ПАНИСЛАМИЗМ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПАНИСЛАМИЗМ
религиозно-политическая идеология, в основе которой представления о духовном единстве мусульман всего мира.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Панисламизм
религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о «единстве» мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в кон. 19 в.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Панисламизм
(от греч. «pan» – все + араб, «islam» – смирение) – религиозно-политическая идеология, утверждающая постулаты духовного единство мусульман всего мира и необходимости их объединения под главенством халифа, высшего духовного главы.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

ПАНИСЛАМИЗМ
религиозно-политическое движение, возникшее в конце XIX в. Идеи П. впервые были выдвинуты религиозно-политическим деятелем Джемаль ад-Дином аль-Афгани в целях политического объединения всех мусульманских стран под властью "наместника аллаха на земле - халифа".

Источник: Политология: Словарь-справочник

Панисламизм
религиозно-политическая идеология, в основе которой лежит представление о духовном родстве и единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы — халифа.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

ПАНИСЛАМИЗМ
греч. рап — все и араб. islam — покорность воле Бога) — религиозно-политическое течение конца XIX в. Идеология объединения всех мусульман в едином государстве, в основе которой лежит идея о родстве и единстве, общности культуры и исторических судеб мусульман всего мира. Панисламизм нередко используется в своих целях реакционными политиками.

Источник: Новейший политологический словарь

Панисламизм
реакционное течение, которое стремится объединить все мусульманские народы под властью халифа, т. е. главы ислама. Духовенство и землевладельческие круги мусульманских стран ведут пропаганду панисламизма с целью укрепить свое классовое господство. В СССР остатки контрреволюционной националистической буржуазии не раз пытались использовать панисламизм в некоторых национальных республиках для борьбы против Советской власти. Коммунистическая партия и Советское Правительство разоблачили и разгромили контрреволюционных панисламистов.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Панисламизм
религиозно-политическая идеология и практика, основанная на представлении о единстве всех мусульман, живущих на планете и необходимости их объединения в единое исламское гос-во. Концепция П. была выдвинута в 70-е гг XIX в. турецким просветителем Намык Кемалем. В 60- 70-е гг XX в. идеология П. стала теоретической базой движения исламской солидарности. Идеологические центры движения - Всемирная исламская лига и Всемирный исламский Конгресс, политический центр - Организация Исламская Конференция. Цели - поощрять мусульманскую солидарность и укреплять сотр-во государств-членов, проводить консультации между ними в международных организациях, принимать меры для поддержания мира и безопасности, координировать усилия по сохранению святых мест и др.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

ПАНИСЛАМИЗМ
религиозно-политическое движение, возникшее в кон. 20 в. Идеи П., впервые выдвинутые Джемальаддином аль-Афгани (183997), были направлены на политическое объединение всех «мусульманских» стран. С самого начала антиимпериалистические тенденции в нем сочетались с линией на борьбу против прогрессивного развития этих стран. В руках реакционных классов и правительств он явился орудием подавления трудящихся, прогрессивных движений.
В период гражданской войны ь СССР П. в районах распространения ислама использовался контрреволюционными силами для борьбы против Советской власти.
В настоящее время идеологи П. выступают за создание мусульманских блоков, к-рые должны противостоять развивающимся в Азии и Африке демократическим и социалистическим движениям.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

ПАНИСЛАМИЗМ
от греч. pan — приставка в значении «все»), религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о единстве мусульман всего мира и необходимости их политического сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в конце XIX в., когда служил соединению освободительного движения против европейского и американского империализма с укреплением позиций имущихклассов и слоев. Панисламистская трактовка джихада содержала призыв к единству мусульман в борьбе против вторжения иноверцев, а призыв к возрождению чистоты раннего ислама отражал идеализацию доколониальных общественно-политических порядков. Постепенно П. утратил демократическую направленность: последним крупным антиколониальным проявлением П. было халифатское движение в Индии в 1918—1922. В России после Октябрьской революции в районах распространения ислама П. был одним из главных лозунгов в борьбе против советской власти. Во второй половине ХХ в. возрожденная и обновленная идеология П. стала идейной основой движения исламской солидарности, оформленного в Организацию исламской конференции, объединяющую на основе религиозной общности 45 мусульманских государств.

