Новое время господствующим становится понимание фундаментальных прав человека на жизнь свободу, собственность, сопротивление угнетению как естественных, неотъемлемых и священных императивов, норм, взаимоотношений между человеком и властью.

Значительный вклад в массовое распространение гуманистических ценностей, лежащих в основе концепции человека, внесло христианство, которое соединило их с религиозно-нравственными нормами. Позже они нашли политико-институциопальное признание, воплощение в государственно-правовых документах: в "Билле о (США), в Декларации прав человека гражданина (Франция). Среди документов, принятых мировым сообщество можно назвать Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека; Пакт о экономических, социальных и культурных правах, который провозглашает право народов на самоопределение и устанавливает обязательства государства в деле полного осуществления прав человека; Пакт о гражданских и политических правах, налагающий обязательства на присоединившиеся к нему государства принять законы, запрещающие пропаганду войны, вражды и насилия между людьми и народами; ряд конвенций, в которых изложены общезначимые нормы (международные стандарты в области прав человека).

В современной науке П.ч. разделяются на негативные, обязывающие государства и людей воздерживаться действий, которые могут нанести вражду индивиду либо существенно ограничь его свободу (негативные П.ч. составляют основание индивидуальной свободы); и позитивные, обязывающие государства и людей предоставлять индивиду те или иные блага, осуществлять определенные действия.

По сферам реализации П.ч. делятся на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и экологические. К гражданским (личным) правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, на тайну переписки, телефонных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства и т.д. Они носят преимущественно негативный характер. Политические права: право на гражданство, избирательные права, свобода политического объединения, демонстраций, собраний, свобода средств массовой информации, свобода совести и др. Эти права обеспечивают возможности активного участия граждан в управлении государством и обществом. Социально-экономические права: право на труд, на свободу выбора работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд; право собственности, в т.ч. и частной, право создавать профсоюзы и входить в них для защиты своих интересов; право на отдых и досуг; право на обеспечение в случае болезни, инвалидности, старости и т.д. Культурные права: право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и др. Экологические права: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. П.ч. тесно связаны с обязанностями. К числу обязанностей человека и гражданина, закрепленных в конституциях большинства стран, относятся: обязанность соблюдать законы, уважение прав и свобод др. лиц, уплата налогов, подчинение предписаниям исполнительной власти, охрана природы, окружающей среды, памятников культуры и т.д.

В конституциях современных государств, как правило, указаны гарантии реализации П.ч., к которым относят материальные (финансовые средства и собственность), политические (разделение власти, наличие оппозиции, независимого суда, свободных СМИ и др.), юридические (демократическое законодательство) и духовно-нравственные (определенный образовательный уровень, доступ к информации, развитое и действенное общественное мнение, здоровая нравственная атмосфера).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

