ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
(Plekhanov, George) (1856–1918) Идейный лидер русского марксизма. В эмиграции (1883 г.) создал группу "Освобождение труда", активный деятель РСДРП и редактор "Искры" (1900 г.). В 1903 г. помогал Ленину преодолеть раскол, но затем перешел на сторону меньшевиков. Весьма критически относился к Октябрьской революции 1917 г. (см.: Bolshevism – большевизм, Russian Revolution of October 1917 – Русская революция 1917 г.).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович
1856-1918) — русский философ, идеолог и вождь социал-демократического движения, сыгравший исключительную роль в распространении марксизма в России. С 1880 г. — в эмиграции. В 1882 г. перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Основатель первой российской марксистской организации — группы «Освобождение труда» (1883). С начала 1890-х годов — один из лидеров Второго Интернационала, активный участник его конгрессов. Входил в число основателей РСДРП и газеты «Искра». После 2-го съезда РСДРП становится лидером меньшевистской фракции социал-демократической партии России. В 1917 г. поддерживал Временное правительство. Выступил против «Апрельских тезисов» В. Ленина, назвав их «бредом». К Октябрьской революции отнесся отрицательно, так как считал, что по уровню социально-экономического развития Россия не готова к социалистической революции. Автор фундаментальных работ по философии, социологии, эстетике, этике, истории. Основные работы: «Социализм и политическая борьба» (1883); «Наши разногласия» (1885); «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895); «Очерк по истории материализма» (1896) и «К вопросу о роли личности в истории» (1898).

Источник: Новейший политологический словарь

Плеханов Георгий Валентинович
(родился в 1856 г., умер в 1918 г.) - организатор группы «Освобождение труда» (см.), первый дал марксистскую критику ошибочных взглядов народников и показал, что их взгляды ничего общего не имеют с научным социализмом, что передовым революционным классом может быть только рабочий класс. Плеханов написал ряд марксистских произведений, на которых учились и воспитывались марксисты. Произведения Плеханова - «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» расчистили почву для победы марксизма в России. В своих работах Плеханов дал изложение основных вопросов теории марксизма. Ленин указывал, что нельзя стать сознательным коммунистом, не изучив философских работ Плеханова, «ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма». Однако Плеханов, много сделавший для распространения марксизма в России, оказался неспособным понять задачи пролетарской партии в новую эпоху. Плеханов боролся против дальнейшего развития марксизма, которое осуществил Ленин в условиях эпохи империализма и пролетарской революции. Вскоре после раскола партии на большевиков и меньшевиков на II съезде в 1903 г. Плеханов стал одним из руководителей меньшевизма. В период первой мировой империалистической войны Плеханов выступил как оборонец, а в 1917 г как противник Великой Октябрьской социалистической революции и перехода всей власти к Советам. Несмотря на то, что Плеханов с 1903 г. начал отходить от марксизма и от революционной борьбы, его ранние произведения, посвященные пропаганде марксизма, сохраняют свое значение и в настоящее время. Ленин писал о Плеханове: «Его личные заслуги громадны в прошлом. За 20 лет, 1883-1903, он дал массу превосходных сочинений...»

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856-1918)
крупный философ, социолог, историк общественной мысли и культуры, публицист, "отец" русского марксизма.
В возрасте двадцати лет П. становится профессиональным революционером, выступая одним из организаторов первой в России политической демонстрации (1876). В дальнейшем принимает активное участие в деятельности тайной революционной народнической организации "Земля и воля", а после ее раскола - в организации "Черный передел". В 1883 П. вместе с В.И.Засулич, Л.Г.Дейчем, П.Б.Аксельродом и В.Н.Игнатовым создает первую русскую организацию марксистов "Освобождение труда", ставшую базой для распространения в России марксистских идей и формирования российской социал-демократии. П. - один из авторов первой программы Российской социал-демократической рабочей партии (1903).
Одна из главных заслуг П. как марксиста заключается в выдвижении и обосновании идеи гегемонии пролетариата в революционном движении России. Он считал, что после реформы 1861 Россия вступила на путь капиталистического развития, в результате чего растет численно и крепнет новая революционная
сила - пролетариат, что в России сначала произойдет буржуазно-демократическая революция, которая свергнет самодержавие, а потом, через более или менее продолжительный период (сроки П. не указывал) должна произойти социалистическая революция и будет установлена власть рабочего класса - диктатура пролетариата. П. обосновал, что главным двигателем буржуазной революции будет не буржуазия, а пролетариат. Каждое из этих положений было принципиально новым не только для социалистических теорий России, но и для теории марксизма.
