ПЛАН МАРШАЛЛА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

План Маршалла
(European Recovery Program) – программа помощи Европе после Второй мировой войны, включавшая финансовое кредитование и материальные поставки в обмен на некоторые политические требования (например удалить коммунистов из правительств стран-участниц). Выдвинут в 1947 г. американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом (план вступил в действие в апреле 1948 г.). В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Целью США было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация индустрии европейских стран и развитие Европы в целом. Еще одной целью плана было создание антисоветского блока европейских государств.

Источник: Политика. Основные понятия справочник словарь.

ПЛАН МАРШАЛЛА
Дж.К. Маршалл, гос. секретарь США, выдвинул в июне 1947 г. план восстановления и развития разрушенной после Второй мировой войны Европы. План предусматривал экономическую помощь европейским странам и был поддержан Великобританией и Францией. В осуществлении этого плана участвовало 17 европейских стран. Предусматривалась помощь свободному предпринимательству, поощрение частных иностранных инвестиций, сотрудничество в снижении таможенных тарифов, обеспечение финансовой стабильности. Американская помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. СССР и страны Восточной Европы, бывшие под советским влиянием, отказались от принятия плана Маршалла. В декабре 1951 г. план Маршалла прекратил свое существование, был заменен законом о взаимном обеспечении безопасности, предусматривающим предоставление военной и экономической помощи (см., БСЭ, т. 15, 1979, с. 431).

Источник: Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода 2004 г.

ПЛАН МАРШАЛЛА

идея восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны 1939-45 путем предоставления ей экономической помощи со стороны США была выдвинута гос. секретарем США Дж. К. Маршаллом 5 июня 1947 в выступлении в Гарвардском ун-те. Она была поддержана Великобританией и Францией, предложившими на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР (июнь - июль 1947) создать в Европе организацию или "руководящий комитет", который занимался бы выяснением ресурсов и нужд европейских стран. Согласие на участие в нем дали 16 государств - Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В июле эти страны заключили конвенцию о создании Организации (первоначально комитет) европейского экономического сотрудничества, которая должна была разработать совместную "программу восстановления Европы".

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ПЛАН МАРШАЛЛА

программа восстановления и развития Европы, провозглашенная госсекретарем США Дж. Маршаллом 5 июня 1947 г.. Была предоставлена американская помощь на 17 млрд. долларов 16-ти европейским странам.
После Второй мировой войны американская модель свободного предпринимательства считалась лучшей и Соединенные Штаты кладут ее в основу плана Маршалла — программы восстановления и развития европейских стран. Идея программы была выдвинута государственным секретарем США генералом Дж. К. Маршаллом (1880-1959), возглавлявшим в 1939-1945 гг. Генеральный штаб американской армии и понимавший важность планирования материально-технических ресурсов. 5 июня 1947 г. генерал Маршалл в выступлении в Гарвардском университете объявил о программе экономической помощи Европе. Эта помощь предназначалась и Советскому Союзу, принявшему основной удар фашистской Германии. Страны-участницы программы восстановления европейской экономики обязывались способствовать развитию свободного предпринимательства. Таким образом, Советскому Союзу представлялся уникальный шанс интегрироваться в мировое хозяйство. Советский Союз от участия в программе отказался, так как выявились расхождения в подходах к будущему ЦВЕ. «План Маршалла» ускорил послевоенный раскол Европы.
В 1948-1951 гг. Соединенные Штаты выделили по плану Маршалла 16-ти европейским странам 17 млрд. долларов, из них 60% помощи получили Великобритания, Франция, Италия и ФРГ. Но помощью можно распорядиться по-разному: ее можно проесть или разворовать. Созданная на территории объединенной британской, американской и французской оккупационной зоны Федеративная Республика Германия получила в 1946-54 гг. 2,7 млрд. долларов. Сумма не астрономическая, но на нее можно было сыто накормить, хорошо одеть и обуть немцев и ... вновь остаться у разрушенного дома с протянутой рукой. Немцы поступили по-другому. Они не стали слепо выполнять рекомендации по внедрению, казалось бы, идеальной американской модели свободного предпринимательства. Что же произошло в послевоенные годы на родине главного могильщика капитализма Карла Маркса? Поверженная фашистская Германия лежала в руинах, обеспечив прожиточный минимум, немцы направили основные средства в производство. И каждый американский доллар дал возможность создать ценности на сумму от 10 до 20 долларов. Возрождение Германии связано с личностями выдающихся немецких ученых — отца «экономического чуда» Людвига Эрхарда и духовного отца послевоенной немецкой нации Карла Ясперса.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

