ПЛАТОHОВ АлексейПлатонов Андрей

ПЛАТОН

Найдено 6 определений термина ПЛАТОН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Платон

ок. 427–347 до н.э.) – греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. Считается основателем философии. Древняя философия делится на два основных периода: до Сократа и после Сократа. Ученик Сократа Платон систематизировал учение Сократа. Придал мифологическому строю древней философии рациональный характер. Основал учение об идеях, мировой душе и т.д. Описал идеальную модель государства. Неоднократно пытался воплотить свой идеал в жизнь.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия политики: словарь персоналий

Платон

428 или 427 до н. э. - 348 или 347)

древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу.

Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ПЛАТОН

Platon) (427-347 вв. до н. э.) — один из величайших философов античности, ученик Сократа и учитель Аристотеля, создатель Академии (388 г. до н. э.), автор 34 диалогов, среди которых — диалоги о политике, метафизике, этике — «Государство», «Политика», «Законы» и др. Автор концепции идеального государства, которое трактуется как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Трем началам человеческой души — разумному, яростному и жаждущему, по Платону, соответствуют три сословия — философов-правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. «Идеальной» форме государственного правления — аристократии — Платон противопоставляет четыре «неправильные» формы: тимократию, олигархию, тиранию и демократию. Политика определяется как искусство, требующее определенного знания и умения управлять людьми. Работы Платона оказали огромное влияние на развитие европейской философской и политической мысли. Цитата «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Платон. «Законы»

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политологический словарь-справочник

ПЛАТОН (437- 347 до н. э.)

греческий философ и политический мыслитель.

Политические взгляды Платона изложены в диалогах "Государство". "Политик" и "Законы".

В диалоге "Государство" Платон одним из первых обратился к характеристике форм правления. Философом описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Им противопоставляется идеальное государство - справедливое правление избранных философов-мудрецов, ибо истинное знание доступно только этим "редким людям".

Конструируя идеальное государство, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое "по своей природе жаждет богатства".

Политический идеал Платона предполагает, что личность, общество и государство растворены в полисе. Платоновское идеальное государство мудро своими философами, мужественно - стражами, рассудительно - повиновением людей физического труда. Сочетание добродетелей рассудительности, мужества и повиновения характеризует справедливый государственный строй.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

Платон (Рождественский Порфирий Федорович)

23 февраля 1866, Курская губерния, – 20 апреля 1934, США). По окончании Курской духовной семинарии 6 января 1887 рукоположен в священники; приходской священник и учитель церковно-приходских школ (1887– 91). В 1895 окончил Киевскую духовную академию (в 1894 пострижен в монахи), был оставлен профессорским стипендиатом для подготовки к занятию кафедры. Инспектор и ректор духовной семинарии. В 1898 удостоен степени магистра богословия, звания экстраординарного профессора и возведен в сан архимандрита. В 1902 ректор Киевской духовной академии, возведен в сан епископа Чигиринского. С 1906 издавал журнал "Церковь и Народ". Член 2-й Государственной Думы (от Киева). В 1907 назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским. С 1914 архиепископ Кишиневский и Хотинский, в 1915 утвержден архиепископом Картлийским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Святейшего Синода.

После Февральской революции 1917 назначен 17 июня председателем Совета по упрочению и распространению веры. 15 июля произнес речь у Исаакиевского собора на похоронах казаков, убитых 5 июля при разгоне вооруженной демонстрации, руководившейся большевиками: "Какая поразительная по своей громадности разница между этими, которых мы сейчас оплакиваем, и теми, вышедшими тоже из народа нашего, которые, прикрываясь святым именем русского солдата, творят предательство родины и измену ей! ...Чувство глубокой скорби и печали вызывает действие тех русских воинов, которые под влиянием агитаторов готовы покончить со своим долгом перед родиной и любовью к ней. Это чувство, мы уверены, разделяет вся, верная благу родины, Россия. Вся, не забывшая себя Русь, скорбит о народившейся новой измене народу... Не думала она, что наступит время, когда некоторые русские, перед лицом врага, перестанут быть русскими... Русской рукой убиты дети русской земли!" (см.: Введенский А.И., Церковь и государство... 1918 – 1922, М., 1923, с. 51 – 52).

На Государственном совещании в Москве выступил 14 августа с речью: "Другого по трудности такого момента не знала наша история. Но тяжесть эта должна удвоить силу и мощь народной воли, должна не убить, а поднять народный дух. Крайне стесненная, страна наша все-таки должна отстоять свое мировое положение и должна устроить свою внутреннюю жизнь на новых началах, при новых условиях, соответствующих ее благу, ее счастью... Народ достиг свободы, гражданин стал свободным. И хочется со всей силы русской груди крикнуть: свободный гражданин, иди к этому очагу, вздуй пламя этого огня, чтобы к нему устремились, подошли все народы, населяющие Россию, чтобы им у этого очага было тепло и уютно" ("Государственное совещание", с. 66).