совокупность прав и свобод граждан, ограничивающих власть государства и обеспечивающих автономию личности. Еще в Древней Греции свободные граждане пользовались такими правами как: свобода слова и равенство всех перед законом. Одним из первых документов, актом, утверждавшим П. Ч., считается «Великая хартия вольностей», принятая 15 июня 1215 г. англ. королем Генрихом II. Хартия насчитывала 63 статьи, которые ограничивали власть монарха и определяли права свободных граждан. Любому человеку гарантировалась независимость, никто не мог быть лишен собственности, изгнан из страны или заключен в тюрьму без приговора суда. В XVII в. эти свободы были закреплены и развиты в «Петиции о правах» (1628), «Билле о правах» (1689) и «Декларации прав» (1689). В Новое Время П. Ч. были закреплены в амер. «Декларации независимости» (4 июля 1776 г.), «Билле о правах» (1789), во франц. «Декларации прав человека и гражданина» (1789). В «Декларации независимости», подготовленной Т. Джефферсоном, указывалось: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они наделены создателем определенными неотчуждаемыми правами, к которым принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав люди учредили правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых. Всякий раз, когда какая-либо форма правления ведет к нарушению этих принципов, народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких началах, какие, по мнению народа, более всего способствуют безопасности и согласию». Принципы, сформулированные в «Декларации независимости», были развиты и дополнены в «Билле о правах», утвержденном в виде первых десяти поправок к Конституции США в 1 791 г. В новом документе был разработан ряд принципов взаимоотношений государства и личности, указывались случаи, когда не допускалось или существенно ограничивалось вмешательство государства. В августе 1789 г. во Франции была принята «Декларация прав человека и гражданина», закреплявшая идеи индивидуальной свободы, равенства и народовластия. Целью о6щества провозглашалась защита П. Ч. (свободы, собственности, безопасности), а то «общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не установлено разделение властей, не имеет конституции». И сегодня, спустя более двух столетий после появления "Декларации прав человека и гражданина», она является действующим правовым актом во Франции, о чем заявлено в преамбуле франц. Конституции. Неотъемлемость П. Ч., их универсальный, всеобщий и обязательный характер, отмечается во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. 8 30-ти статьях Декларации определяется основной объем П. Ч. В настоящее время мировым сообществом принято более 20-ти международных правовых актов, закрепляющих и регулирующих П. Ч. Условно П. Ч. можно разделить на личные, политические и социально-экономические. К личным правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность жилища, свободу перемещения и выбора места жительства. Содержанием политических прав является провозглашаемое равенство всех перед законом, право на гражданство, на свободу мысли, совести, религии и убеждений, на свободу союзов и ассоциаций граждан участие граждан в управлении своей страной, поиск убежища от преследований в др. странах. Комплекс социально-экономических прав обеспечивает право на собственность, труд, отдых и досуг, социальное обеспечение и образование. Деятельность правового государства строится в соответствии с П. Ч. и ограничивается последними. На международном уровне контроль за соблюдением П. Ч. осуществляется Комиссией ООН по правам человека и Комитетом по правам человека. 3 СССР длительное время П. Ч. были предметом идеологических спекуляций. На первое место выдвигались в ущерб личным и политическим социально-экономические права. Ряд норм и законов были (и по сей день остаются) несогласованными с международными нормами по П. Ч. В 60—70-е гг. в СССР оформилось правозащитное (диссидентское) движение, уделявшее основное внимание отстаиванию таких свобод как свобода совести, слова, ассоциаций граждан, передвижения и др. Видными деятелями этого движения были А." Сахаров, В. Бахмин, В. Буковский, С. Ковалев, А. Марченко и многие др. Своеобразным манифестом движения стала статья А. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе» (1968). Участники правозащитного движения не раз подвергались преследованиям за инакомыслие. Ныне проблема П. Ч. остро обсуждается во всех республиках, созданы различные комитеты, комиссии по защите прав и свобод граждан.

Литература: Правд человека в истории и современном мире. М., 1989; Права человека. Основные международные документы. М., 1989; Кудрявцев В. Н., Лукашева Е. Н. Новое политическое мышление и права человека // Вопросы философии, 1990, № 5; Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990; Богорад Л., Голицын В., Ковалев С. Политическая борьба или защита прав? Двадцатилетний опыт независимого общественного движения в СССР. 1965—1985 // Погружение в трясину: (Анатомия застоя). М., 1991.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый политический словарь

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

права для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, национальности и или религиозной принадлежности.

В рамках «теории естественного права» права человека считаются врожденными, независящими от политического, экономического и проч. устройства. В рамках теории «позитивного права» права человека возникают только в государстве, фиксируются, записываются и отражаются законах, моральных, нравственных, религиозных, культурных нормах.

Представления о правах человека складывались в глубокой древности. По необходимости они обеспечивались суровыми, нередко карательными мерами тогдашних обществ и, как правило, облекались в форму императивов — соблюдение религиозных табу, поклонение властителю или вовсе его обожествление. Вместе с тем, уже в первых письменных памятниках юридической мысли были основательно прописаны многие права человека, до сих пор считающиеся базовыми: право на жизнь, право на защиту собственности («Законы Хаммурапи», римские «Законы двенадцати таблиц» и Кодекс Юстиниана, германские «варварские правды» и «Русская правда» Ярослава Мудрого и пр.).

Мощный толчок в осознании человеком своих прав произошел в античное время, в Греции и Риме. Возникло понимание того, что гражданина полиса и его общину связывают некие взаимные обязательства, зафиксированные в правовых установках.