ПЛАН МАРШАЛЛА

назван по имени государственного секретаря США Маршалла (см.), впервые выдвинувшего этот план в своем выступлении в Гарвардском университете 5. VI 1947; наряду с "доктриной Трумэна" "П. М." явился выражением агрессивного, открыто экспансионистского курса внешней политики правящих кругов США после второй мировой войны. "П. М." был задуман американской дипломатией как продолжение "доктрины Трумэна". "Доктрина Трумэна" и "П. М.", по словам А. А. Жданова, "представляют собой выражение единой политики, хотя они различаются по форме преподнесения в обоих документах одной и той же американской претензии на порабощение Европы". "П. М." более завуалирован, чем "доктрина Трумэна". Однако "существо туманных, нарочито завуалированных формулировок "плана Маршалла" состоит в том, чтобы сколотить блок государств, связанных обязательствами в отношении США, и предоставить американские кредиты как плату за отказ европейских государств от экономической, а затем, и от политической самостоятельности. При этом основой "плана Маршалла" является восстановление контролируемых американскими монополиями промышленных районов Западной Германии. "План Маршалла", как выяснилось из последующих совещаний и выступлений американских деятелей, состоит в том, чтобы предоставить помощь в первую очередь не обнищавшим странам-победительницам, союзницам Америки в борьбе против Германии, а германским капиталистам с тем, чтобы, подчинив себе основные источники добычи угля и металла для нужд Европы и Германии, поставить государства, нуждающиеся в угле и металле, в зависимость от восстанавливаемой экономической мощи Германии" (А. А. Жданов). Выступая в Гарвардском университете, Маршалл заявил о готовности США оказать помощь "восстановлению Европы". При этом в выступлении Маршалла не были указаны ни условия и размеры помощи, которую США могли оказать европейским странам, ни то, насколько реальной является эта помощь. Правительства Англии и Франции немедленно подхватили инициативу. Маршалла и предложили созвать совещание министров иностранных дел СССР, Франции и Англии с целью обсуждения его предложений. Это совещание происходило с 27. VI по 2. VII 1947 в Париже. СССР был представлен В. М. Молотовым, Франция-Бидо и Англия - Бевином. На совещании выяснилось, что США, не давая никаких сведений об условиях и размерах "помощи", которую они намерены предоставить Европе, в то же время настаивали на том. чтобы был создан руководящий комитет из представителей великих держав, в функции которого входило бы составление всеобъемлющей программы "экономического восстановления и развития" европейских стран: при этом данный комитет должен был обладать весьма широкими полномочиями в отношении экономических ресурсов, промышленности и торговли европейских стран в ущерб их национальному суверенитету. Поскольку было ясно, что руководящий комитет станет орудием США, с помощью которого они попытаются поставить в зависимость от себя экономику европейских стран, советская делегация не могла согласиться с предложениями представителей Англии и Франции (игравших на конференции роль агентуры США) о создании этого комитета. Советская делегация заявила, что прежде всего следует выяснить реальность американских кредитов, их условия и размеры, потом запросить европейские страны об их потребностях в кредите и, наконец, составить сводную программу заявок европейских стран, которые можно было бы удовлетворить за счет кредитов США. Советская делегация при этом особенно подчеркивала, что европейские страны должны оставаться хозяевами своей экономики и иметь возможность свободно распоряжаться своими ресурсами и излишками. Ввиду отказа английских и французских представителей принять советские предложения совещание министров иностранных дел закончилось безрезультатно. После этого английское и французское правительства при деятельной поддержке США решили созвать без участия СССР совещание европейских стран, которые согласятся примкнуть к "П. М." 12-15. VII 1947 в Париже происходила конференция "европейского экономического сотрудничества" с участием 16 стран, примкнувших к "П. М.", а именно: Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Греции, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии и Турции. Конференция создала "Комитет европейского экономического сотрудничества", которому была поручена подготовка доклада о ресурсах и потребностях стран - участниц конференции на период в 4 года, с тем чтобы этот доклад был представлен правительству США. Комитет определил общую сумму средств, необходимых для осуществления помощи по "П. М.", в размере 29 млрд. долл. и во второй половине сентября 1947 направил свой доклад в Вашингтон. Для рассмотрения этого доклада в США было организовано 3 специальных комитета, причем