ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Политическая философия
систематический анализ нормативных и методологических аспектов изучения политики.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Философия политическая
одна из наук о политике, изучающая взаимоотношения между личностью, обществом государственной властью, выявляющая смысл политических явлений и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.

Источник: Политико-терминологический словарь

Политическая философия
Politische Philosophie. Political philosophy Политологическая и философская дисциплина, основной задачей которой является постоянно обновляемое определение основ и правил легитимного и справедливого устройства человеческого сосуществования, оценка последствий воздействия новых течений (например, фундаментализма) и развития (например, экономических и культурных процессов глобализации), разработка новых подходов (например, придание значимости проблемам прав человека в незападных культурах).

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
вносит свой вклад в становление ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, снабжая ее наиболее общими теоретическими понятиями о соотношении личности и государства, о подчинении гражданина политике (Т.Гобс) и интересе, который лучше любого насилия управляет ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ личности (А.Смитт). Такие философы, как А.Тойнби и П.Сорокин, Дж.Оруэлл обогатили психоисторию как раздел политической психологии представлениями о психологических компонентах масштабных политических процессов. Общетеоретические идеи Т.Парсонса и Р.Мертона принесли новое понимание политики как системы, в которой индивид является одним из элементов.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
наука и дисциплина, возникшая на стыке политологии и философии, предметом которой является исследование фундаментальных проблем политики, ее методов и оснований. Оформляется как наука в XX в., хотя основы заложены в философских системах древнего мира и античности (Платон, Аристотель), средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский), Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), эпохи Просвещения (Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), доктринах мыслителей XIX в.
В рамках Ф.п. исследуются проблемы сущности политических явлений и процессов, взаимоотношения человека и государства, др. властных субъектов и институтов, методологические основания политического анализа и прогноза. Современная Ф.п. занимается проблемами политического языка, политической герменевтики (понимания), политических ценностей и т.д.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
POLITICAL PHILOSOPHY) - область интеллектуальных изысканий, где дело имеют с идеями, относящимися к политике, особенно к политическим ценностям, к сущности политической действительности и к интеллектуальным предпосылкам политического анализа. В [предмете и функциях] политической философии выделяются несколько моментов. Во-первых, как нормативная теория, она ставит своей целью разъяснение политических ценностей, определение того, что является желательным и моральным. Представитель нормативной философии ощущает себя вправе свободно выносить моральные и этические суждения, высказываться в предписывающем духе о желательном положении дел и рекомендовать политические цели. Во-вторых, на сей раз уже как мышление о том, что есть, а не о том, чему должно быть, политическая философия более занята сущностью, или самою глубинной природой реальности, а не частными, наблюдаемыми ее проявлениями. Философ, не отказываясь, впрочем, от наблюдения и опыта, стремится для описания и объяснения политической реальности искать и находить рациональную взаимосвязь вещей. Этим он явственно отличается от ученого-эмпирика, ищущего основу для объяснения в научно верифицируемых гипотезах; философ может обнаруживать истину всюду, куда его ведут интуиция и размышления. В-третьих, в качестве аналитической философии политическую философию занимают смыслы слов и понятий, логическая состоятельность аргументов, пути познания истины, а также основания, на каких пропозиция может быть признана истинной или ложной. См. также Политическая теория.
Реальное значение. Политическая философия исторически была связана с поисками человеком надежного знания о политических феноменах. Позднее, ближе к нашему времени, ее стала в большой мере занимать история идей. Ныне с нею соперничает, а в некоторых отношениях и теснит ее, эмпирическая теория, свои основания ищущая не в разуме, логике или интуиции, а в научно верифицируемых пропозициях. Тем не менее за политической философией сохраняется важная роль в современной политологии. Благодаря ей имеет перспективы научное исследование политических ценностей; она дает исследователям средства и способы добираться до таких аспектов политической реальности, какие с помощью научного инструментария до сих пор разведывать не удавалось; она, наконец, способна прояснять посылки и раскрывать мыслительные процессы, на которых зиждется научный поиск.