В 1885 в работе "Наши разногласия" П. пришел к выводу, который ляжет в фундамент меньшевистской платформы российской социал-демократии. Торжество капитализма в России будет непродолжительным, ибо революция неизбежна, но он предостерегал от скоропалительных социалистических экспериментов. Революционный запал приведет к преждевременному за -хвату власти кучкой революционеров, которые непременно станут декретировать социализм. В этом случае "совершившаяся революция может привести к политическому уродству, вроде древней китайской империи, т.е. к обновленному царскому деспотизму на коммунистической подкладке".
П. был категорическим противником заговорщичества, якобинской революции, немедленного захвата власти революционной партией. Освобождение рабочего класса должно быть делом самих рабочих, а не революционного кружка. Для этого необходимо увеличение количества рабочих на основе развития промышленности, революционизирование сознания самого рабочего класса, а не организованного партийного меньшинства. Диктатура не поможет, если рабочий класс не Подготовлен к революции и для нее не созрели условия. Идею медленного захвата власти он считал величайшим несчастьем.
Считая своей главной задачей пропаганду марксистского учения о социализме, П. вместе с тем понимал, что экономическая и культурная отсталость России, "азиатчина" и деспотизм,- серьезное препятствие для социалистических преобразований.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Плеханов Георгий Валентинович

(29 ноября 1856, деревня Гудаловка Липецкого уезда Воронежской губернии, – 30 мая 1918, Питкеярви, Финляндия). Из дворян. В 1874 поступил в Петербургский горный институт. С 1876 член народнического кружка "бунтарей" (сторонников М.А. Бакунина). Один из организаторов первой в России политической демонстрации студентов и рабочих в декабре 1876 у Казанского собора; речь против самодержавия в защиту идей Н.Г. Чернышевского закончил словами «Да здравствует "Земля и воля!"». Избегая ареста, перешел на нелегальное положение, став профессиональным революционером. С июля 1877 член руководства организации "Земля и воля", разрабатывал ее программу, один из редакторов одноименной газеты. После раскола "Земли и воли" в 1879 возглавил организацию "Черный передел". В январе 1880 эмигрировал. Слушал лекции в Сорбоннском университете. С осени 1881 жил в Швейцарии. Изучал марксистскую литературу, историю западноевропейского рабочего движения, сотрудничал в европейской социалистической печати, российских журналах, посещал лекции в Женевском университете, давал частные уроки.
В 1882 перевел на русский язык "Манифест Коммунистической партии" К.Маркса и Ф. Энгельса. В сентябре 1883 организовал и возглавил группу "Освобождение труда", автор 1-го и 2-го "Проекта Программы русской социал-демократии". Первым в российском общественном движении дал критический анализ народнической идеологии с позиций марксизма ("Социализм и политическая борьба", 1883; "Наши разногласия", 1885, и другие). Несмотря на то, что с 1887 болел туберкулезом, вел активную теоретическую и организационную работу по изданию и переправке в Россию марксистской литературы. За 20 лет существования группы написал и издал 147 работ. Книга "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (СПб., 1895, под псевдонимом Н. Бельтов) способствовала широкому распространению марксистских взглядов в России. На теоретических трудах Плеханова воспитывалось целое поколение российских социал-демократов. С начала 90-х гг. один из лидеров 2-го Интернационала, активный участник его конгрессов. В конце 1894 – начале 1895 по инициативе Плеханова создан "Союз русских социал-демократов за границей". В 1900 – 03 участвовал в создании и руководстве газетой "Искра". В 1901 Плеханов – один из организаторов "Заграничной Лиги русской социал-демократии". Принял непосредственное участие в подготовке и работе 2-го съезда РСДРП (1903), один из авторов проекта Программы РСДРП, выступал по важнейшим вопросам порядка дня; избран членом редколлегии ЦО – газеты "Искра" и председателем Совета партии. В споре между "большинством" и "меньшинством" не одобрял ни стремлений к крайней централизации, когда в организации "все вертится вокруг одного человека", который "соединяет в себе все власти", ни стремления к крайней децентрализации, доводящей организацию "до того децентрализованного состояния, которое свойственно туманным массам" ("Дневник социал-демократа", 1905, № 2, С. 48 – 49). Поддержав "большинство", стремился примирить обе фракции. После съезда, из-за углубления разногласий с В.И.Лениным и большевиками, перешел на сторону меньшевиков, стал одним из их лидеров.