Был участником Священного Собора Православной Российской Церкви (август 1917 – 1918), совершил торжественную литургию на открытии Собора 15 августа в Москве; на Соборе избран председателем отдела внешней и внутренней миссии, член ряда других отделов.

Во время октябрьских боев в Москве вел переговоры с большевиками о перемирии и прекращении военных действий. 2 ноября Платон вместе с епископом Нестором и другими с пением молитв отправились в Московский ВРК; Платон попытался склонить руководителей к прекращению борьбы с юнкерами. У входа в ВРК толпа солдат встретила их словами: "Где вы были раньше? Зачем мешается религия в наши дела? Зачем здесь духовенство? Идите лучше к своим юнкерам!" (ЦГАОР, ф. 3431, оп. 1, д. 470, л. 24). С 23 ноября архиепископ Тифлисский и Бакинский, экзарх Кавказа. 7 декабря избран членом Святейшего Синода и его председателем.

7 января 1918 выступил на открытии Всеукраинского Собора как представитель патриарха Тихона и вручил устав Собора, утвержденный в Москве. С 9 февраля назначен митрополитом Одесским и Херсонским. По словам В.В. Шульгина, формировал белогвардейские отряды для борьбы с Советской властью. Из обращения Платона "К дорогим союзникам" в 1918: "Помогите измученному народу. Есть еще силы для борьбы с большевизмом в России... Возьмите эту армию [Добровольческую. – Автор] как исходную опорную точку для своих операций, поддержите ее..." (см.: "Наука и религия", 1960, № 11, с. 24).

В 1920 эмигрировал в Америку, где в 1921 принял управление Северо-Американской епархией. В 1922 признан Американским церковным Собором правящим архиереем и утвержден митрополитом всея Америки и Канады. В 1923 патриарх Тихон назначил его управляющим Северо-Американской епархией. Но 16 января 1924 патриархом Тихоном и Святейшим Синодом он был уволен от управления Северо-Американской епархией. Платон указания патриарха не выполнил и продолжил управление. Всеамериканский Собор в 1924 подтвердил правление митрополита Платона и объявил Северо-Американскую епархию самоуправляющейся церковью.

M.E. Голостенов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь: политические деятели России, 1917 г.

