Постмодерн
Постмодерн
обозначение специфически мировоззренческих установок новейшей, «постсовременной» культуры. Первым термин постмодерн употребил Р.Панвиц в работе «Кризис европейской культуры» (1917), затем он нашел отражение во многих трудах, в частности, у Ж.Ф.Лиотара «Ситуация постмодерна» (1979), Ю.Хабермаса «Философский дискурс Модерна» (1985).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Постмодерн
эпоха постмодернизма (антиутопий), когда в центре внимания оказались маргинальные состояния (пространства, люди, сословия, культуры, мир-экономики). В эпоху постмодерна углубляется межцивилизационный диалог и взаимодействие между народами, происходит сближение различных традиций. В отличие от авангардизма, подменяющего прошлое будущим, посмодернизм присваивает прошлому атрибуты будущего. В эпоху постмодернизма ощущения конечности мира усиливают имманентное мышление, в центре которого оказываются маргинальные (рубежные) состояния между внутренним и внешним миром человека, между цивилизациями, океанами и континентами, атмосферой и биосферой.
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Постмодерн
Postmoderne. Postmodernism (лат. post – после). Общ.: расплывчатое собирательное обозначение для образа мысли (нового духа времени) или стиля в культуре или искусстве, а также направление мысли, которое понимается как противостоящее модерну или сменяющее его движение. Модерну, направленному на рациональное понимание и порядок, П. противопоставляет принципиальную открытость, многообразие и поиск нового, которые критикуются его противниками как вседозволенность (по принципу «позволяется все»). Полит.: поскольку П. также может быть обозначен как политическая позиция, он критикует политические институты и процессы и отрицает всеохватывающие вероучения и идеологии. Отстраненность и равнодушие (например, по отношению к выборам) критиками часто расцениваются как отсутствие заинтересованности и ощущение необязательности участия в политической жизни, которым противопоставляется ярко выраженный, скорее индивидуалистический интерес к политическим вопросам (например, в вопросах защиты окружающей среды и здравоохранения), т. е. (политический) П. может быть интерпретирован исключительно как критика обещаний (прогресса, осуществимости чеголибо) модерна. См.: Структурные изменения
ПОСТМОДЕРН
(от лат. post — после, modernus — современный) — состояние мира, существование которого основано на принципах, отличных от постулатов эпохи Современности (Modernité/Modernity); эпоха, пришедшая на смену эпохе Современности. В значении, близком к современному, П. впервые употребляется в 1917 г. в книге Р. Панвитца
«Кризис европейской культуры», где сочетание «постмодерный человек» служит определением для категории людей, призванных преодолеть упадок европейской культуры. С 60-х годов XX в. термин «П.» осмысливается более широко и анализируется как явление, обладающее определенным набором характеристик, применимых к каждой сфере человеческой жизни — социальной, политической, экономической, культурной (Л. Фидлер и И. Хассан). Окончательно термин «П.» входит в научный лексикон после появления работ Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» (1979) и «Заметка о смыслах «пост» (1985). Особенности П. выражаются в различных формах движения мысли — в искусстве, литературе, философии, политике. Сознание П. отличает способность к анализу, осмыслению и соединению разрозненного в едином пространстве. Специфической характеристикой П., по Лиотару, является «недоверие к метарассказам». Под «метарассказами» понимаются сформулированные в эпоху модерна (Нового Времени) принципы, на которых были построены «великие» объяснительные системы — гегелевская диалектика Духа, законы механики Ньютона, идеи эмансипации личности, представления о прогрессе и т. п. Помимо названных черт П., данное состояние характеризуется наличием следующих признаков: игра, которая противопоставляется модернистской концепции цели, анархия — иерархии, рассеивание — центрированию, комбинация — селекции, неопределенность — определенности.
