ПОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ
Электоральное поведение
проявление политических ориентаций и предпочтений граждан во время выборов.
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
избир. Отношение избирателей к выборам. Самое главное – это то, что люди должны видеть, что их электоральное поведение на что-то влияет. (АИФ. 2012.08.11).
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
лат. elector — избиратель) — участие в выборах, наиболее распространенный тип политического участия. Направленность электорального поведения, прежде всего, определяется идентификацией конкретного избирателя с определенной социальной группой или партией. Избирательная активность электората помогает прийти к власти партиям и политическим лидерам, победа на выборах усиливает позиции существующей власти, предоставляя возможность правящей элите действовать в качестве стабильного политического института. Для того чтобы политические лидеры, партии (или элита в целом) имели достаточную электоральную базу, их политическая деятельность должна совпадать с интересами определенной части населения. В случае, если избиратели лишаются возможности влиять на существующую ситуацию, электоральная активность уменьшается, что проявляется в отказе от участия в голосовании на выборах, снижении легитимности власти, активизации оппозиционной деятельности. На электоральное поведение заметное влияние оказывают такие факторы, как уровни индивидуальной политической культуры и политического сознания, степень информированности населения, состояние политической инфраструктуры, социальная динамика и др.
Источник: Новейший политологический словарь
ПОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ
разновидность политического участия. На его направленность оказывает влияние, прежде всего идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и/или партией. Психологическая близость к группе, хотя жестко и не определяет политические ориентации, тем не менее, ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.
Многочисленные исследования показали, что на предпочтения избирателей влияют многие факторы: пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации. Несмотря на многообразие вышеприведенных факторов, существуют некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп. Так, мужчины, в целом, гораздо более активнее женщин участвуют в выборах. На активность влияет образование: образованные граждане демонстрируют высокую степень политического участия в избирательном процессе. Лица от 35 до 55 лет более активны, нежели молодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают семейное положение и членство в каких-л. организациях. Взгляды и предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины часто придерживаются политических установок своих мужей. Молодежь в определенной степени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещает скорые перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациями большинства общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям.
Многочисленные исследования показали, что на предпочтения избирателей влияют многие факторы: пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации. Несмотря на многообразие вышеприведенных факторов, существуют некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп. Так, мужчины, в целом, гораздо более активнее женщин участвуют в выборах. На активность влияет образование: образованные граждане демонстрируют высокую степень политического участия в избирательном процессе. Лица от 35 до 55 лет более активны, нежели молодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают семейное положение и членство в каких-л. организациях. Взгляды и предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины часто придерживаются политических установок своих мужей. Молодежь в определенной степени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещает скорые перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациями большинства общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Электоральное поведение
один из видов политического поведения, действия избирателей во время выборов. Эти действия обусловлены потребностями, предпочтениями и целями людей, участвующих в голосовании. Критерии типологии электорального поведения различны. По включённости в избирательный процесс выделим следующие типы электорального поведения: апатично-индифферентное (абсиентное), стереотипное, неинформированное, эмоциональное, идеологизированное, рационально-воспринимающее, моральное. В соответствии с механизмом принятия решений электоральное поведение включает: 1) лабильный тип - решение принимается под влиянием внешних факторов и может меняться; 2) ригидный тип - решение принимается и не меняется; 3) предопределённый тип - решение принимается исходя из определённых значимых критериев; 4) спонтанный тип - решение принимается исходя из неустойчивости по отношению к системе критериев и их значимости; 5) рациональный тип - решение принимается после взвешенного осмысления ситуации; 6) эмоциональный тип - решение принимается под влиянием чувств (симпатий, антипатий). Среди факторов, влияющих на электоральное поведение, традиционно выделяют географический (географическое положение); социально-демографический (количество населения в регионе и по избирательным округам и его плотность); социально-экономический (уровень и динамика доходов населения, стоимость потребительской корзины); политический (политические традиции, политические ориентации местной власти и населения); этнокультурный (национальный состав, местные национальные приоритеты). Специфическими факторами, влияющими на электоральное поведение населения Юга России, являются: многонациональный состав населения (Дагестан), и его неравномерная плотность (высокая плотность населения в районах Черноморского побережья Краснодарского края и низкая в Кавказских горных районах); низкий уровень доходов в республиках Северного Кавказа, особенно среди молодёжи (Дагестан, Ингушетия), что связано с большим удельным весом сельского населения и отсутствием предприятий перерабатывающей сельскохозяйственной продукции (расположены преимущественно в Ростовской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае), а также сезонным характером заработка в курортных зонах (Черноморское побережье Краснодарского края, Кавказские Минеральные Воды Ставропольского края); традиционное субъективно-иррациональное электоральное поведение, характерное для большинства республик Юга России, особенно Кабардино-Балкарии, Ингушетии Северной Осетии - Алании, Калмыкии.
Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
действия (или отсутствие действий) наделенных избирательными правами граждан, совершаемые в связи с проводимыми выборами. Наиболее распространенная в современных условиях форма политического поведения. Большинство граждан принимают непосредственное участие в политической жизни современного общества, либо принимают решение о неучастии в ней именно в качестве избирателей. Главным элементом электорального поведения является волеизъявление избирателей в момент голосования. Суть предвыборной борьбы сводится к стремлению оказать то или иное воздействие на электоральное поведение. Обычно к этому в той или иной степени стремятся и организаторы выборов. Поведение избирателя определяется множеством факторов: особенностями избирательной системы, экономической ситуацией, особенностями политических традиций, объемом полномочий избираемого органа власти, интенсивностью предвыборной борьбы, средствами и методами, применяемыми ее участниками, и др. Разновидностью электорального поведения является абсентеизм. При этом участие или неучастие в выборах само по себе не является свидетельством активности или пассивности избирателя. Основное значение в данном случае, как и всегда, имеет мотивация совершенного поступка — действия или бездействия. Избиратель, сознательно бойкотирующий выборы с целью добиться их последующего проведения с новым составом участников или по новым правилам, объективно более активен, чем избиратель, принявший участие в голосовании в силу случайного стечения обстоятельств.
Мотивы, по которым избиратель отдает предпочтение той или иной партии, зачастую носят экспрессивный характер, могут быть связаны с особенностями национальной политической культуры. Разным странам присущи разные уровни персонификации политических предпочтений. Например, в России избиратель ориентируется прежде всего на личные характеристики кандидатов и лидеров участвующих в выборах партий. В США в основе электорального поведения лежат партийные идентификации — долгосрочные, эмоционально окрашенные предпочтения в пользу той или иной из двух основных партий. При этом на президентских выборах значительную роль играют и личные характеристики кандидатов. Во многих западноевропейских странах определяющую роль играют идейно-политические платформы и программы партий и кандидатов, которые избиратель соотносит с собственными идеологическими предпочтениями.
Вместе с тем в электоральном поведении присутствует и инструментальный элемент. Широко распространена точка зрения, согласно которой кандидат или партия предлагают себя в качестве некоего товара на электоральном рынке, а избиратель, отдавая свой голос, «приобретает» данный товар (или, другой вариант, «нанимает на работу» кандидата). Такие отношения между кандидатами и избирателями действительно имеют место. Мотивация электорального поведения в данном случае может носить как позитивный, так и негативный характер. Когда избиратель подает свой голос за одного из участников выборов, на практике это может означать не поддержку данного кандидата или избирательного объединения, а стремлением причинить вред кому-либо из его соперников. Наиболее простой формой инструментального электорального поведения является так называемое «экономическое голосование», при котором избиратель голосует за действующую власть, если считает экономическое положение хорошим, или против власти, если считает его плохим.