Представления о правах человека обусловлены как историческими обстоятельствами, так и национальным характером. В Китае, например, долгие столетия были убеждены, что законы вообще не следует доводить до народа, чтобы не возбудить у него чувство обладания правами. Во взаимоотношениях древнего народа Израиля (а позднее — христиан) и Рима выкристаллизовалась норма о «свободе совести» — праве человека молиться своему Богу, а не тому, который чтится официальным государством, гражданином или гостем которого на данный момент человек является.

Истоки современных представлений о правах человека, до сих пор определяющих отношения между государствами и, во многом, облик нынешней цивилизации, восходят к XVII–XVIII вв.

Основы буржуазного права были заложены в ходе буржуазных революций в Англии, ее североамериканских колониях и Франции. Оно базировалось на идеях Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка о «естественном праве», вытекающем из природной сущности человека.

Представления о неотчуждаемых правах человека — свободы исповедовать любые политические взгляды и религиозные убеждения, обладать и распоряжаться собственностью, равенство всех перед законом и другие — оформились в нормы социального поведения и, подкрепленные концепцией «общественного договора», легли в основу нынешнего «правового государства».

Разумеется, процесс развития правосознания не прекращается и по сей день. Еще в XIX в. в самых развитых демократиях мира — США, британской и французской колониальных империях — существовало рабовладение, женщины в большинстве европейских стран были лишены избирательного права вплоть до начала XX в., существовал имущественный ценз.

Две страшные мировые войны потребовали от человечества введения в мировое право таких понятий как «преступления против человечности», ответственность за геноцид и этноцид.

В значительной мере именно СССР серьезно изменил представление в мире о правах человека. По примеру СССР в законодательствах разных стран был отменен имущественный ценз, предоставлены права женщинам. Только в 1960-е гг. в США официально прекратилась дискриминация негров.

СССР требовал расширения прав человека за счет гарантированного права на труд, на бесплатное образование, бесплатную охрану здоровья, на гарантированную пенсию.

Право на свободу слова и свободу собраний рассматривалось правительством СССР как право на демагогию, как второстепенное для человека. Поэтому во время холодной войны СССР и США взаимно обвиняли друг друга в нарушении прав человека и предъявляли свои доказательства: одни показывали всеобщую занятость, гарантированное жилье, бесплатную медицину и образование, другие демонстрировали свободную прессу, суды присяжных, митинги против правительства в доказательство большей свободы народа.

Стремительный научно-технический прогресс заставил мировую общественность по-иному взглянуть на свободу слова: бурный рост количества пользователей интернета радикально меняет сложившиеся представления о пределах этого краеугольного принципа современной демократии.

В условиях всплеска активности международного терроризма в ревизии нуждается и право на ношение оружие, зафиксированное в качестве одной из основополагающих поправок к американской Конституции.

Деятельность деструктивных, тоталитарных сект и экстремистских организаций заставляет более серьезно задуматься о границах толерантности в отношении вероисповедания. Право человека на свободу частной жизни нередко вступает в противоречие с интересами окружающих, когда его поведение начинает носить девиантный характер (однополые браки, случаи усыновления детей представителями сексуальных меньшинств, легализация «легких» наркотиков, пропаганда «безопасного секса» среди младших школьников и т. п.).

Основополагающие нормы международного права, обозначающие основные права и свободы, зафиксированы в Уставе ООН, международных документах о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) и нашли отражение в конституциях практически всех стран мирового сообщества.

Однако нередко борьба за соблюдение прав человека используется в качестве инструмента политического и военного давления. Под предлогом установления демократии США осуществили варварскую бомбардировку Югославии в 1999 г., оккупировали Ирак в 2003 г. и вторглись в Афганистан. Агрессия обернулась десятками тысяч жертв, когда ни в чем не повинных мирных жителей «во имя защиты прав человека» лишали главнейших прав — на жизнь, на неприкосновенность жилья, на охрану здоровья, вводили жесточайшую цензуру, зверски пытали.