Во время Революции 1905 – 07 Плеханов порывался вернуться в Россию, из-за обострения болезни не смог приехать. В феврале 1905 в статье "Врозь идти, вместе бить", опубликованной в "Искре", призывал к вооруженному восстанию против самодержавия, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии. Осмысливая причины поражения Декабрьского вооруженного восстания 1905, пришел к выводу, что "несвоевременно начатая политическая забастовка привела к вооруженному восстанию в Москве, Сормове, в Бахмуте и так далее. В этих восстаниях наш пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным. И все-таки его сила оказалась недостаточной для победы. Это обстоятельство нетрудно было предвидеть. А потому не нужно было и браться за оружие" (Плеханов Г.В., Еще о нашем положении, Соч., т. 15, с. 12).
В 1906–07 выступал за участие социал-демократов в выборах в Государственную Думу, за блок с кадетами. В период реакции, борясь с меньшевиками-ликвидаторами, возглавил группу меньшевиков-партийцев, вступил в блок с большевиками. Опубликовал ряд статей в защиту философии марксизма, против А.А. Богданова, В. Базарова, А.В.Луначарского и других. Сотрудничал в общепартийной газете "Социал-демократ" и в большевистских изданиях ("Звезда" и другие). В 1912 отказался участвовать в 6-й (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП, осудил ее решение об организационном разрыве с "ликвидаторами", но не принял участия и в Августовской конференции меньшевиков (Вена). В 1913 опубликовал в "Правде" серию статей против "ликвидаторов" (под общим названием "Под градом пуль"), в то же время стремился примирить "враждующих братьев" и с этой целью с мая 1914 издавал газету "Единство". С 1909 работал над фундаментальным трудом "История русской общественной мысли", вышло 3 тома (СПб., 1914 – 16), предполагал написать 4-й том. В этом труде Плеханов впервые наряду с борьбой классов указывает на их "сотрудничество там, где заходит речь о защите страны от внешних нападений" (Соч., т. 20, с. 13).
С начала первой мировой войны Плеханов занял оборонческую позицию, стал на сторону союзных стран, против Германии, призывал к борьбе с немецким империализмом. Резко критиковал "интернационалистов", считал, что их требования о заключении мира без аннексий и контрибуций не достигают главной цели – устранения причин войны, а лозунг братания солдат на фронте назвал "бесстыдной провокацией" (Плеханов Г.В., Год на Родине, т. 1, с. 153).
Февральская революция 1917 позволила Плеханову после 37 лет изгнания, пожилым и больным, вернуться в Петроград; 31 марта на Финляндском вокзале от Петроградского Совета РСД его приветствовали Н.С. Чхеидзе, И.Г. Церетели, М.И. Скобелев. В краткой речи Плеханов сказал: "Я счастлив, что вернулся на Родину, я отдам остаток своих сил работе для победы революции. Надеюсь еще поработать (еще пожить), но готов и умереть за эту победу"(Плеханова P.M., Год на родине, "Диалог", 1991, № 9, с. 81). 2 апреля выступил на Всероссийском совещании Советов РСД, где изложил свое отношение к революционным событиям в России, высказался за продолжение войны для защиты Родины и революции "от немцев", "от Гогенцоллернов", призывал бороться как "против врага внутреннего, так и против врага внешнего", избегать всего, что может вызвать "преждевременную гражданскую войну" и "порождать недоразумения между населением и армией" ("Единство", 1917, 5 апреля). В начале апреля по просьбе министра путей сообщения Н.В. Некрасова возглавил особую комиссию для выработки новых ставок оплаты труда железнодорожников. Денежные прибавки были введены в середине 1917, но не удовлетворили железнодорожных рабочих Возглавил малочисленную группу "Единство", которая не вошла в меньшевистскую организацию, руководимую ОК РСДРП.
