ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Найдено 1 определение
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
Партия (от лат. pars — часть, группа) — важнейший социально-политический институт, посредством которого осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства. Политическая партия — инструмент в борьбе за достижение и осуществление власти. Основные функции П. П.: 1) определение целей политического развития, выработка и распространение политической идеологии; 2) аккумуляция и выражение социальных интересов (функция социального представительства); 3) политическая социализация и мобилизация населения (особенно в ходе предвыборных кампаний); 4) «рекрутирование» новых членов, формирование политической элиты; 5) реализация политической программы через органы власти на законодательном и исполнительном уровнях. Прототипы современных партий возникли в период ранних буржуазных революций XVII — XVIII вв. Первоначально партии были небольшими по численности, элитарными, замыкались в узко парламентских рамках. Расширение избирательного права в конце XIX в. значительно изменило организационные и функциональные структуры партий, методы и формы их политической деятельности. Рабочее движение XIX в создало новый тип партии с массовым членством, с разветвленной сетью местных организаций, периодическими съездами, уставом и членскими взносами. У истоков партологии (науки о политических партиях) стояли М. Я. Острогорский и Р. Михепьс. Основоположником общей теории политических партий считается франц. ученый М. Дюверже. 3 политологии партии различают по происхождению, месту и роли в политической системе, внутренней структуре и методам деятельности, социальной базе, идеологии. В зависимости от возникновения выделяют партии парламентско-электорального происхождения (парламентские партии) и партии внепарламентского происхождения (преимущественно социал-демократические и коммунистические). Основные признаки второго типа партий: централизм в структуре и доктринально-программное единство; парламентская деятельность и выборы не являются для них главными целями. По месту и роли партии в политической системе различают «правительственные» и оппозиционные партии. М. Дюверже предложил деление партий на «кадровые» и «массовые». Первые являются продуктом эволюции с середины XIX в. электоральных комитетов в «низах» и парламентских групп в «верхах», «кадровые» партии, как правило, немногочисленны, характеризуются аморфностью членства, отсутствием механизма официального приема в партию, института членских взносов, партии в своей деятельности опираются на профессиональных политиков, действуют в основном в период предвыборных кампаний. «Массовые» партии являются продуктом всеобщего избирательного права (конец XIX в.); основной источник их финансирования — членские взносы; между членами партии существует тесная и постоянная связь; партийная деятельность носит в основном идеологический и воспитательный характер;в «массовых» партиях участие в избирательных кампаниях часто не является доминирующей целью (упор делается на «рекрутирование» новых членов и воспитательную функцию). В последние два-три десятилетия в Западной Европе в связи с «американизацией» политического процесса отмечено появление нового типа партий — «партия-хватай-всех» («общенародная», «интерклассовая», "партия избирателей»). Партии этого типа стремятся при помощи неидеологизированной программы мобилизовать наибольшее число избирателей различной социальной и профессиональной принадлежности. К ним примыкают и «партии-движения» («партии народного недовольства», «партии одной проблемы»), возникшие в 60—70-е гг. на волне новых социальных движений (экологических, антивоенных и др.). Для этих партий характерно: нефиксированность членства, потенциальный количественный состав, особый тип лидера-интеллектуала, играющего роль мировоззренческого символа, отсутствие жестко фиксированных социальных интересов. В первоначальный период перехода от тоталитаризма к демократии в странах Восточной Европы и СССР политическое развитие стали определять не партии, а широкие массовые движения типа польской «Солидарности», чешского «Гражданского форума». «Демократической России» в РСФСР. Для таких движений типично отсутствие жестского членства, идейно-политическая аморфность, антитоталитарный и антиноменклатурный пафос программных установок. Опыт последних лет показал, что оппозиционные массовые движения — эффективное средство в борьбе за власть. Особенностью современного этапа является возникновение нетрадиционных форм политического плюрализма — становление новых партий на базе массовых движений. Нестабильность («амебообразность») социально-классовой структуры переходного периода пока не позволяет образуемым партиям найти свою социальную базу и, как следствие этого, возникает доминирование «идеологических» партий, а не партий «социальных интересов». Вновь образуемые в России П. П., как правило, немногочисленны и не представляют в полной мере те слои и группы населения, для выражения интересов которых они создаются Отсутствие глубоких демократических традиций проявляется часто в гипертрофировании роли лидеров новых партий. Принятие в октябре 1990 г. Закона СССР «Об общественных объединениях» создало правовую основу формирования П. П. Их появлению предшествовал период (1986—90-х гг.) «неформального» движения — деятельность правозащитных групп, народных фронтов, клубов, ассоциаций, протопартий. Руководящий состав новых партий сегодня формируется преимущественно по трем каналам: 1) «диссиденты» 60—70-х гг; 2) активисты «неформального» движения второй половины 80-х гг.; 3) «выходцы» из КПСС. П. П. в РСФСР можно структурировать на «левых» и «правых», «радикалов» и «консерваторов», «западников» и «почвенников» и т. д. При этом следует исходить из того, что в истории России последних 150-ти лет в общественном сознании существовало три доминирующих течения: западничество, почвенничество и социализм (коммунизм). Используя ось «запад-восток», политико-идеологическую карту России можно представить следующим образом: I) ультралиберализм («неоконсерваторы»): Российское христианское демократическое движение (РХДД), Межреспубликанская партия свободного труда (МПСТ), Демократический Союз (ДС); 2) либерализм: Демократическая партия России (ДПР), Свободная демократическая партия России (СвДПР), Партия конституционных демократов |ПКД), Конституционно-демократическая партия — Партия народной свободы (КДП—ПНС). 3) социал-демократия: Социал-демократическая партия России (СДПР), Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ); 4) левые социалисты: Социалистическая партия (СП), неотроцкистские и неомарксистские группы, часть «Марксистской платформы в КПСС» (Бузгалин, Колганов); 5) анархизм: Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС), Ассоциация движений анархистов (АДА); 6) революционно-социалистический традиционализм: Объединенный фронт трудящихся (ОФТ), Марксистская рабочая партия — партия диктатуры пролетариата (МРП-ПДП), всесоюзное общество «Единство, за ленинизм и коммунистические идеалы», часть «Марксистской платформы в КПСС» (Пригарин); 7) российский государственный традиционализм (Республиканская народная партия России (РНРП), Православный монархический орден-союз (ПРАМОС), Русская национальная партия, группы движения «Память»).
Литература: Бекназар-Юзбашев Т. В. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. М., 1988; Новые общественно-политические движения и организации в СССР: Документы и материалы. М., 1990, Ч. I—II; Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Диалог, 1990; 1991, № 2.