наибольшее значение из них имел возглавлявшийся Гарриманом (см.) "Консультативный комитет при президенте США по оказанию помощи иностранным государствам", отчет которого был опубликован 8. XI 1947. Комитет Гарримана снизил размеры "помощи" Европе до 12-17 млрд. долл. на ближайшие 4 года, что означало дальнейшее снижение первоначальной заявки, представленной комитетом европейских стран (до этого решения комитета Гарримана сумма кредита по "П. М." была уже значительно уменьшена по требованию государственного департамента). В то же время комитет Гарримана невольно разоблачил подлинные цели американских монополистов, рекомендовав значительное увеличение доли "помощи", предназначенной для Западной Германии. Вопрос об утверждении ассигнований на осуществление "П. М." рассматривался конгрессом США в феврале-марте 1948, причем в первоначальный проект закона о т. н. "помощи иностранным государствам" в процессе обсуждения были внесены значительные изменения. Конгресс отказался сразу ассигновать средства, потребные на весь срок осуществления "И. М.", и ограничился лишь утверждением сумм на первый год его действия. Конгресс еще более сократил сумму ассигнований, доведя ее до 5,3 млрд. долл. на срок в 15 месяцев. Наконец, принятый конгрессом закон делал еще более обременительными для европейских стран условия получения американской "помощи". Обсуждение "П. М." в конгрессе ознаменовалось решением палаты представителей включить франкистскую Испанию в число стран, получающих "помощь" по "П. М." Позднее упоминание о франкистской Испании, вызвавшее возмущение американской и мировой демократической общественности, было исключено из законопроекта. Закон о "помощи иностранным государствам" был подписан президентом Трумэном 3. IV 1948. Вслед за принятием этого закона в соответствии с его условиями в США была создана правительственная администрация по руководству оказанием экономической "помощи" во главе с крупным американским промышленником Полем Гофманом. Представителем США в Европе по вопросам, связанным с "П. М.", был назначен Гарриман. Закон об осуществлении "П. М." предусматривал заключение странами - участницами "П. М." двусторонних соглашений с США об условиях, на которых будет предоставляться американская "помощь". Такие соглашения в течение первой половины 1948 действительно были заключены, причем они включали следующие условия: а) Предоставление американским товарам свободного доступа в страны Западной Европы путем одностороннего снижения таможенных тарифов в этих странах. б) Отказ правительств западноевропейских стран от национализации промышленности и предоставление полной свободы частным предпринимателям. в) Фактический контроль США над промышленностью и финансами западноевропейских стран, в т. ч. установление курса валют в этих странах на уровне, выгодном для США. г) Контроль США над внешней торговлей стран, примкнувших к "П. М." Запрещение этим странам торговать с СССР и странами народной демократии. Используя указанные соглашения, американские монополии стремятся превратить европейские страны в потребителей промышленных товаров, ввозимых из США, затруднить восстановление и развитие тех отраслей промышленности европейских стран, которые могут конкурировать с промышленностью США. Характерным примером является сокращение под давлением США программы английской и итальянской судостроительной промышленности. Направляя экономическое развитие европейских стран по угодному им пути, США в конечном итоге добиваются установления постоянной зависимости европейских стран от американской промышленности, что должно явиться важнейшей предпосылкой политического подчинения "маршаллизированных" стран Соединенным Штатам. Одним из последствий этого является рост безработицы в этих странах, а также снижение заработной платы и обнищание трудящихся. Стремясь не допустить действительного развития промышленности европейских стран (кроме Западной Германии, которую США намерены сделать промышленной базой и арсеналом агрессивного блока), США избегают ввозить в Европу промышленное оборудование, ограничиваясь в основном ввозом продовольствия и предметов потребления. Таким образом, американский монополистический капитал, проводя в жизнь "П. М.", ставит своей целью полностью подчинить себе западноевропейские государства и сделать их орудием своей империалистической политики. Разговоры о стремлении США "помочь" восстановлению пострадавших от войны народов являются лишь дымовой завесой, призванной вводить в заблуждение трудящихся "маршаллизированных" стран. США делают откровенную ставку на первоочередное развитие экономики Западной Германии, промышленность которой все более переходит в руки магнатов американского финансового капитала. Правящие круги США стали особенно активно проводить политику