Здоровье Плеханова неуклонно ухудшалось и он вынужден был ограничиваться редактированием своей газеты "Единство", где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события вел спор с оппонентами и идейными противниками. Полемизируя с Лениным по поводу Апрельских тезисов, Плеханов упрекал его в том, что тот считает войну грабительской, империалистической лишь со стороны России, но ничего не говорит о Германии. Считая Германию главной виновницей войны, Плеханов заявлял, что призыв Ленина "покончить с войной" путем "свержения капитала" не найдет поддержки, так как "масса просто-напросто не поверит" этому. Плеханов обвинял Ленина в отступлении от научного социализма, поскольку тот призывает к свержению капитализма в России, где он еще не достиг такой ступени, чтобы препятствовать развитию производительных сил. Россия страдает от недостатка развития капитализма, писал Плеханов, что признает и Ленин. Поэтому призывать к "свержению капитала" в России преждевременно. Плеханов характеризовал в целом Апрельские тезисы как "безумную и крайне вредную попытку посеять анархическую смуту в Русской Земле" (там же, 12 апреля).
В статье "Наша тактика" доказывал, что русский пролетариат, участвуя в войне, "не изменяет своему классовому интересу, а напротив, защищает его с оружием в руках" (там же, 20 апреля). Во время Апрельского кризиса Временного правительства выступил в его поддержку, вошел в "Союз личного примера". В "Воззвании", подписанном Л.Г. Дейчем, В.И. Засулич и Плехановым, говорилось, что, ведя войну, "мы защищаем свою и чужую свободу. Россия не может изменить своим союзникам. Это покрыло бы ее позором и навлекло бы на нее справедливый гнев и презрение всей демократической Европы" (там же, 22 апреля). Полемизируя с эсерами в статье "Старая погудка на старый лад...", писал: "Народ, совершивший революцию в тяжелых муках войны, отнюдь не должен подчиняться неприятелю. Напротив, обновив и умножив свои силы, посредством переворота, он может и обязан дать врагу гораздо более, чем прежде, энергичный отпор" (Плеханов Г.В., Год на Родине, т. 1, с. 144). В речи на митинге в связи с началом июньского наступления на фронте убеждал демонстрантов: "Мы защищаем себя защищаем весь мир. Каждый из нас обязан стать на защиту своей Родины и добиться ее победы" (там же, с. 220).
Такая позиция импонировала социальным силам, стоявшим на позициях оборончества, их представители наносили визиты больному Плеханову и выражали солидарность с ним. А.В. Колчак, рассказывая Плеханову о растущей деморализации на флоте, "плакал, как дитя". "Если надо, я буду служить вам, социалистам-революционерам, лишь бы спасти Россию. Сознаюсь, социал-демократов я не люблю". Плеханов ответил адмиралу, что он принадлежит именно к этой партии, которая не пользуется его симпатией. Колчак смутился, но, оправившись, сказал, что он в этом ничего не понимает и знает только одно – "надо спасти Родину", а для этого он "готов стать на сторону революционеров, задающихся этой целью" (Плеханова P.M., Год на Родине, "Диалог", 1991, № 10, с. 83). Во время своего визита М.В. Пуришкевич упрашивал Плеханова взять на себя управление страной, которой грозит гибель. "Вы мой политический враг, но я знаю, что вы любите Родину. И это сознание внушает мне глубокое доверие к Вам". Плеханов не вступил с ним в длинный разговор, а когда тот ушел, заметил: "Это русский Дерулед" [Дерулед Поль (1846 – 1914) – французский политический деятель, пытавшийся совершить государственный переворот] (там же). Иным был мотив визита М.В. Родзянко. Представляясь и зная о предложении Плеханову войти в состав правительства, он сказал: "Я пришел с Вами познакомиться, так как мне говорили, что Вы очень умный человек". Завязался полный политического интереса разговор. В заключении Родзянко просил разрешения посетить еще раз Плеханова, но больше не приходил (там же). Главной задачей момента Плеханов считал консолидацию и единство всех "живых" сил страны.