Источник: Толковый политический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
93.28 кб

Кокус политической партии

В. В. Захаров
Читать PDF
93.67 кб

Кокус политической партии

В. В. Захаров
Читать PDF
344.80 кб

Неизбывность политических партий

Липсет С. М.
Перевод: LIPSET S.M. The indispensability of political parties // J. of democracy. Wash., 2000. V. 11, N 1. Р. 49-55. Перевод А.Н.
Читать PDF
164.87 кб

«Свет и тень» политических партий

Мутагиров Джамал Зейнутдинович
Все проблемы, решение которых непосильно отдельным людям, решаются ими коллективно, путем формирования обществ, разделенных на множество групп интересов, ассоциаций и политических партий.
Читать PDF
1.10 мб

Политическая партия – власть – элита

Хованская Елена Викторовна
Статья посвящена формированию политическими партиями политической элиты, а также участию политических партий в осуществлении законодательных властных полномочий.
Читать PDF
175.32 кб

Социальный капитал политических партий

Пономарь Светлана Пантелеевна
Читать PDF
1.43 мб

Сущность и понятие политической партии

Кыдыралиев Б.М.
В статье представлено понятие политической партии, рассмотрены пути формирования политической партий.
Читать PDF
141.16 кб

Политические партии как социальные сети

Пономарь С. П.
Теория социального капитала в конце ХХ века заняла важное место в арсенале целого ряда социальных наук, в первую очередь экономики, политологии и социологии.
Читать PDF
101.11 кб

Политические партии: введение в проблему

Зимина Н. В.
В статье рассмотрены вопросы становления категории «политическая партия», ее место и роль в современной политической структуре России.
Читать PDF
352.21 кб

Политические партии и гендерное равенство

Шведова Надежда Александровна
Демократическая природа партийных институтов и характер общественно-политического устройства предопределяют актуальность проблем преодоления реального отчуждения «женского фактора» в политической жизни страны.
Читать PDF
1.53 мб

Корпоративная природа политических партий

Тюменева Наталия Владимировна
В статье речь идет об особенностях правового регулирования политических партий в качестве корпоративных субъектов.
Читать PDF
92.74 кб

Партии в отсутствие политического процесса

Юрий Чаусов
Для белорусских политических партий 2009 год прошёл под знаком внутри-организационных перестановок и активного коалиционного строительства.
Читать PDF
1.68 мб

Эволюция политических партий в Кыргызстане

Б. Кыдыралиев
В статье раскрывается процесс создания первых политических партий в Кыргызстане и их эволюция в политической системе страны.
Читать PDF
151.01 кб

Электоральный маркетинг политических партий

Ергонова Евгения Геннадьевна
В данной статье рассматривается проблема электорального маркетинга. Дается определение понятия «электоральный маркетинг», показывается его отличие от политического маркетинга.
Читать PDF
554.23 кб

Партийный брендинг и политическая символика

Гришин О.Е.

Похожие термины:

  • Левые политические партии

    общее название для целого ряда политических партий, целью которых являются (в частности) социальное равенство и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. В общем
  • ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

    от гр.typos-отпечаток, форма, образец и logos-слово, учение) - сравнительное изучение структурных и функциональных особенностей деятельности политических партий. К числу наиболее развитых направлений
  • Европейские политические партии

    European political parties В 2004 г. вступило в силу распоряжение об Уставе и финансировании политических партий на европейском уровне. В нем определяются следующие условия признания европейского статуса той и
  • Политические партии на Юге России

    являются важнейшим каналом взаимодействия политической системы и структур гражданского общества, осуществляя функцию аккумуляции и артикуляции поливалентных интересов населения. Они возникаю
  • Политические партии и cтатусная рента

    Президент РФ В. Путин: «Любая власть прежде всего означает большую ответственность. Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту,
  • ОЛИГАРХИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ теория

    от греч. oliarchia - власть немногих) - обоснование характерной тенденции в развитии партии: переход от организации демократического типа к жесткому бюрократическому аппарату для управления социальны
  • Политические партии и парламентские расследования

    Президент РФ В. Путин: «Считаю, что каждая фракция должна иметь возможность в равной мере высказывать свою позицию по ключевым вопросам развития страны, предлагать своих представителей в руковод
  • Политические партии в парламенте, гарантии деятельности

    Президент РФ В. Путин: «Каждая фракция должна иметь возможность в равной мере высказывать свою позицию ‹…› предлагать своих представителей в руководство комитетов и комиссий, добиваться включе