Источник: 26 основных понятий политического анализа

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(political philosophy) Систематическое, детальное исследование политических последствий, предлагаемых решений философских дилемм (или неразрешимости этих дилемм). Самые великие работы по политической философии пытаются представить эти последствия в связи с фундаментальными космологическими, онтологическими и гносеологическими вопросами. Изложенный в них взгляд на природу человека связывает космологическое с политическим. В более мелком масштабе политическая философия исследует политическое значение конкретных спорных вопросов, например о природе человеческого "я" (см.: communitarianism – коммунитаризм; freedom – свобода; liberalism – либерализм; autonomy – автономия) или о понимании моральной ответственности (см. punishment – наказание). Безусловно, существует тесная связь между политической философией и философией морали, поскольку обе подразумевают исследование природы наших суждений о своих наших. Соответственно, когда на основе соображений гносеологического характера был сделан вывод о том, что философия не должна заниматься этими нормативными вопросами, была объявлена бесполезной и сама политическая философия. Современная политическая философия процветает, т.к. был отвергнут гносеологический довод, считавшийся одно время фатальным для нее. Политическая философия стремится одновременно осмыслить то, что мы делаем, и предписать то, что следует делать. В результате разные представления о природе философии ведут к различному пониманию ее статуса в отношении политической деятельности. Многие противопоставляют созерцательный характер философии и активный, практический характер политической деятельности, полагая, что первая представляет собой "высшую" форму активности, которой грозит разложение под воздействием последней. Другие стремятся к тому, чтобы их политическая практика имела последовательное философское обоснование. Когда Маркс (Marx) сетовал на то, что философы только объясняли мир, тогда как вопрос заключался в том, чтобы изменить его, он отнюдь не предлагал отказаться от философии, а считал, что необходимо составить более адекватное представление о ней. И философия, и политический анализ поднимают вопросы вневременного характера, но вместе с тем они имеют историю и в тот или иной момент могут быть затребованы современными обстоятельствами или интеллектуальными изысканиями. Наверное, извечный вопрос политической философии состоит в том, имеет ли человечество свою природу и если да, то что из этого следует для политической организации. Согласно некоторым ответам на него человеческая природа зависит от исторических условий. В то же время, пожалуй, столь же извечная политическая проблема – это вопрос о законности правительства. И хотя людям приходится вновь и вновь обращаться к этим проблемам, условия жизни и опыт тех, кто пытается дать на них ответ, неизбежно весьма различны. Например, как следует описывать, понимать или объяснять опыт тоталитаризма (totalitarianism). Таким образом к политической философии можно подходить с исторической точки зрения, обращая особое внимание на условия (context) написания той или иной работы, или аналитически, критически оценивая ее внутреннюю логику или подспудные исходные посылки. Современная политическая философия имеет свой контекст, в то время как философы былых времен стремились постичь вечные истины, так что оба эти подхода соответствующим образом дополняют друг друга в исследовании политических последствий условий человеческой жизни.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Политическая философия
философская дисциплина, одна из основных областей политического и философского знания о человеке и обществе, посвященная исследованию фундаментальных проблем политики (её наиболее глубоких сущностных обоснований), социологии и философии. Термин «политическая философия» используется также для обозначения взглядов, установок, политического лица, течения, политической партии, класса, примечательной в каком-либо значимом отношении эпохи: «Политическая философия кабинета гори» в Англии. «Политическая философия «нового поколения» и т. п.
Политическая философия зародилась в глубокой древности - в античном мире Европы и Востока, в Древнем Китае как политико-философское размышление о человеке и мире, политической власти, справедливости, добре и нравственности, неравных отношений между людьми: она была одновременно и анализом, и наставлением, и нравственной проповедью. Наиболее ранние и самые значительные политико-философские произведения восходят, по меньшей мере, к V веку до н.э. - первые крупнейшие представители политической философии в Европе: Платон (427-347 до н. э.) - древнегреческий философ, знаменитый ученик Сократа и наставник Аристотеля, автор многих трудов, среди которых: «Апология Сократа»; «Политик» (зрелый период) и «Законы» (поздний период творчества - 50-е гг. IVb. до н. э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) - великий древнегреческий философ, энциклопедист, систематизатор политико-философского знания, воспитатель Александра Македонского, автор многих сочинений, среди которых: «Органон» - сборник научных трактатов о средствах научного познания - логике, прежде всего; «Политика»; «Афинская понятия» и других.
Во все времена, включая XX век и начало XXI века наиболее значительные мыслители в той или иной мере занимались исследованием феноменов политики, и нередко их политические труды оказывались наиболее известными и значительными для всей последующей политической истории и философии. Историю политической философии украшают имена Фомы Аквинского. Данте Алигьери, Марсилия Падуанского, Ч. Оккама, И.Макиавелли, Т.Гоббса, Г.Лейбница, Б.Спинозы, Дж.Локка, III.Монтескье, Д.Юма, Ж.Ж.Руссо, И.Бентама, И.Канта, Г.Гсгсля. Ч.Фихте, В.Гумбольта. Дж.Милля, К.Маркса, Ф.Энгельса, А.И.Герцена, М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина, целой плеяды значительных современных политологов, социологов и философов. В XX веке - начале ХХ1вска политическая философия превратилась в академическую политико-философскую науку, которая заняла значимое место в университетских вузах Америки, Европы. России, многих других стран и регионов мира. Современная политико-философская литература исключительно обширна и продолжает быстро разрастаться; свой вклад в развитие политической философии, особенно в первые два десятилетия XXI столетия вносят известные ученые, доктора наук, профессора БГТУ («Воснмсха») - Б.А.Исаев, С.В.Лебедев, профессор Шатравнн С.А., заведующий кафедрой философии Мозелов А.П.. заведующий кафедрой глобалистики и геополитики Кефели И.В. (См., напр.: Учебник для вузов. История политических учений. М., СПб и др. 2012, где ряд разделов - авторство составителя настоящего словаря).