Плеханов был одним из немногих политиков, которые призывали выйти за рамки господствовавшей тогда конфронтационной, сугубо классовой политической культуры. В № 1 газеты "Единство" 29 марта был напечатан ответ Плеханова на приветствие редакции "Призыв" в связи с 40-летием его революционной деятельности: «С социалистами-революционерами мне приходилось вести борьбу, а теперь мы идем рядом, потому что это было нужно для торжества наших понятий. "Призыв" тем и дорог мне, что он прокладывает дорогу для взаимного сближения мыслящих элементов социал-демократической партии с такими же элементами ПСР. От этого много может выиграть наше социалистическое движение». В апреле в письме делегатам конференции железнодорожников призывал "сплотиться вокруг Временного правительства", которое выражает интересы "всей демократической России". Утверждал, что "великое счастье русского пролетариата наших дней" в том, что "его классовый интерес совпадает теперь в борьбе за новый строй с интересами тех слоев населения, которые хотят раз и навсегда покончить с пережитками старого порядка". Пролетариат "должен выдвигать теперь вперед не то, что разъединяет его с этими слоями, а то, что объединяет его с ними" ("Единство", 1917, 17 августа). Плеханов писал: "Классовая борьба не есть самоцель. Она есть только средство для защиты классовых интересов", поэтому всякий общественный класс не должен вести классовую борьбу там, где она "вредна с точки зрения классового интереса". "Наше спасение не в гражданской войне, а в сознательном, всесторонне обдуманном, планомерном и добросовестном соглашении тех двух классов, совокупные усилия которых одинаково важны, при нынешних конкретных условиях, для экономического обновления России" (Плеханов Г.В., Год на Родине, т. 2, Париж, 1921 с. 81). Это положение он развернул в выступлении 15 августа на Государственном совещании в Москве. Обращаясь к представителям буржуазии, призывал их пойти на "соглашение" "с крайней революционной демократией". Представителей рабочего класса он убеждал пойти на уступки буржуазии. Доказывал, что не может быть буржуазной революции, в которой не участвовала бы буржуазия. Поскольку впереди еще период капиталистического развития, оба класса должны искать пути "экономического и политического соглашения". Усиление борьбы между ними приведет к поражению и гибели России (там же, с. 106 – 108).
Плеханов стремился примирить и крестьян с помещиками. В письме Всероссийскому крестьянскому съезду он предлагал подумать – стоит ли требовать конфискации помещичьей земли, объясняя, что помещик является богатым человеком, пока он владеет землей; когда у него возьмут землю без выкупа, он станет нищим. "В вашем ли интересе плодить нищенство на Руси?, – спрашивал Плеханов и отвечал: "Это противно вашим интересам, равно как и интересам всего государства". Он предлагал учесть интересы и тех и других и "дать частным землевладельцам известное вознаграждение" за передаваемую крестьянам землю (там же, т. 1; с. 151). Осудив выступление генерала Л.Г. Корнилова, призывал к консолидации демократических сил перед лицом возможной попытки государственного переворота и грозящей экономической разрухи. Резко осуждал стремление большевиков взять в свои руки политическую власть. Считал, что Россия еще не созрела для социалистической революции и для перехода к социализму. Опасался что, если В.И. Ленин займет место А.Ф. Керенского, "это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесет с собой такую гибельную, такую страшную экономическую разруху, что весьма значительное большинство населения страны повернется спиной к революционерам" (там же, т. 2, с. 139).
Октябрьскую революцию встретил отрицательно. 28 октября опубликовал в "Единстве" "Открытое письмо к петроградским рабочим", в котором указывал, что социалистическая революция в России преждевременна, так как пролетариат составляет в стране меньшинство и не готов к такой миссии; "наш рабочий класс еще далеко не может, с пользой для себя и для страны, взять в свои руки всю полноту политической власти. Навязать ему такую власть, значит толкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы в то же время величайшим несчастьем и для всей России". Предупреждал, что крестьянство, получив землю, не будет развиваться в сторону социализма, а надежда на скорую революцию в Германии нереальна. Предостерегал, что захват власти "одним классом или – еще того хуже – одной партией" может иметь печальные последствия (см. "Вопросы истории", 1989, № 12, с. 105 – 06). Однако на предложения Б.В. Савинкова возглавить антибольшевистское правительство ответил: "Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и я не буду его" расстреливать даже тогда, когда он идет по ложному пути" ("Борис Савинков перед Военной коллегией Верховного суда СССР", М., 1924, с. 182).
Здоровье Плеханова продолжало ухудшаться, он был помещен в больницу, затем в санаторий близ города Териоки (ныне Зеленогорск), где скончался.
Сочинения: Соч., т. 1 – 24, М.– П., 1923 – 27; Избранные философские произведения, т. 1 – 5, М., 1956 – 58.
Литература: Дейч П.Г., Плеханов Г.В. в России (1917 г.), "Вопросы истории КПСС", 1991, № 8; Лифшиц М., Г.В. Плеханов. Очерк обществ, деятельности и эстетических взглядов, М., 1983; Плеханова Р., Год на Родине, "Диалог", 1991, № 8 – 12; ТютюкинС.В., Первая русская революция и Г.В. Плеханов, М., 1981.
В.П. Боечин.

Источник: Словарь: политические деятели России, 1917 г.