Источник: Геокультурная энциклопедия

Панисламизм
религиозно-политическая идеология и политическая практика, в основе которых лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вис зависимости от социальной, национальной и государственной принадлежности и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы - Халифа (Халиф: ар. - преемник). Халиф - титул духовного главы мусульман, которого почитают в качестве преемника Мухаммеда; халифы совмещали светскую и религиозную власть в первых государствах, образованных арабами после Мухаммеда; потом титул халифа как всемусульманского духовного главы носили египетские, а затем турецкие султаны: в 1924 году кемалисты (кемалисты - сторонники Ксмаля Ататюрка (1880-1938) - первого президента Турецкой республики и лидера республиканской партии). Панисламизм возник во второй половине XIX века. Первый идеолог панисламизма - Джемаль ад-Дин аль Афгани (1838-1897). Первоначальная цель - обоснование антиимпериалистической борьбы мусульманских народов за независимость, за освобождение от британского колониализма. Панисламизм опирается на некоторые особенности ислама. Так, в исламе первоначально провозглашалось безразличие к этическому или расовому происхождению верующего: государственность представлялась как религиозная общность: теоретически отрицалась необходимость посредника между верующими и Богом в лице духовенства. Хотя Афгани выступал от имени мусульманских народов, его деятельность объективно выражала их интересы в той степени, в какой они стремились к освобождению от иноземного господства. Однако реальное многообразие исторических, политических и социально-экономических условий в странах, где исповедуется ислам, привело к тому, что панисламизм использовался социальными слоями, в том числе феодально-клерикальными (хотя, в конечном счете. Афгани был идеологом буржуазии) кругами для упрочения своего положения и сохранения именно феодальной самостоятельности. Отсюда проистекает неоднозначность последствий панисламизма.
Деятельность Афгани и его соратников в Египте в конце XIX века носила ярко выраженный освободительный характер. Они выступали против национальной зависимости, за политическое и духовное единство всех мусульман под главенством либо хедива (хедив - перс, до 1922 г. - официальный наследственный титул вице-короля Египта, данный ему в 1867 г. турецким султаном, в номинальной зависимости от которого Египет тогда находился), либо иранского шаха, либо турецкого султана: поддержку мусульманских правителей они считали всего лишь средством национального освобождения мусульманских народов. Сходных религиозно-политических позиций придерживалось халифатское движение в Индии в начале XX века. В то же время для Османской империи идея панисламизма оказалась прикрытием гегемоиистских устремлений султана Абдула Хамида Второго. После победы Младотурецкой революции 1908 года панисламизм вошел составной частью в официальную политическую идеологию партии Единство. По мере усиления реакционных тенденций в деятельности младотурок панисламизм все больше использовался для обоснования правомерности турецкого господства над другими народами.
В царской России панисламизм порождал иллюзию отсутствия социальных противоречий среди мусульман и политико-экономических противоречий между мусульманскими народами и государством. После Октябрьской революции 1917 г. панисламизм стал одним из лозунгов националистов Закавказья и Средней Азии.
После второй мировой войны панисламизм в основном утратил свой освободительный характер. Он все чаще использовался для идеализации докапиталистических укладов и поддержания реакционных феодальных пережитков и объективно мешал солидарности стран «третьего мира», поскольку сопровождался претензиями той или иной страны на привилегированное положение в мусульманском мире, а иногда и обоснованием необходимости распространять ислам на другие страны. Так, после образования Пакистана, пакистанские идеологи панисламизма начали претендовать на духовное господство в мусульманском мире, а затем выступили с призывом к политическому господству путем расширения границ Пакистана как «самого совершенного политическою и идеологического мусульманского государства». И в настоящее время отдельные страны претендуют на особую роль под предлогом, например, сохранения в данном государстве особой чистоты ислама (Саудовская Аравия, в какой-то степени Арабские Эмираты). Особую опасность для мирового сообщества в конце XX века - начале XXI века представляет талибское движение в Афганистане: это и идущий оттуда внешний терроризм и наркотрафик и постоянные угрозы соседним государствам, в том числе России. Понятно, что в преддверии многих событий во втором десятилетии XXI столетия в России, в том числе спортивного характера, в сочетании с угрозами со стороны турецкого террористического движения «серые волки», основной девиз которого: «уничтожение всех русских до последнего на Кавказе», вкупе с другими компонентами подобного рода, действия панисламистов вызывают серьезную озабоченность у всего мирового сообщества, а у российской общественности в особой степени.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
405.35 кб

БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ УЗЕЛ КАК ЭПИЦЕНТР ПРОТИВОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПАНИСЛАМИСТСКОГО ПРОЕКТА И НАЦИОНАЛЬНЫ

Труевцев К.
«Нации и национализм на Мусульманском Востоке», М., ИВ РАН, 2015 г., с. 93-115.