Подотчетность

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Подотчетность
обязанность отвечать за свои действия и готовность предоставлять результаты своей деятельности на рассмотрение и оценку тех институтов, которые стоят выше во властной иерархии.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Подотчетность
(Accountability, Эсеп бер==ч=л=к) – обязанность должностных лиц государственных органов отчитаться или предоставить информацию, перед избирателями или гражданами за выполнение обязанностей и задач, а также соблюдение правил и стандартов, применяемых к их должностям.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Подотчетность
(Accountability, Тактама бер==ч=л=к) - один из принципов организации управления, предполагающий подчинение одного органа другому органу. Это также один из принципов народовластия, предполагающее наличие правовых механизмов воздействия гражданского общества на органы власти.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

ПОДОТЧЕТНОСТЬ

Подотчетность (часто также определяемая как ответственность) предполагает обязательность строгого надзора над облеченными властью индивидами и организациями со стороны другого органа или органов, имеющих право потребовать от своих подопечных отчета о произведенных действиях. Помимо этого, контролирующий орган располагает набором санкций, которые применяются в отношении лиц и организаций, совершивших действия, оцениваемые как недопустимые.
Существует две формы подотчетности. К должностному лицу или организации может предъявляться требование действовать только с предварительного согласия надзирающего органа, либо человек или организация могут действовать самостоятельно, но отчитываться перед другим органом о произведенных действиях. Последнее известно как подотчетность постфактум.
В либерально-демократических политических системах власти подотчетны электорату. В период между выборами они вольны принимать решения, однако на всеобщих выборах электорат обладает правом решающего голоса в определении судьбы правителей. Таким образом, выборы позволяют обществу влиять на действия законодательной и исполнительной ветвей власти, заставляют последние нести ответственность за свои действия. Эффективная подотчетность предполагает, что граждане располагают достаточной информацией, которая позволяет им оценивать действия, предпринимаемые должностными лицами. Во многих либеральных демократиях информированность общества обеспечивается специальным законодательством о свободе информации.
Помимо этого, в либерально-демократических политических системах исполнительная власть подотчетна законодательной власти. Она может быть обязана передавать на рассмотрение законодательных органов проекты политических решений, а при парламентской форме правления законодатели наделены правом смещения правительства посредством вынесения вотума недоверия. Представители законодательных органов подотчетны тем, кто наделяет их полномочиями (тем, кто может не переизбрать их на новый срок), собственной политической партии, которая располагает возможностью отзыва и исключения своего представителя и члена.
См. также статьи «Выборы», «Либеральная демократия», «Парламентская форма правления», «Политическая партия», «Поитическое участие», «Свобода информации».

Источник: 101 ключевая идея политика

ПОДОТЧЕТНОСТЬ
(accountability) Условие, согласно которому члены представительных органов власти отвечают перед теми, кого они представляют, за исполнение своих властных полномочий и обязанностей, а также учитывают в своей деятельности критические замечания и требования, неся при этом (определенную) ответственность за невыполнение своих обязанностей, некомпетентность или обман. Члены законодательного органа обязаны отчитываться о том, как они голосуют, перед руководителями парламентских фракций, таких как кнуты (whip), местными организациями их партий и избирателями. Министры, сверх того, отвечают перед законодательным органом и избирателями за решения правительства. В Великобритании министры несут как индивидуальную министерскую (individual ministerial responsibility), так и коллективную ответственность (collective responsibility) и отчитываются перед руководством и избирателями в ходе парламентских дебатов и обсуждений в специальном комитете (select committee) или в средствах массовой информации. Подотчетность государственных чиновников напрямую зависит от степени их политизации. Так, в США чиновники государственных органов управления любого уровня являются политическими бенефициантами, на которых может быть возложена персональная ответственность за их деятельность. Что касается Великобритании, то, хотя здесь государственных служащих и могут обязать отвечать на вопросы членов специального комитета, номинально они нейтральны и отвечают лишь за собственную некомпетентность. В иных случаях считается, что чиновники действуют от имени министров и, следовательно, подотчетны в рамках индивидуальной министерской ответственности. Есть опасения, что слишком высокая мера ответственности помешает политическим деятелям и государственным чиновникам эффективно выполнять свои обязанности и реализовывать властные полномочия. В Великобритании, однако, более серьезную озабоченность вызывает недостаточная подотчетность. На деле министры не соблюдают требования отчитываться в своей служебной деятельности. К тому же реформы размыли иерархическую структуру, в основе которой лежала должностная ответственность. Чаще всего недовольство высказывается по поводу отсутствия подотчетности по ключевым направлениям политики правительства, в частности по руководству службами безопасности. Точно так же разрастание количества кванго (quango) позволяет их сотрудникам направлять запросы граждан в парламент, а министрам, наоборот запросы членов парламента – сотрудникам кванго.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
99.73 кб

БОРЬБА ЗА ПОДОТЧЕТНОСТЬ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АРГЕНТИНЕ: УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИКЕ ОТ ЭПОХИ ДВИЖЕНИЯ ЗА

Перуццотти Энрике
Читать PDF
276.13 кб

Саммит «Группы восьми» в Мускоке и саммит «Группы двадцати» в Торонто. Подотчетность и гражданское о

Хайнал Питер
В данной статье исследуется роль и влияние гражданского общества на усиление подотчетности «Группы восьми» и «Группы двадцати».
Читать PDF
423.52 кб

Автономия в системе среднего образования: самостоятельность и подотчетность общеобразовательных школ

Омарбекова Айжан Каденовна
Проведен анализ законодательных актов, стандартов и официальных документов, администрирующих образовательный процесс в системе среднего образования, с точки зрения задаваемой ими степени самостоятельности организаций образования.
Читать PDF
935.92 кб

Функционирование системы подотчетности в посткоммунистических государствах: концептуальные рамки и и

Воробьев Антон Николаевич
Функционирование демократического политического режима опирается на ряд параметров, конфигурация которых обусловливает его сущностные характеристики.
Читать PDF
1.78 мб

Теория отношений принципала и агента при изучении подотчетности политических партий

Зиннатуллин А.З.
В статье рассматриваются различные аспекты использования теории отношений принципала и агента применительно к политической сфере, в частности, к вопросам подотчетности партий и политиков в рамках выборных институтов либо должносте
Читать PDF
16.71 мб

«Группа двадцати»: на пути к большей подотчетности? Механизмы подотчетности «Группы двадцати» и новы

Хилбрих Сорен, Шваб Джейкоб
Легитимность «Группы двадцати» часто подвергается сомнению: институт неоднократно становился объектом критики со стороны не входящих в него государств, негосударственных организаций, академического сообщества и широкой общественно
Читать PDF
763.01 кб

Информирование в целях подотчётности

Вальдман Игорь Александрович
Автор рассматривает систему подотчётности, ориентированную на достижение запланированных результатов, оказывающую положительное влияние на повышение качества образования и ответственности всех участников образовательного процесса
Читать PDF
125.60 кб

Растущее внимание к вопросам подотчетности: прогресс или сомнительное благодеяние? (пер. С англ. Е.

Салми Джамил
В последнее десятилетие проблема подотчетности учреждений высшего образования вызывает большой интерес во всем мире.
Читать PDF
377.82 кб

Переосмысление оценивания: борьба за обеспечение баланса между подотчетностью и сопоставимостью, осн

Бойл Билл, Чарльз Мэри
В статье даётся критический анализ зарубежного опыта оценивания знаний учащихся, построенного на основе тестов.