ПОЛИТИКА ДОХОДОВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
income policy) - курс и практика регулирования роста цен и денежных доходов юридических и физических лиц на основе административных решений и мер.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
(incomes policy) Правительственная политика, направленная на регулирование уровня роста заработной платы и доходов при помощи таких механизмов, как нормы, верхние границы (в денежном или процентном выражении), проверяющие инстанции. Политика доходов промышленно развитых стран все чаще связывалась с инфляцией (предположительно наличествующей), вызванной ростом зарплаты под нажимом требующих ее увеличения. Центральным вопросом экономического развития она стала в 1960-е гг. в условиях полной занятости. Инфляционные последствия первого нефтяного шока в 1973 г. еще более усилили роль политики доходов как антиинфляционного средства. Она часто выражалась в ограничении цен и в опоре либо на добровольное содействие, либо на установленные законом меры, либо на то и другое вместе. Эта политика более жестко осуществляется в государственном секторе, особенно в корпоративной модели политики (corporatist pattern of politics). В 1980-е гг. западные правительства разочаровались в ней по разным причинам: уменьшенные инфляционные ожидания в условиях повышенной безработицы; низкие результаты осуществления множества политических курсов за последние 20 лет; возврат к власти неолиберальных правительств в США и Британии; стремление укрепить финансовую дисциплину путем, убеждения рабочих не настаивать на повышении зарплаты и упрочения положения работодателей, чтобы те энергичнее противостояли требованиям рабочих.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Политика доходов
совокупность установленных госвом норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высоко- и низкообеспеченных слоев групп населения, снижение инфляции, соц. защиту нетрудоспособных и безработных. На этом уровне устанавливаются общие институциональные нормы для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организационно-правовых форм организаций. На микроуровне происходит купля-продажа рабочей силы; формируется предпринимательский доход, субъекты хозяйствования устанавливают системы оплаты труда, соц. выплат и услуг. Происходит перераспределение доходов внутри и между доходными ячейками: индивидами, семьями, домохозяйствами. Политика доходов на уровне субрегиона (ЮФО) зависит от ряда социально-эконом. условий, в первую очередь размера валового рег. продукта на душу населения (ВРП). По этому показателю ЮФО находится на одном из последних мест по РФ. В 1988 г. ВРП республики Ингуш, был в 5,5 раз ниже среднего показателя по РФ, по Калм. в 3,4 раза, самый высокий показатель ВРП в ЮФО по Ст. краю был ниже среднеросс. в 1,7 раза. Это - резт влияния как структурного эконом, кризиса, так и напряженной социально-политической обстановки, связанной с военным конфликтом в Чеченской республике, статистика по крой в течение 90-х гг. отсутствует. Соц. политика в области денежных доходов ориентируется на показатели среднедушевых доходов, по размерам к-рых субъекты ЮФО замыкают список регионов РФ. В 1999 г. душевые доходы в республике Ингуш. составляли всего 23% от среднего показателя по РФ. Самые высокие душевые доходы в этот период были в Рост.обл., но и они составляли только 76% от среднего по РФ. По сравнению со среднеросс. показателями негативно выглядит и динамика номинальной и реальной заработной платы. В 1999 г. лишь Астр., Волг.обл. и Кр.край достигали по уровню номинальной заработной платы 80% от средней по РФ, в республике Ингуш, этот показатель был в три раза ниже. Реальная заработная плата в большинстве субъектов ЮФО за период реформ 90-х гг. падала быстрее, чем в других регионах РФ. Соответственно доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в ЮФО существенно выше, чем в среднем по России. Так, в 1999 г. в республике Ингуш. 95% населения находились за чертой бедности, в Калм. 78%, Кар.-Черк. -65%, в Волг.обл. - 58%. Лишь в Рост.обл. этот показатель составил 25%, что на 5% ниже среднеросс. При анализе приведенных данных следует учитывать, что официальная статистика оперирует показателями денежных доходов, знач. часть совокупных доходов населения остается вне поля ее зрения. В ЮФО знач. доля сельского населения, для которого характерно высокое натуральное потребление. Среди городского населения знач. распространение получили садовые, огородные участки, дающие значительную прибавку в бюджет семей. Так, включение оценки потребления от личных подсобных хозяйств, уменьшило показатель уровня бедности в Каб.-Балк. республике в 1996 г. с 46 до 25%. Крайне низкий уровень душевых доходов в республиках Северного Кавказа и Калм. обусловлен в знач. степени тем, что здесь традиционно преобладают большие патриархальные домохозяйства, в к-рых совместно проживают и делят доходы несколько поколений родственников, значительна доля многодетных семей. В домохозяйствах патриархального типа велика роль внутрисемейных трансфертов, поскольку традиции эконом, взаимопомощи - характерная черта их уклада. Следует учитывать, что хотя увеличение домохозяйства повышает его нужды, однако начинается процесс экономии ресурсов за счет предметов общего пользования. Пожилые члены семьи потребляют меньше, чем молодые и т.д. Для оценки уровня благосостояния населения ЮФО и разработки адекватной политики доходов необходим переход к учету совокупных доходов, включающих натуральное потребление, и применение шкал эквивалентности, учитывающих эконом. положение домохозяйств с учетом их состава и др. характеристик благосостояния.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.