ПАЛАТА ЛОРДОВПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

ПАЛАТА ОБЩИН

Найдено 3 определения термина ПАЛАТА ОБЩИН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ПАЛАТА ОБЩИН

нижняя палата парламентов Великобритании и Канады.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

Палата общин

название нижних палат парламентов Великобритании и Канады.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ПАЛАТА ОБЩИН

(House of Commons) Избираемая палата парламента Соединенного Королевства. Состоит из 651 члена (659 членов после 1996 г.), которые представляют одномандатные избирательные округа. Конституционная власть Палаты общин проистекает из особенностей исторического развития. Изначально основу парламента Соединенного Королевства составляла духовная и светская знать, но в 1295 г. Эдуард I формально расширил спектр сословий, представленных в парламенте: по два рыцаря от каждого графства (shire), по два горожанина – от каждого крупного города и постольку же – от каждого небольшого города (borough), пользующегося правами самоуправления. В 30-х гг. XIV в. рыцарей и горожан стали именовать третьим сословием, а их представительство – Палатой общин. Лорды и духовенство заседали отдельно в Палате лордов. Отношения Палаты общин с Короной в XIV–XVII вв. отмечены скорее количественными, нежели качественными революционными переменами. Номинально господствовала Корона. Палата общин собиралась на заседания только по повелению Короны и представляла ограниченно определяемую политическую нацию, т.е. население, пользующееся политическими правами. Состав Палаты в основном отражал пожелания Короны, которая привычно добивалась согласия палаты общин на увеличение налогообложения и легко получала еще большую поддержку тем или иным направлениям своей политики, создавая тем самым основы для требований палатой большей власти. Обложение налогами, например, было поставлено в зависимость от признания Короной права Палаты общин на удовлетворение жалоб. В этом контексте деспотическое правление Якова I и Карла I вызвало жесткое сопротивление Палаты общин, и Английская гражданская война (1642–46) гг. была битвой за верховную власть между парламентом во главе с Палатой общин и Короной. Победа парламента, впрочем, не привела к окончательной перемене. Реставрация 1660 г. в значительной степени восстановила существовавшие до 1642 г. отношения, где превосходство было на стороне Короны. Более существенной оказалась "славная революция" 1688 г., в результате которой парламент решительно сместил Якова II (на его месте был возведен Вильгельм Оранский). Корона сохранила право формировать, назначать и распускать правительство. Однако тот факт, что Вильгельм был обязан своим положением парламенту, утвердил – как никогда ранее прочно – основополагающее конституционное соглашение: монарх не может контролировать правительство и повышать налоги без согласия парламента, особенно Палаты общин. В 1689 г. Билль о правах (Bill of Right) наделил Палату общин исключительным правом менять налогообложение и определять уровень финансового содержания Короны. Трехлетний Закон 1694 г. установил принцип обязательных выборов в течение определенного периода времени для продолжения исполнения обязанностей в Палате общин, покончив тем самым с прерогативой Короны бесконечно продлевать срок деятельности парламентов, доказавших свою лояльность. Это способствовало парламентской независимости от Короны. На протяжении почти всего XVIII в. отношения между Короной и Палатой общин были отмечены согласием, поскольку их объединяла общая заинтересованность в политической и социальной стабильности, в правлении закона и сохранении собственности. Основу британской политической жизни составила уравновешенная конституционная монархия. "За конституционными усовершенствованиями XVII и XVIII вв. последовали постепенные, но существенные перемены XIX в. Законы о парламентской реформе 1832, 1867 и 1884 гг. постепенно расширили круг избирателей, включив в политический состав нации, представленный в Палате общин, выходцев из трудящихся классов. Это имело два основных последствия. Во-первых, члены парламента стали гораздо осмотрительнее в выборе партийной основы и, соответственно, в формировании партийных правительства во имя приобретения голосов простых избирателей. Во-вторых, расширившаяся демократическая база обеспечила Палате общин превосходство над Палатой лордов и монархом в парламенте. В последний раз монарх сменил правительство по своему усмотрению в 1834 г. Парламентский суверенитет (Parliamentary sovereignty) обеспечивает Палате общин значительную конституционную значимость, оберегает ее главенство в процессах налогооблажения и законодательства. Господствует в Палате общин обычно правительственная партия. В зале заседаний она сидит лицом к официальной оппозиции и иным оппозиционным партиям, и все они вовлечены в дебаты, которые порой отдельные парламентарии, как правило голосующие на основе партийных решений, превращают в фарс. Палата общин – это скорее то место, где принимаются, а не откуда исходят ключевые решения. С конца XIX в. нагрузка на парламентариев, возросшая вслед за расширением обязанностей и аппаратов правительства, а также фискальных и законодательных занятий Палаты, подорвала ее значение как форума, на котором вырабатываются взвешенные рекомендации. Высказываются предположения, что система враждующих партий препятствует появлению новых идей и совместной выработке решений, зато способствует тому, что большинство решений принимается за пределами Палаты общин – внутри правительственной партии. С 20-х гг. нашего века периодически раздаются призывы создать альтернативные, более представительные форумы – особые экономические парламенты или советы экспертов. Многие считают, что политические структуры, включающие группы давления, либо корпоративные учреждения, объединяющие капитанов индустрии и профсоюзных лидеров, могли бы, более удачно вырабатывать и принимать совместные решения. Что касается современной задачи – требовать от исполнительной власти регулярной подотчетности (от имени всех слоев общества), – то и здесь Палате общин многого недостает. Такие возможности, как парламентские запросы, постоянные комитеты и парламентские избираемые комитеты, возникшие в 1979 г., позволяют правительственной партии осуществлять контроль и, разумеется, господство над парламентом, пропорционально числу своих членов. Как бы то ни было, считается, что в конце XX в. Палата общин будет все меньше призывать исполнительную власть к отчету. Парламентарии слишком явно срослись с исполнительной властью, и у них нет таких механизмов надзора, какими располагает, например, Конгресс США. Причем это усугубляется очевидной перегруженностью малозначимыми процедурами, корни которых уходят в XVIII в. После 1-й мировой войны предлагалось множество разнообразных рецептов реформирования Палаты общин – от чисто процедурных реформ и расширения полномочий комитетов до системного реформирования, включающего писаную конституцию, избирательную реформу и территориальную децентрализацию власти нижней палаты. Но, как ни печально, по-прежнему правящая партия, во имя расширения собственной автономии, продолжает раздувать миф о парламентском суверенитете, сохраняя при этом многие недостатки парламента. Очевидно, что победа, которую одержала Палата общин над неизбранной исполнительной властью, сменилась поражением от руки избранной исполнительной власти.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено схем по теме ПАЛАТА ОБЩИН — 0

Найдено научныех статей по теме ПАЛАТА ОБЩИН — 0

Найдено книг по теме ПАЛАТА ОБЩИН — 0

Найдено презентаций по теме ПАЛАТА ОБЩИН — 0

Найдено рефератов по теме ПАЛАТА ОБЩИН — 0