В развитии политической философии существовали и продолжают существовать передовые, прогрессивные и антипрогрессивистские. консервативные и реакционные течения, весьма влиятельные в отдельные эпохи, особенно в послереволюционные: английская философия консерватизма XVIII века, представленная Эдмундом Берком - английским политическим деятелем, политическим теоретиком и публицистом, одним из идейных вдохновителей классического консерватизма (традиционализма), сложившегося после Великой Французской революции как политическая реакция на распространение идей коренного переустройства общества и мира в целом (1729— 1797); автором знаменитого сочинения «Рассуждения о революции во Франции» (1790 г.) и ряда других трудов, признанных выдающимся изложением основ консервативной теории. Идеи Э.Бёрка далее развивала школа реакционного монархизма начала XIX века (Ж.Деместр, А.Росмини и др.). Заметную роль в формировании идеологии и политики фашизма играли политические идеи, достаточно видных философов и исследователей политики - таких, как Дж. Джентиле, К.Шмитт, Однако традиционалистские, религиозно-мистические, консервативные и просто реакционные (Ш.Морос, например) мыслители никогда не определяли развитие сколько-нибудь значительной политической концепции консерватизма. Современная политическая философия, наследовавшая классическую традицию, ввела в политический анализ новые проблемы: политического языка (языка власти), политики как речевого процесса, углубила понимание политических отношений до трактовки межиндивидуального общения как отношений власти (в концепции власти М.Фуко). В XX веке разработаны многие традиционные и новые проблемы социально-экономического развития, политико-философских основ, прогностической теории и многие другие проблемы. Именно в XX веке политологи и философы приступили к систематизации политико-философского знания и определению его отношения к другим, нефилософским знаниям.
Основными истоками политической философии, кроме философского размышления о феноменах политики, являются философские концепции и учения, исследующие человека и общество, политическую историю, экономику, культуру, право. Поэтому политическая философия развивалась совместно с другими научными направлениями - философией историей, культурой, политической экономией, политико-философскими исследованиями общественного и индивидуального сознания, с теориями общественного развития. Но той же причине видное место в истории политической философии, в разработке ведущих направлений общественной мысли заняли не только философы, мыслители политической ориентации, но и выдающиеся историки, писатели, ученые: Л.Данте, Вольтер (настоящее имя - Мари Франсуа Аруэ (1694-1778). Н.Монтень. О.Бальзак. Ф.М.Достоевский, Л.И.Толстой, В.С.Ключевский, С. и В. Соловьевы: Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) - русский историк, академик Петербургской Академии Наук; Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - русский философ, поэт и публицист. Названные выше мыслители и многие другие исследователи формировали политическое знание наравне с виднейшими представителями мировой науки самых разных направлений. Не случайно уже в XX веке Бертран Рассел (1872-1970) - английский историк, общественный деятель и Элиас Канегги (родился в 1905 году) - австрийский писатель создали значительные труды о власти: «Власть» (1938) и «Масса и власть» (1983). Политическое знание как фактор политической культуры и духовной культуры в целом тесно связано с теоретической социологией, философией истории, политической историей, права, другими научными дисциплинами. Однако основой политической философии остается эмпирическое знание, от которого она переходит к обобщениям, чтобы вернуться к политической практике. В этом пункте исследований политическая философия взаимодействует с политическими науками (собственно политологией) и эмпирическими дисциплинами, исследующими политические процессы - политической социологией, политической психологией, политической этикой н нравственностью.
В последние десятилетия получило более полное и глубокое истолкование соединение философии и политики, образующее политическую философию, то сочетание политики и исследующего со разума, которое, как считает французский философ Р.Рикер, порождает новую энергию и новое знание: «логократию разума», обращенного к политике. Цель и результат их соединения - выявление сущности политики, ее смысла, открытие ее истин - «рациональности истины» политики, а именно - истины общественной сущности политики, ее феноменов и морально-этического смысла той их части, которая поддается этическим и нравственным оценкам, когда всегда уместны суждения о качественной стороне политических явлений и особенно об их моральном качестве, о долге, добре, справедливости, правах и ответственности, ценностях свободы и права, нравственных, чувственных и эмоциональных началах политики. Вся предметная область политической философии разделяется поэтому на ту её часть, относительно которой ценностные суждения невозможны и которая поддается лишь сущностному анализу, например, политическое пространство и политическое время со всеми их сочетаниями с другими общественными сущностями - экономической, политической, культурной, правом и т. д.. и другую, допускающую не только исследование сущностей, но и требующую ответа на вопросы: выбор целей, средств, методов. легитимности политики, политическое сознание и политическое поведение человека, действия власти и образы её носителей и т. д. Таким образом, складываются две основные познавательные и аналитические функции политической философии: познание глубоких оснований политики и анализ её сущности. С этими двумя функциями связана и методологическая функция политической философии, которая состоит в разработке понятийного аппарата политико-философского и политико-научного исследования и, прежде всего, в определении собственных исследовательских принципов политической философии.
Существует мнение о выполнении политической философии еще одной, нормативной функции - нормировании политических процессов, политической жизни, политической деятельности, её форм и других явлений (распространено главным образом в США и Германии). Но, как всякая наука, политическая философия может исследовать и обозначать лишь универсальные, абстрактные, идеальные принципы, в соответствии с которыми функционирует политика, но не нормы, то есть точные количественные и качественные параметры, регламентирующие политическую жизнь, всеобщие и обязательные нормы представительства, избирательного права, работы политических учреждений. Такие нормы устанавливаются самими политическими учреждениями, научные  же изыскания служат лишь теоретической основой политико-нормативной деятельности.
Одна из важных и всегда актуальных задач политической философии - взаимодействие ей с политической наукой и одновременно умение разграничивать сферы их исследований, методы и цели, определяющие эти методы. Политическая философия, как и наука о политике, всегда органично связана с эмпирическим опытом, из него она исходит и к нему возвращается в выводах, которые использует политическое знание. В самой политической философии можно выделить собственно философскую проблематику: методологическую, анализ непосредственно не наблюдаемых явлений, превращенных форм, исследование и анализ конкретных событий и форм конкретных событий и фактов политики на уровне их философского осмысления. Решающим критерием, позволяющим различать эти уровни - применение в исследовании философского и политическою знания, его глубина и умение оперировать специфическими методологическими приемами философского и политологического анализа.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
174.24 кб