Под лозунгами защиты прав человека в ряде государств, в т. ч. на территории бывшего Советского Союза, были осуществлены антиконституционные перевороты (в Российской Федерации — в 1991 и 1993 гг., в Грузии — в 2003 г., на Украине — в 2004 г., в Киргизии — в 2005 г.).

Правозащитное движение в Советском Союзе не носило массового характера и имело узкую социальную базу. Диссиденты сосредоточивали активность главным образом на борьбе за возможность открыто высказывать свою точку зрения, не совпадающую с официальной, и публиковали свои материалы в «самиздате» и «тамиздате» — за рубежом. Они сознательно шли на нарушение действующих советских законов. Многие из них были подвергнуты репрессиям, высланы из страны (А. Солженицын), отправлены в ссылку (А. Сахаров), посажены в исправительно-трудовые колонии и психиатрические лечебницы.

Нынешняя немногочисленная российская «демократическая» оппозиция, возглавляемая теми, кто виновен в массовом нарушении прав граждан Российской Федерации в 1990-е гг., пытается обвинить нынешнюю кремлевскую власть в нарушении основополагающих принципов международного права. При этом значительная часть противников нынешнего политического курса получает серьезную финансовую, политическую, организационную поддержку от западных стран.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

совокупность прав и свобод граждан, в наличии или отсутствии которых обнаруживается степень демократизма того или иного строя. Права и свободы человека, гражданина - основа демократии, свободы общества. Права человека в их современном виде - право на жизнь, право на труд и на отдых, право на жилище и его неприкосновенность, право на обеспечение в старости, на медицинское обслуживание, свобода слова, свобода инакомыслия, свобода совести, свобода собраний и демонстрации, право на забастовку и др., - записанные в билли о правах, конституции, занесенные в международные документы (Устав ООН) и международные соглашения (Хельсинкская хартия) и провозглашенные на многочисленных съездах и конференциях широкой общественности, составляют огромный пласт конституционно-юридических, внутренних и международных документов, соглашений и решений. Одно из главных отличий демократических форм политического развития состоит именно в том, что эти формы предполагают предоставление широких прав и свобод всем слоям населения, в то время как недемократические и антидемократические формы политического развития или резко ограничивают, или полностью исключают многие права и свободы граждан.

Права человека - продукт истории, причем как в том смысле, что все права и свободы не появляются сразу в готовом виде, а появившись, не обретают тут же общепризнанный характер, так и в том, что реализация того или другого уже провозглашенного права (свободы) - продукт реальной борьбы, имеющей свой уровень достижений в разных странах. Ведь это зависит от многих обстоятельств. Например, каковы в данной стране права государства: не окажутся ли они такими, что, вторгаясь во все стороны жизни, те или иные щупальца государства не оставят никакого пространства для свободы самого человека.

Каждая историческая форма общественно-политической организации вследствие уровня экономического развития и характера стоящей у власти общественной силы (класса, социальной группы, правящей личности и ее окружения) имеет свои объективные и субъективные причины, предопределяющие существующий в данном обществе уровень прав и свобод граждан. Так, при рабовладельческом строе имевшая место в его рамках политическая демократия не предоставляла никаких прав рабам, рассматривая их в качестве "говорящих орудий" труда. Политическая демократия феодального общества чаще всего не предусматривала прав для крепостных крестьян в политической сфере, но, в отличие от рабовладельческой, в определенных случаях гарантировала юридически (но не фактически) часть их прав (на жизнь, семью, на часть недвижимого имущества и т.д.). В пришедшем на смену феодализму буржуазном обществе, в его демократических формах, признается равенство всех перед законом, а демократия здесь и есть юридическое признание равного права каждого гражданина на участие в управлении государством. Это равенство всех перед законом тесно связано с экономическим фундаментом и представляет собой политический слепок с принципов товарно-денежных отношений.

Возникает вопрос: а как же быть с общечеловеческими правами и свободами граждан, разве это миф, не имеющий никакого отношения к реальности, к тому, что реализовано западными демократиями?

