Отчуждение
Отчуждение
процесс отторжения от человека продуктов его собственной деятельности.
Источник: Политико-терминологический словарь
Отчуждение
состояние или процесс превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним.
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Отчуждение
процесс, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в нечто независимое от него, в самостоятельную силу. О. превращает явления в нечто иное; искажает в сознании людей реальные отношения.
ОТЧУЖДЕНИЕ
процесс превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему в случае, когда отчуждение вызывает сопутствующий процесс персонификации общественных отношений и деперсонификации человека. Отчуждение можно фиксировать на уровне процесса и результата деятельности [Кальной И.И. Философия: Учебное пособие. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - С. 409].
Источник: Сводный словарь по политологии
Отчуждение
объективный процесс, сопровождаемый чувством, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими людьми. Это понятие (заимствованное из философии Г. Гегеля) первоначально использовалось К. Марксом для обозначения мысленного проецирования (приписывания) человеческих возможностей на богов. Затем этот же термин он стал использовать для описания утраты рабочими в условиях капиталистической эксплуатации контроля над задачами и результатами собственного труда и своего жизненного бытия в целом.
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
отчуждение
Entfremdung. Alienation Изначально марксистское философское понятие, обозначающее невозможность для рабочего класса осуществить свои притязания (из-за условий жизни при капитализме), а также для вызванного этим О. рабочей силы, продукции своей деятельности и своего собственного общественного положения. В настоящее время О. понимается без этого прежнего значения и употребляется для обозначения лишения (политической) власти, потери (общественной) ориентации и норм, а также как выражение (личного) недовольства и дистанцирования (например, от политической системы). См.: Апатия
Отчуждение
обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Отчуждение получает определенное отражение и в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т. п.). Концепции отчуждения восходят к Т. Гоббсу, Ж. Ж. Руссо, они получили развитие у Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса. В философии, социологии и социальной психологии 20 в. исследовались отдельные аспекты отчуждения.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ОТЧУЖДЕНИЕ
1) объективный процесс отторжения от человека продуктов его собственной деятельности и превращения их в некое самостоятельное, независимое от него явление, функционирующее по собственной логике как чуждая, а то и враждебная ему сила; положение и состояние человека, отстраненного от непосредственного участия в формировании и регулировании социальных процессов и лишенного возможности самостоятельно определять свои место и роль в обществе, свою судьбу. В общественно-политической жизни О. есть форма политической несвободы, выражающейся в отдалении человека от участия в делах государства, властных и управленческих структур, невозможность влиять на принятие значимых для общества и него лично решений; 2) возмездная (купля-продажа) или безвозмездная (дарение) передача имущества в собственность другого липа, осуществляемая главным образом по воле собственника на основе соглашения с приобретателем имущества. В предусмотренных законом случаях О. осуществляется помимо воли собственника, т. е. принудительно, например, путем конфискации или реквизиции.
Источник: Геокультурная энциклопедия
Отчуждение
объективный социальный процесс отторжения от человека продуктов его собственной деятельности. В современной экономической и политической науке все концепции отчуждения в той или иной мере связаны с разработкой этого понятия К.Марксом, который, в свою очередь, переработал концепции Г.Гегеля. Ж.-Ж.Руссо и других мыслителей. По мысли К.Маркса, источником отчуждения являются отношения эксплуатации, порождающие этот феномен во всех его многообразных формах: экономической, политической, социальной, психологической. Согласно теории К.Маркса, при эксплуатации чужого труда (см «Капитал». Т.1) рабочему противостоят продукты его производственной деятельности - продукты труда и условия труда как чужая собственность, как чуждый для него предметный мир. В конкретных исторических условиях этот предметный мир порабощает рабочего, поскольку продукты его собственного труда - воплощение его человеческой сущности - изымается у него и используется для еще большего его закабаления. В сознании индивида отчуждение выражается в чувстве бессилия повлиять на ход социального прогресса, в ощущении одиночества и изоляции. Социальное и политическое отчуждение находит выражение в отчуждении от индивида социальных и политических институтов, социальных и политических прав, в восприятии предписываемых ими правовых норм как противоречащих коренным интересам человека. Воплощением этого процесса является, например, бюрократизация общественных институтов, о которой писал еще Макс Вебер (1864-1920) - экономист, социолог, политический философ и историк, оказавший выдающееся влияние на формирование фундаментальных основ теории и методологии социальных наук, политологии XX столетия. (См. работы М.Вебера: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904— 1905); «Политика как призвание и профессия» (1919) и др.).
До недавнего времени в западной социологии и политологии превалировали психологические трактовки отчуждения как субъективного состояния индивида, выражающегося в отречении от мира, от других людей, даже от собственного «я». В настоящее время среди западных политологов, социологов и философов наблюдается влияние политического отчуждения на характер человека, изменение вследствие этого его связей с обществом, отнятие государством многих жизненных функций современного человека, в результате чего происходят его нигилизация и нравственное обеднение. Всевластие бюрократических политических систем, отчуждение трудящихся от власти способствуют развитию комплекса политической неполноценности, выраженного конформизма (конформизм - от лат. con - с, вместе и forma - вид, форма: согласие, примирение, приспособление к общим настроениям, господствующим взглядам и мнениям; непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на расхождение с ним, которое открыто не высказывается: в политике - примирение с существующими политическими порядками, пассивное ожидание изменений к лучшему в политике властных структур, политического руководства и политических элит).