поощрения роста военно-промышленного потенциала Германии после того, как в результате объединения западных зон оккупации они стали подлинными хозяевами всей Западной Германии, включая и Рурскую область. "П. М." носит ярко выраженный антисоветский характер, поскольку США надеялись с помощью этого плана отколоть от СССР страны народной демократии и в то же время сделать "П. М." основой антисоветского военно-политического блока в Европе. Попытка США с помощью "П. М." расколоть антиимпериалистический лагерь вбить клин между СССР и странами народной демократии потерпела провал. Что же касается "западного блока", то он был оформлен заключением 17. III 1948 Брюссельского пакта, согласно которому 5 государств - Англия, Франция, Голландия, Бельгия и Люксембург - образовали политический экономический и военный союз. Вслед за тем по указке американской дипломатии 4. IV 1949 в Вашингтоне был заключен Северо-атлантический пакт. Не довольствуясь этим американская дипломатия выступила с планами создания других агрессивных военных союзов, направленных против СССР и стран народной демократии,- Средиземноморского блока (участниками которого должны явиться Греция, Турция и другие страны Ближнего Востока), Тихоокеанского блока и др. Все это - звенья широко задуманной цепи военных блоков, которые реакционные правящие круги США намерены использовать в своих агрессивных целях, причем экономической основой этих союзов должен стать все тот же "П. М.", являющийся одним из важнейших орудий американского империализма в его борьбе за мировое господство. Формально закон об осуществлении "П. М." и заключаемые на основе этого закона двусторонние соглашения между США и западноевропейскими странами не содержат каких-либо обязательств военного сотрудничества, однако фактически страны, получающие американскую "помощь", вынуждены предоставлять США военно-морские и авиационные базы на своей территории, идти на военное сотрудничество с ними и т. д. Американцы уже располагают сейчас обширной сетью баз во французских колониях, на принадлежащем Англии о. Кипр, в Исландии, Испании, Греции, Турции и т. д. Наряду с этим в двусторонних соглашениях по "П. М." содержатся статьи о поставках европейскими странами Соединенным Штатам стратегического сырья. "П.М." используется также американской разведкой в целях легализованного шпионажа, поскольку "маршаллизированные" страны обязаны предоставлять США любые сведения, относящиеся к их экономике. "П. М." находится в вопиющем противоречии с жизненными интересами западноевропейских стран. Однако их реакционные правящие круги, стремясь получить поддержку США в борьбе против демократических сил своих стран, идут на предательство национальных интересов и в конечном итоге на утрату национального суверенитета своих государств. "П. М." неспособен принести народам Западной Европы действительного восстановления их экономики. Как отмечал В. М. Молотов, американские кредиты по "П. М." "не дали настоящего подъема промышленности в странах капиталистической Европы. Они и не могут дать этого подъема, так как американские кредиты предназначены не для того, чтобы восстанавливать и поднимать конкурирующую с Соединенными Штатами Америки промышленность европейских государств, а для того, чтобы обеспечить более широкий сбыт американских товаров в Европе и чтобы поставить эти государства в экономическую и политическую зависимость от господствующих в Соединенных Штатах капиталистических монополий и их агрессивных планов, не считаясь с интересами самих народов Европы". С другой стороны, экспансионистский "П. М." противоречит и подлинным интересам широких масс американского народа. Два с лишним года действия "П. М." полностью подтвердили позицию Советского Союза в этом вопросе. "П. М." потерпел полный крах. Это обстоятельство не могут скрыть даже его вдохновители и организаторы.

Источник: Дипломатический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
247.94 кб

План Маршалла как вызов внешнеполитической доктрине Финляндии послевоенного периода

Агафонов Константин Александрович
В статье рассматривается экономическое и внешнеполитическое положение Финляндии после Второй мировой войны. Анализируется дипломатическая подоплека вступления Финляндии в программу восстановления Европы по плану Маршалла.
Читать PDF
1.06 мб

«Вы тоже можете быть такими, как мы»: образ американизированной Европы в фильмах плана Маршалла

Лёкен Евгения Валерьевна
Статья посвящена анализу фильмов в поддержку плана Маршалла на первом этапе холодной войны.

Похожие термины:

  • ПОМОЩЬ ПО ПЛАНУ МАРШАЛЛА

    (Marshall Aid) План Маршалла (официально известный как Программа европейского восстановления) был провозглашен государственным секретарем США Джорджем К. Маршаллом 5 июня 1947 г. Шестнадцать европейских