Дело обстоит значительно сложнее. Если говорить о практике, то очевидно, что в жизни концепция прав и свобод человека не может быть внеисторической, общечеловеческой, созданной раз и навсегда и годной для всех исторических этапов человеческого развития, для любых общественных устройств. Можно вызвать только гомерический смех, если утверждать, что концепция прав и свобод, практикуемая в Великобритании, тождественна той, что практикуется в США.

Другое дело - теория. Теоретически можно представить себе абстракт, составленный на основании общих черт демократических устройств, эмансипированный от своего конкретного воплощения, где эти права и свободы органически связаны с сущностью политического строя, с конкретной расстановкой общественнополитических сил. Само собой разумеется, что подобная, созданная посредством абстрагирования общечеловеческая концепция прав и свобод может находить свое реальное проявление только в определенных, общих декларациях и заявлениях (Пакты ООН о правах человека, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и т.п., причем со своим механизмом гарантий), где принятие этой концепции явилось результатом равнодействия, компромисса различных общественно-политических сил, по тем или иным причинам согласившихся на подобное, общее выражение своих на практике весьма расходящихся позиций.

Названные международные документы, а также подобные им, являются наиболее наглядным свидетельством такого подхода: они были приняты как результат компромисса между силами западного капиталистического мира, всегда заявлявшего о своей приверженности к демократии, и силами тогдашней международной партийно-государственной бюрократии коммунистического толка, выдававшей себя за сторонницу "социалистической демократии", прав и свобод трудящегося человека. По этим причинам в названных документах, имеющих в целом общедемократический характер, приемлемый для капиталистических, освободившихся и так называемых социалистических стран, есть положения, формулировки, разнокачественные по своему социально-экономическому и политическому содержанию. Поэтому если и можно говорить об общечеловеческом выражении в этих документах прав и свобод граждан, то все же следует иметь в виду, что провозглашенные в них права и свободы в каждой стране реализуются лишь в своей конкретно-исторической форме, определяемой характером политической организации общества, расстановкой и борьбой в нем общественно-политических сил.

Нельзя забывать и о традициях в реализации прав и свобод граждан. Запад и Восток, Север и Юг в этом весьма отличаются. Так, западная демократия часто фиксирует противоположность интересов индивида и государства и, сохраняя за индивидом юридическое право критики государства и его институтов, предоставляя широкую возможность гражданам в формировании представительных органов, как правило, стремится оградить само государство, исполнение им своих властных функций от какого бы то ни было реального вмешательства широких масс населения. В отличие от этого, в постоталитарных обществах Восточной Европы, в государствах, возникших на территории бывшего Советского Союза, сохраняется стремление к тому, чтобы добиться противоположности интересов государства и его граждан, сделать так, чтобы государство в основном и главном выражало не интересы того или иного меньшинства, несовместимые с интересами большинства, а именно интересы этого большинства. Разумеется, при этом тоже остается достаточно широкое поле несовпадения и противоречивости общего и частного, а также неизбежной и необходимой критики гражданами действий государственных органов, политики власть имущих. Думается, что такой подход имеет свои преимущества, ибо позволяет реализовать права и свободы граждан достаточно полно, а при учете государством критических замечаний граждан позволит сужать сферу расхождений и противостояния, а тем более злоупотребления как правами и свободами человека в ущерб обществу, так и действиями государства в ущерб индивиду, гражданину, его правам и свободам.

Права человека мыслимы только в контексте других "прав", в частности прав государства. Если не признать по-настоящему автономию каждого человека, то отпущенные ему права будут лишь фикцией. Конечно, автономия человека имеет разный смысл для каждого из нас. Для верующего христианина - это свобода, данная Богом всякому созданию, сотворенному "по его подобию". Даже не будучи христианином, можно согласиться с Яном Паточкой, говорящим о праве на "спасение души" и о том, что Европа на протяжении всей своей истории развивала именно это право. Можно также допустить, что речь идет о потенциале интеллектуального и духовного развития, который есть в каждом человеческом существе и который позволяет ему в силу того, что он человек, быть призванным к неведомому для него будущему.