Многообразие функций выборов приводит к тому, что некоторая часть мотивов поведения избирателей вообще не имеет отношения к их основному политическому содержанию. Значительное влияние на формирование такой неполитической мотивации оказывает освещение выборов в СМИ. В частности, выборы могут рассматриваться как спортивное состязание, на котором избиратели ощущают себя присутствующими в качестве зрителей, а затем присуждают свой голос наиболее сильному и умелому борцу, повергнувшему, по их мнению, своих противников. Негативные мотивы при этом тоже имеют место — избиратели осознанно или неосознанно могут стремиться наказать кандидата, ведшего борьбу, с их точки зрения, нечестно, некрасиво поступившего по отношению к соперникам и т. д. Такие избиратели готовы вознаградить своим голосом участника, который их в наибольшей степени позабавил или тронул. Наконец, избиратели могут относиться к своему участию в выборах и голосованию за определенного кандидата как к долгу, который необходимо исполнить по отношению к признаваемым ими авторитетными лидерам и институтам (в том числе государству или партиям). В последнем случае, в отличие от остальных, их поведение не будет напрямую связано с отношением к кандидатам как таковым.
О. Б. Подвинцев, Г. В. Голосов
Мотивы, по которым избиратель отдает предпочтение той или иной партии, зачастую носят экспрессивный характер, могут быть связаны с особенностями национальной политической культуры. Разным странам присущи разные уровни персонификации политических предпочтений. Например, в России избиратель ориентируется прежде всего на личные характеристики кандидатов и лидеров участвующих в выборах партий. В США в основе электорального поведения лежат партийные идентификации — долгосрочные, эмоционально окрашенные предпочтения в пользу той или иной из двух основных партий. При этом на президентских выборах значительную роль играют и личные характеристики кандидатов. Во многих западноевропейских странах определяющую роль играют идейно-политические платформы и программы партий и кандидатов, которые избиратель соотносит с собственными идеологическими предпочтениями.
Вместе с тем в электоральном поведении присутствует и инструментальный элемент. Широко распространена точка зрения, согласно которой кандидат или партия предлагают себя в качестве некоего товара на электоральном рынке, а избиратель, отдавая свой голос, «приобретает» данный товар (или, другой вариант, «нанимает на работу» кандидата). Такие отношения между кандидатами и избирателями действительно имеют место. Мотивация электорального поведения в данном случае может носить как позитивный, так и негативный характер. Когда избиратель подает свой голос за одного из участников выборов, на практике это может означать не поддержку данного кандидата или избирательного объединения, а стремлением причинить вред кому-либо из его соперников. Наиболее простой формой инструментального электорального поведения является так называемое «экономическое голосование», при котором избиратель голосует за действующую власть, если считает экономическое положение хорошим, или против власти, если считает его плохим.
Многообразие функций выборов приводит к тому, что некоторая часть мотивов поведения избирателей вообще не имеет отношения к их основному политическому содержанию. Значительное влияние на формирование такой неполитической мотивации оказывает освещение выборов в СМИ. В частности, выборы могут рассматриваться как спортивное состязание, на котором избиратели ощущают себя присутствующими в качестве зрителей, а затем присуждают свой голос наиболее сильному и умелому борцу, повергнувшему, по их мнению, своих противников. Негативные мотивы при этом тоже имеют место — избиратели осознанно или неосознанно могут стремиться наказать кандидата, ведшего борьбу, с их точки зрения, нечестно, некрасиво поступившего по отношению к соперникам и т. д. Такие избиратели готовы вознаградить своим голосом участника, который их в наибольшей степени позабавил или тронул. Наконец, избиратели могут относиться к своему участию в выборах и голосованию за определенного кандидата как к долгу, который необходимо исполнить по отношению к признаваемым ими авторитетными лидерам и институтам (в том числе государству или партиям). В последнем случае, в отличие от остальных, их поведение не будет напрямую связано с отношением к кандидатам как таковым.
О. Б. Подвинцев, Г. В. Голосов
Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.