ПЛАТОН

(Plato) (приблизит. 427–347 до н.э.) Греческий философ. Родился в аристократической афинской семье; ожидалось, что он изберет политическую карьеру, однако обстоятельства и природная склонность побудили его заняться философией. Главной причиной его разочарования в политике стала смерть близкого друга и учителя Сократа, казненного афинской демократией в 399 г. до н.э. У Платона на всю жизнь сохранилось глубоко критическое отношение к демократическим институтам и либерализму. Тем не менее он совершил прорыв в мир реальной политики, когда в зрелом возрасте сделал попытку – правда, безуспешную – применить на практике некоторые из своих теорий в греческом городе-государстве Сиракузы. Платон написал ряд диалогов по очень широкому кругу вопросов; при этом позиция, занимаемая им в отношении одного и того же предмета, может отличаться в разных работах. Главное действующее лицо диалога – (почти всегда) Сократ, и часто бывает трудно понять, кому принадлежат взгляды, излагаемые этим "Сократом", – историческому Сократу или самому Платону. Общепризнанно, что влияние исторического Сократа особенно заметно в ранних диалогах, тогда как в работах среднего и позднего периодов сформулированы – постоянно развивающиеся – взгляды, принадлежащие Платону (хотя многие из них явно восходят к Сократу). Поэтому, хотя некоторые ранние диалоги и поднимают ключевые политические вопросы (ср., например, "Apology", "Crito" и особенно "Gorgias"), – который представляет собой исследование природы власти и философии "сила всегда права", оказавшей значительное влияние на Ницше (Nietzche), обычно считается, что первым крупным вкладом Платона в политическую теорию стало "Государство". В первой из его десяти книг софист Тразимахус бросает вызов традиционным взглядам на справедливость. Он утверждает, что справедливость – это всего лишь интересы любого человека или партии, находящихся у власти: все правители принимают законы для своей собственной выгоды, и эти-то законы и называются "справедливостью". Поэтому практичный и находчивый человек не станет подчиняться законам тогда, когда ему не будет грозить разоблачение, а вместо этого будет преследовать свои собственные интересы. Быть "справедливым" просто невыгодно. В других книгах "Государства" Платон пытается доказать обратное: быть справедливым выгодно. Однако, чтобы показать это, надо сначала дать определение справедливости. Исходя из того, что справедливость, по мнению Платона, у индивида и государства одна и та же, нам будет легче начать поиски с изучения более широкой картины справедливого государства, а затем посмотреть, можно ли применить наши выводы по отношению к отдельному человеку. Платон сводит происхождение всех государств – как справедливых, так и несправедливых – к экономической потребности. Лучше всего такие экономические объединения (сообщества) организованы тогда, когда каждый выполняет работу, для которой он больше всего подходит по своим природным свойствам; результатом является эффективное и гармоничное государство, в котором можно иметь достаточно свободного времени для культурной жизни. С течением времени это мини-государство становится более сложно организованным, пока, наконец, не разделится на три класса, соответствующие трем природным типам: производителей (ремесленников), удовлетворяющих все экономические потребности государства; воинов, выступающих как объединенные военная, исполнительная и полицейская силы (государство справедливо не безусловно, а только теоретически, и война все еще остается присущей жизни чертой); и правителей-философов, правление которых законно на том основании, что лишь они обладают знанием абстрактной и трансцендентной метафизической сущности, называемой формой Блага, что одно только дает человеку возможность действовать на благо целого. Большинство детей, естественно, будут принадлежать к тому же типу, что и их родители, образуя таким образом часть того же класса; однако, если дети относятся к другому природному типу, государство должно переместить их в соответствующий класс. Справедливость в государстве заключается в том, что каждый член общества выполняет те классовые функции, к которым он способен от природы. Утверждается, что эти три класса соответствуют трем частям человеческой души: разумной части, дающей человеку мудрость; аффективной, дающей мужество, и вожделеющей части, задача которой состоит в подчинении. Как и в государстве, справедливость у отдельного человека заключается в том, чтобы каждая часть выполняла свойственную ей функцию. Более того, становится понятным, что, за исключением редких случаев, эта внутренняя гармония справедливого человека может достичь полного развития только в гармонии идеально справедливого государства. Платон утверждает, что в обоих случаях – с индивидом и с государством – эта внутренняя гармония будет тождественна здоровью и счастью; и, что еще более спорно, будучи управляемы скорее мудростью, чем тираническими вожделениями, оба – как справедливый человек, так и справедливое государство – также будут свободными. Взаимозависимость в целом государства и индивида проиллюстрирована описаниями того, что Платон рассматривает как четыре испорченных (развращенных) типа индивидов и государств: тимократический, олигархический, демократический и тиранический – и соответствующие этим типам цели: слава, богатство, свобода и некое всепоглощающее вожделение. Краеугольным камнем справедливого государства является правление правителей-философов, поддерживаемое воинами, вследствие чего воспитание этих двух сословий (именуемых вместе "стражами") имеет первостепенное значение, а главная его цель состоит в обучении воинов подчиняться правителям и в обучении правителей действовать на благо государства в целом. Платон очень подробно описывает обучение стражей и несколько раз говорит о нем как о факторе, сохраняющем единство всего государства. До 18-летнего возраста все будущие стражи получают одинаковое образование по литературе, музыке, атлетике. Затем следуют два года военной подготовки, после чего некоторых отбирают для дальнейшего изучения математики и философии с последующим периодом стажировки по административной деятельности. И, наконец, когда эти немногие избранные достигают 50-летнего возраста, их направляют к познанию формы блага, и только оно одно делает становление их правителями законным и необходимым. При этом Платон предписывает этим двум сословиям аскетический и "коммунистический" образ жизни, чтобы они могли посвящать государству все свое время и всю свою преданность. Им запрещено иметь частную собственность или деньги; все их материальные нужды обеспечиваются производителями. Семья (как ячейка общества) должна быть упразднена, а правителям и воинам следует жить вместе в общежитиях; зачатие детей должно