"Люди рождаются свободными и равными" - в этой формуле выражено право человека, отнюдь не являющееся законом природы, и это право, как всякое другое, не имеет смысла иначе, как будучи признанным всей общностью людей. С момента рождения человек нуждается в защите и воспитании: его свобода - вся в становлении, а равенство уменьшается по мере того, как определяется мера его способностей. Но никто не знает заранее этой меры, поэтому права человека - это признание фундаментального качества - достоинства - как основы, на которой зиждутся свобода и равенство. В каждом человеке есть достоинство, которое можно уважать. Но один человек не представляет собой сумму своих собственных действий вопреки тому, что можно было бы подумать в соответствии с ложной теорией свободы. Никакая высшая цель - государственная, религиозная или любая другая - не должна отменять права на признание достоинства человека. Вероятно, это достоинство не должно быть совершенно отделено от достоинства животных и природы, т.е. от всякого "творения". Некоторая солидарность с другими царствами природы не ускользает от внимания, но достоинство человека все же иное: оно абсолютно с точки зрения нравственности.

Тоталитаризм XX в. перечеркнул достоинство во имя конечной цели, которой могла быть чистота расы или социальная утопия. Принудительный труд уничтожил это достоинство, погрузил людей не только в страдания, но и в унизительное ощущение бесправия. Одинокий борец против тоталитарной махины обновил концепцию прав человека. Он не только подтвердил ту правоту Антигоны, что лишь человек может быть правым в противоборстве с законом, т.е. большинством, но доказал также, что бывают такие моменты, когда этот маленький Давид может поставить в тупик Голиафа - государство, слуг государства. По пути, указанному совестью, шли Владимир Буковский и Ян Палах. У обоих этот предначертанный путь не был следствием религиозности: он соответствовал, следовательно, сущности кантовской концепции "прав человека".

Диссиденты и члены "Международной амнистии" показали всем, что права человека - это ценность, которую надо защищать шаг за шагом, в каждой мелочи. Последнее двадцатилетие преподало урок таких упрямых "маленьких шагов": помощь заключенным, связь с выявленными заключенными, постоянный призыв к ответу психиатров-палачей - вот основные задачи. Для этого нужно иметь целую армию борцов за права человека, не церковь, не Красный Крест, а армию ведущих расследование.

Надо признать, что, несмотря на весь существующий юридический и конституционный арсенал, права человека до сих пор так и не реализованы. Почти все тоталитарные и авторитарные режимы XX в. начертали на своих фронтонах демократические девизы, но на деле их демос не мог осуществлять свое право на несогласие. Он имеет право лишь на единогласие. Как же обеспечить права человека без права на возражение и даже на вызов? Идя на риск издержек, следует утвердить право на интерпелляцию любого авторитета, любой власти. Нужны "диссиденты" - этим именем сегодня зовут тех, кого еврейский народ называл пророками.

Один из узловых моментов проблемы прав человека - ограничение прав родителей по отношению к детям: родители имеют не все права, но у них есть право передавать им свой жизненный опыт. Полис, отнимающий детей у родителей для воспитания, - это несправедливость. Семья - это естественная среда осуществления прав человека.

Необходимо вычленить понятие "права человека" из понятия "ценз просвещения", ведь если что-то и было доказано этим последним понятием, так это то, что разум может быть безрассудным, что утопия "царства разума" дала осечку и привела к опустошениям, не замеченным и по сей день. Мы - всего лишь счастливо спасшиеся от этой утопии. Следует допустить, что существуют различия, чужие традиции, разнородные культуры, но не надо отказываться от "прав человека". Призыв к автономии личности в каждом человеке - это и есть то, что объединяет людей всех широт, и с этой точки зрения у нас у всех есть категорический моральный долг вмешиваться в дела других. Это ограниченный, но принципиальный универсализм. Права человека должны быть всегда обращены на пользу угнетенному, даже если он провозглашает философию нетерпимости. Но если он сам станет угнетателем, то вопрос о правах человека должен быть, в свою очередь, поднят и по отношению к нему. На права человека наследство не распространяется: правилом здесь является их вечная постановка под вопрос.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Найдено схем по теме ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — 0

Найдено научныех статей по теме ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — 0

Найдено книг по теме ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — 0

Найдено презентаций по теме ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — 0

Найдено рефератов по теме ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — 0