от греч. peirates грабитель, разбойник) (морской разбой)
в международном праве незаконный захват, ограбление или потопление торговых или гражданских судов, совершаемые в открытом море частновладельческими или государственными судами; к пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолетов на торговые суда нейтральных стран. Нормы международного права по борьбе с пиратством кодифицированы в Женевской конвенции об открытом море 1958 и в Конвенции ООН по морскому праву 1982.
ПИРАТСТВО
Пиратство
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ПИРАТСТВО
преступление международного характера. В международном праве незаконный захват, ограбление или потопление торговых или гражданских судов, совершаемые в открытом море. К П. приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолетов на торговые суда нейтральных стран. Пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Независимо от флага пиратские суда могут быть захвачены кораблями или летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и уполномоченными для этой цели. В настоящее время П. имеет место в морях Юго-Восточной Азии.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Пиратство
неправомерный акт насилия, задержания или грабежа в открытом море или в месте, находящемся вне юрисдикции какого-либо государства, совершенное с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна или летательного аппарата и направленный против другого судна или летательного аппарата, против лиц или имущества, находящегося на борту. Пиратство является преступлением международного характера (ст. 100-103 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). В ст. 101 «Определение пиратства» Конвенции ООН по морскому праву содержится следующая формулировка: Пиратством является любое из перечисленных ниже действий: 1) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата направленный: а) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту; b) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства; c) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом; d) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте «а» или «b».
ПИРАТСТВО
современное международное право считает пиратством любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый в личных целях экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого или мятежного государственного судна или летательного аппарата в открытом море или вне юрисдикции какого-либо государства и направленный против лиц или имущества на его борту, а также добровольное соучастие, сознательное содействие или подстрекательство к таким действиям (Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву, ст. 101–103). Конвенция разрешает военным либо специально уполномоченным и находящимся на государственной службе др. кораблям и самолетам любых государств захватывать пиратские суда или самолеты в открытом море или в любом др. месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства, арестовывать находящихся на борту лиц и имущество и решать их дальнейшую судьбу в ходе судебного разбирательства; при этом Конвенция обязывает все государства в максимально возможной степени сотрудничать в пресечении пиратства в открытом море или в любом др. месте за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства (ст. 105–107). Всплеск активности банд сомалийских пиратов в конце ХХ – начале XXI в. в Индийском океане, а также пиратских действий в зоне Гвинейского залива и в водах Индонезийского архипелага привел к военному сотрудничеству стран НАТО, ЕС, России и Китая в Индийском океане, которое несколько ограничило, но отнюдь не остановило пиратские действия.
Источник: Словарь международного права. 2014
Пиратство
насильственный захват судов в международных водах с целью грабежа или вымогания выкупа П. считается особо тяжким уголовным преступлением – морским разбоем, подлежащим юрисдикции национальных или международных судов. Исключение делается только в военное время в отношении судов противника, причем даже в таком случае гражданские или пассажирские суда, принадлежащие частным лицам воюющей стороны, могут подвергнуться лишь интернированию, а их судьба решается по окончании военных действий мирным договором. Те же положения (с определенной спецификой) относятся к захвату и угону пассажирских и грузовых самолетов.
Практика каперства – захвата торговых судов противника частными лицами, получившими на это официальное разрешение (патент) от властей своего государства, давно запрещена международным морским правом и приравнивается к П.
Угасшее, казалось, в XIX в. П., гнездами которого служило Средиземное, затем Карибское море, вновь возродилось и получило широкое распространение на некоторых участках мировых торговых путей и проливов с наибольшей плотностью товарооборота. Последним по времени из таких рецидивов стало широкомасштабное П. у берегов Сомали на переходе из Красного моря в Индийский океан. Этому способствовал тяжелый внутренний кризис в Сомали, которое фактически распалось на воюющие между собой вооруженные племенные банды исламистов. Ряд стран Евросоюза, чьи суда пострадали от П., а также Россия направили в данный регион военно-морские силы для борьбы с пиратами, что позволило ограничить их деятельность. (Ю.И. Рубинский)
Практика каперства – захвата торговых судов противника частными лицами, получившими на это официальное разрешение (патент) от властей своего государства, давно запрещена международным морским правом и приравнивается к П.
Угасшее, казалось, в XIX в. П., гнездами которого служило Средиземное, затем Карибское море, вновь возродилось и получило широкое распространение на некоторых участках мировых торговых путей и проливов с наибольшей плотностью товарооборота. Последним по времени из таких рецидивов стало широкомасштабное П. у берегов Сомали на переходе из Красного моря в Индийский океан. Этому способствовал тяжелый внутренний кризис в Сомали, которое фактически распалось на воюющие между собой вооруженные племенные банды исламистов. Ряд стран Евросоюза, чьи суда пострадали от П., а также Россия направили в данный регион военно-морские силы для борьбы с пиратами, что позволило ограничить их деятельность. (Ю.И. Рубинский)
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.
ПИРАТСТВО
преступление международного характера. В соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982, а также Женевской конвенции об открытом море 1958 П. считается: совершаемый в открытом море с личными целями экипажем или пассажирами к.-л. частновладельческого судна или летательного аппарата любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, направленный против др. судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту, а также подобный акт, направленный против к.-л. судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства; любой акт добровольного и сознательного участия в использовании к.-л. судна или летательного аппарата в целях осуществления указанных неправомерных актов; любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению таких актов. К пиратским действиям, совершаемым частновладельческим судном или летательным аппаратом, приравниваются аналогичные действия, предпринимаемые военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого, подняв мятеж, захватил контроль над ним. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой к.-л. государства. Вне зависимости от флага и национального состава экипажа пиратское судно может быть захвачено военными кораблями или летательными аппаратами либо иными судами и летательными аппаратами, состоящими на правительственной службе любой страны и уполномоченными для этой цели. Судебные учреждения государства, осуществившего захват пиратского судна или летательного аппарата, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, находящегося на их борту. При этом не должны нарушаться права добросовестных третьих лиц.