происходить в соответствии с определенной программой воспроизведения потомства; дети, отлучаемые от матерей при рождении, должны воспитываться в государственных учреждениях (яслях и детских садах). Никто не должен знать ни своих родителей, ни родных братьев и сестер, ни детей, и, как следствие этого, по мнению Платона, каждый будет относиться ко всем остальным как к возможным родственникам и, соответственно, будет привязан к ним. Кроме того, в этих двух сословиях стражей женщины должны получать точно такое же образование и выполнять такие же обязанности, как и мужчины, включая управление государством и участие в военных действиях. Изложенные в "Государстве" основные идеи Платона – о справедливости, общественной гармонии, образовании и свободе – необычайно богаты, они вдохновляли таких несхожих между собой философов, как Руссо (Rousseau), Гегель (Hegel), Дж. С. Милль (Mill). Его отношение к собственности, семье и к положению женщин также оказало большое влияние на многих мыслителей. Однако в то же время его взгляды стали объектом резкой критики. Провозглашенное им соответствие между разделением природных способностей и требуемых государством классовых делений считалось совершенно необоснованным. Поскольку Платон придавал государству более важное значение, чем его частям, и позволял ему проникать во все сферы человеческой жизни, его обвинили в тоталитаризме, а утверждение, что только одни правители-философы знают, что является лучшим для других классов, вызвало обвинение в патернализме (paternalism). Действия правителей к тому же не подлежат никаким правовым ограничениям. Неясны и их методы правления: аналогия, проводимая между производителями и безрассудными желаниями, вызывает вопросы относительно того, можно ли без принуждения убедить производителей или на них надо воздействовать силой, – сам Платон говорит об этом достаточно противоречиво. В любом случае вызывают сомнения сами средства убеждения, включающие как пропаганду, так и жесткую цензуру творческой деятельности. В "Политике" Платон занимает более прагматическую позицию. По-прежнему придерживаясь точки зрения о том, что лучшей формой правления будет правление политика-ученого, основывающегося в своих действиях скорее на квалифицированном суждении, чем на формальном законе, Платон вместе с тем допускает, что при отсутствии такого политика система законов является "вторым лучшим". Хотя законы и носят слишком общий и негибкий характер, они по меньшей мере обладают тем достоинством, что созданы разумной мыслью, а подчинение им способствует политической стабильности. Еще одним шагом вперед было возросшее осознание Платоном категорий временного и исторического и их отношений с политикой и политической теорией. Истинное искусство управления государством сплетает воедино противоположные свойства человеческой природы, но для этого нужно время, а также осознание меняющихся обстоятельств и способность выбрать подходящий для действия момент. В своем последнем труде – в "Законах" – Платон вновь выступает в поддержку законов как "второго лучшего" после правления истинно мудрого политика при неизменном условии, что эти законы составлены в интересах сообщества как целого. В действительности, поскольку такой политик мог не появиться в течение продолжительного времени, господство закона оказывалось вообще единственной осуществимой на практике системой. Хорошие (т.е. правильные) законы осознаются как произволение божественного разума, их цель – воспитание гражданских добродетелей, среди которых самая главная для большинства граждан – это самообладание, т.к. оно обеспечивает повиновение. Система начального образования построена так, чтобы способствовать развитию самоконтроля. Традиционное образование гармонично дополняется испытанием самообладания молодых людей на организуемых государством распитиях спиртного. Изображенное в "Законах" государство остается в высшей степени авторитарным; в нем сказывается сильное влияние жестких режимов Спарты и Крита. Общественная и частная жизнь регламентированы законодательством до мельчайших подробностей. Чтобы обеспечить исполнение законов, создается большое количество официальных органов во главе с Ночным советом. Ночной совет может время от времени корректировать законы в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Религиозная вера, оставленная почти без внимания в "Государстве", теперь рассматривается как решающий фактор, обеспечивающий сплоченность и стабильность государства; упорствующие в атеизме подлежат смертной казни. В общем отдельный человек по-прежнему рассматривается всего лишь как часть бесконечно более важного целого. Тем не менее воображаемое государство "Законов" является более эгалитарным и, за исключением религиозных аспектов, более умеренным по сравнению с тем, которое описано в "Государстве". Хотя должностные лица и образуют временно правящий класс, их отбор происходит главным образом посредством выборов с последующим испытанием, а иногда – выбора путем жеребьевки из основной массы граждан. Здесь уже нет трех каст, предположительно соответствующих трем природным типам, хотя рабство окончательно предано забвению (в "Государстве" этот вопрос остается неясным). Все граждане должны получать одинаковое начальное образование, в т.ч. и женщины; налицо отказ от жесткого "коммунизма", предписанного в "Государстве", – все должны жить в своих семьях и могут владеть частной собственностью, правда, в ограниченном размере. Кроме того, следует подчеркнуть, что для Платона воспитание гражданских добродетелей – это не просто социальная инженерия, применяемая с целью обеспечения стабильности, это попытка научить человека любить и делать то, что правильно и прекрасно. Неизменной целью Платона остается хорошая жизнь, и он неизменно верит в то, что главная задача государства – обеспечить своим гражданам эту благополучную жизнь: он, конечно же, хочет стабильности, но только стабильности хорошего государственного устройства (правда, задача облегчается тем, что он верит в то, что все плохие режимы недостаточно стабильны в своей основе). В результате в "Законах" обучение ребенка согласно его склонностям понимается не как попытка подавить разум, но, как и в "Государстве", как необходимая подготовка к этому. Об этом свидетельствует не встречавшееся раньше исключительно важное требование: чтобы принятию закона предшествовали настойчивые попытки, обратившись к разуму граждан, убедить их в его полезности. Законы, без сомнения, должны управлять, но подчинение им в идеале должно быть добровольным и сознательным.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено схем по теме ПЛАТОН — 0

Найдено научныех статей по теме ПЛАТОН — 0

Найдено книг по теме ПЛАТОН — 0

Найдено презентаций по теме ПЛАТОН — 0

Найдено рефератов по теме ПЛАТОН — 0