Политическая философия и демократия

Скурихин Сергей Игоревич
В статье рассматриваются общефилософские вопросы формирования демократической политической системы и возможные пути ее совершенствования в современном обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Политическая философия С. И. Гессена

Власкин А. Г., Ермичев А. А.
Being the author of the theory of «jural socialism», Sergei Gessen offers a model of society according to which liberal and socialist principles could be combined.
Читать PDF
0.00 байт

Политическая философия младобенгальцев

Скороходова Т. Г.
В статье представлена реконструкция политической философии группы «Молодая Бенгалия» на основе изучения источников по истории общественнополитической мысли колониальной Индии середины XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Лекции по политической философии Канта

Саликов Алексей Николаевич, Арендт Х.
Читать PDF
123.26 кб

Политическая философия свободы и насилия

Краснухина Е.К.
Автор рассматривает философию насилия через отождествление его с властью и через их противопоставление.
Читать PDF
7.84 мб

Политическая философия Джованни Джентиле

Моисеев Дмитрий Сергеевич
Работа посвящена рассмотрению политической философии итальянского философа-неогегельянца Джованни Джентиле.
Читать PDF
0.00 байт

Актуальные проблемы политической философии

Медведева С. М.
Читать PDF
441.78 кб

Политическая философия как жизнетворчество

Бурбулис Геннадий Эдуардович
Читать PDF
965.45 кб

Как возможна политическая философия науки?

Касавин И.Т.
Cтатья обязана своим названием американскому философу Джозефу Раузу и его книге «Знание и власть. К политической философии науки» [Rouse, 1987].
Читать PDF
629.95 кб

Дискурс и типология политической философии

Русакова О.Ф.
Читать PDF
0.00 байт

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вагнер Питер
Читать PDF
223.17 кб

О политической философии Канта: курс лекций

Арендт Х.
Читать PDF
282.16 кб

Проблемы авторитета в политической философии

Алексеева Татьяна Александровна
Another article in the series of publications on the most meaningful problems of political philosophy deals with the issues of authority.
Читать PDF
122.35 кб

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАТОНИЗМ В СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Гусейнов Гасан
В статье предпринята попытка прочитать работы Мозеса Финли и других критиков политического платонизма в США и Британии на фоне современной им советской философской литературы.
Читать PDF
0.00 байт

Аналитическая философия и политическая культура

Орлова Татьяна Александровна
Статья посвящена политико-философской концепции Дж.Серля. Его онтология социальных фактов имеет большое значение прежде всего для прояснения некоторых методологических оснований политической науки.