Отказ от системности и подчинения категориям рационального в П. связан со стремлением к преодолению принципов, по которым существовала теория Нового времени, эпохи модерна. Сама система критериев, выработанных модерном (рационализм, критицизм, индивидуализм, научный и технический прогресс, противоречит восприятию постмодернистской действительности в целом и политического в частности. С неприятием данных критериев связана невозможность создания некоторой единой политической теории в рамках П. Теоретизация политики в эпоху П. сводится к «микрополитике», то есть к специфичным для отдельных регионов или уровней политической деятельности. Теория политики П. представляет собой совокупность некоторых принципов, часть которых имеет принципиальное отличие от положений классической политической теории. Альтернативу модернистским политическим доктринам и партийным организациям теоретики П. видят в антивоенном, правозащитном и экологическом движениях, движениях «народной дипломатии», движениях, отстаивающих интересы этнических, культурных, сексуальных меньшинств, локальных общин и т.д. Политика эпохи П. — это также «миноритизированная» политика. Электорат как однородная масса, распределяющаяся на большинство и меньшинство вдоль единственной оси «правые — левые», замещается конгломератом меньшинств, для которых главной ставкой в политической борьбе является право на альтернативный образ жизни. В такой ситуации стратегия сбора голосов не может базироваться на однозначной, унифицированной доктрине-идеологии. Мультикультурализм становится не столько идейной, сколько прагматической основой политической деятельности. Для эпохи П. признание системности, структурности политического устройства мира является невозможным, поскольку эти понятия противоречат базовым характеристикам данного явления. Если в постиндустриальном обществе мультикультурализм — повод подчеркнуть необходимость выработки единых принципов совместного существования при сохранении культурных особенностей той или иной нации, то в эпоху П. это — базис, на котором в идеале должна строиться политика. Главная политическая ценность в П. — возможность жить по правилам, отличным от общепринятых. Таким образом, изменяется понимание политического и главной его составляющей — власти. Одна из основных установок П. связана с тем, что власть не являет собой иерархичную систему, но представляется децентрированной и дисперсивной.
Возможность существования и эффективность политической власти в эпоху П. непосредственно связана с властью знака, символа, текста, информации.
К.Ю. Аласания
«Кризис европейской культуры», где сочетание «постмодерный человек» служит определением для категории людей, призванных преодолеть упадок европейской культуры. С 60-х годов XX в. термин «П.» осмысливается более широко и анализируется как явление, обладающее определенным набором характеристик, применимых к каждой сфере человеческой жизни — социальной, политической, экономической, культурной (Л. Фидлер и И. Хассан). Окончательно термин «П.» входит в научный лексикон после появления работ Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» (1979) и «Заметка о смыслах «пост» (1985). Особенности П. выражаются в различных формах движения мысли — в искусстве, литературе, философии, политике. Сознание П. отличает способность к анализу, осмыслению и соединению разрозненного в едином пространстве. Специфической характеристикой П., по Лиотару, является «недоверие к метарассказам». Под «метарассказами» понимаются сформулированные в эпоху модерна (Нового Времени) принципы, на которых были построены «великие» объяснительные системы — гегелевская диалектика Духа, законы механики Ньютона, идеи эмансипации личности, представления о прогрессе и т. п. Помимо названных черт П., данное состояние характеризуется наличием следующих признаков: игра, которая противопоставляется модернистской концепции цели, анархия — иерархии, рассеивание — центрированию, комбинация — селекции, неопределенность — определенности.
Отказ от системности и подчинения категориям рационального в П. связан со стремлением к преодолению принципов, по которым существовала теория Нового времени, эпохи модерна. Сама система критериев, выработанных модерном (рационализм, критицизм, индивидуализм, научный и технический прогресс, противоречит восприятию постмодернистской действительности в целом и политического в частности. С неприятием данных критериев связана невозможность создания некоторой единой политической теории в рамках П. Теоретизация политики в эпоху П. сводится к «микрополитике», то есть к специфичным для отдельных регионов или уровней политической деятельности. Теория политики П. представляет собой совокупность некоторых принципов, часть которых имеет принципиальное отличие от положений классической политической теории. Альтернативу модернистским политическим доктринам и партийным организациям теоретики П. видят в антивоенном, правозащитном и экологическом движениях, движениях «народной дипломатии», движениях, отстаивающих интересы этнических, культурных, сексуальных меньшинств, локальных общин и т.д. Политика эпохи П. — это также «миноритизированная» политика. Электорат как однородная масса, распределяющаяся на большинство и меньшинство вдоль единственной оси «правые — левые», замещается конгломератом меньшинств, для которых главной ставкой в политической борьбе является право на альтернативный образ жизни. В такой ситуации стратегия сбора голосов не может базироваться на однозначной, унифицированной доктрине-идеологии. Мультикультурализм становится не столько идейной, сколько прагматической основой политической деятельности. Для эпохи П. признание системности, структурности политического устройства мира является невозможным, поскольку эти понятия противоречат базовым характеристикам данного явления. Если в постиндустриальном обществе мультикультурализм — повод подчеркнуть необходимость выработки единых принципов совместного существования при сохранении культурных особенностей той или иной нации, то в эпоху П. это — базис, на котором в идеале должна строиться политика. Главная политическая ценность в П. — возможность жить по правилам, отличным от общепринятых. Таким образом, изменяется понимание политического и главной его составляющей — власти. Одна из основных установок П. связана с тем, что власть не являет собой иерархичную систему, но представляется децентрированной и дисперсивной.
Возможность существования и эффективность политической власти в эпоху П. непосредственно связана с властью знака, символа, текста, информации.
К.Ю. Аласания
Источник: Политический словарь нашего времени.