До недавнего времени в западной социологии и политологии превалировали психологические трактовки отчуждения как субъективного состояния индивида, выражающегося в отречении от мира, от других людей, даже от собственного «я». В настоящее время среди западных политологов, социологов и философов наблюдается влияние политического отчуждения на характер человека, изменение вследствие этого его связей с обществом, отнятие государством многих жизненных функций современного человека, в результате чего происходят его нигилизация и нравственное обеднение. Всевластие бюрократических политических систем, отчуждение трудящихся от власти способствуют развитию комплекса политической неполноценности, выраженного конформизма (конформизм - от лат. con - с, вместе и forma - вид, форма: согласие, примирение, приспособление к общим настроениям, господствующим взглядам и мнениям; непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на расхождение с ним, которое открыто не высказывается: в политике - примирение с существующими политическими порядками, пассивное ожидание изменений к лучшему в политике властных структур, политического руководства и политических элит).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
ОТЧУЖДЕНИЕ
(alienation) До XVII в. термин "отчуждение" употреблялся применительно к отношениям собственности, например отчуждение собственности одного владельца в пользу другого. В XVII в. это значение стало переноситься на нематериальную собственность – гражданские права и независимость. Мыслители Гроций (Grotius) и Джон Локк (Locke) употребляли этот термин, говоря о необходимости отчуждения некоторых прав и полномочий как обязательного условия существования легитимного политического общества. Именно в этом смысле "отчуждение" легло в основу теории общественного договора. В более позднее время термин приобрел иной смысл и стал означать потерю разума или разрушение личности, приводящие к отчуждению человека от истинного или рационального "я" ("alienist" – устаревшее слово, означавшее "психиатр"). Один из мыслителей XVIII в. Томас Пэйн (Paine) утверждал, что некоторыми правами человек наделен не случайно – они являются важными факторами его характера. Такие права "неотчуждаемы", а их потеря, в результате добровольного отказа или принудительного лишения, равносильна потере существенной части человеческой природы. Первый систематический анализ проблемы отчуждения принадлежит Ж.-Ж. Руссо (Rousseau), хотя этим термином он не пользовался. В его работе "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" ("Discourse on the Origin of Inequality", 1755) отчуждение предстает как непременный спутник развитого общества, в котором правовые системы – нравственно-религиозные, политические и экономические – насильственно лишают человека возможности определять степень личной свободы. В таких условиях человек оказывается отчужденным от собственного потенциала, нравственного "я" до тех пор, пока не перестроит общество таким образом, чтобы оно позволило ему принимать самостоятельные решения. В "Общественном договоре" ("The Social Contract", 1762) Руссо описывает возможное устройство такого общества. Наиболее полный политический анализ проблемы отчуждения содержится в работах Гегеля (Hegel) и Маркса (Marx). Гегель считал, что цель исторического развития состоит в постепенном преодолении разрыва между частным и универсальным сознанием, пока не будет достигнуто их полное слияние (абсолютное самосознание). Этот разрыв является центральным и неотъемлемым элементом отчуждения, и, следовательно, история становится отражением постепенного движения человечества от отчуждения к освобождению. Иными словами, отчуждение для Гегеля есть понятие сугубо историческое. Маркс признает справедливость этого последнего утверждения, но под влиянием Фейербаха (Feuerbach) отвергает гегельянский упор на сознание по двум основным причинам. Первая заключается в том, что такой подход подразумевает зарождение отчуждения в самом индивиде, тогда как для Маркса оно определяется материальными условиями ("совокупностью общественных отношений"), в которые индивид попадает, как в сети. Вторая причина связана с тем, что ответственность за освобождение от отчуждения Гегель всецело возлагает на индивида, поскольку все, что от него требуется, – это усилие воли. Для Маркса преодоление отчуждения возможно лишь при изменении материальных условий жизни общества. Отчуждение, таким образом, должно быть преодолено в результате борьбы особого, исторически сложившегося класса. Маркс считает, что человечество способно преодолеть тиранию повседневных жизненных потребностей, характерных для животного мира. Тогда человек сможет трудиться свободно и творчески, а его личность будет выражаться в предметах, которые он производит. Это привнесение своего "я" в собственный продукт тоже есть форма отчуждения, но в этом случае она позитивна и должна существовать повсюду и всегда, включая коммунистическое общество. Но там, где нет условий для свободного творческого труда, отчуждение принимает негативные формы. При капитализме, например, фабрики превращают работу из вида общественной деятельности в индивидуализированный процесс, отчуждающий работников друг от друга (в результате разделения труда). Однотипная работа, не требующая свободного и созидательного приложения сил, ожесточает людей, отчуждает от врожденных способностей. Продукт перестает быть выражением личности. Поэтому для Маркса уничтожение капитализма является необходимым условием очищения отчуждения от его извращенных элементов. Со времени Маркса к проблеме отчуждения не раз обращались многие писатели и ученые. Разные толкования этого термина мы находим в философии экзистенциализма Сартра (Sartre), в социальной психологии Эриха Фромма, в многочисленных эклектических учениях марксистского толка, например в психоаналитических исследованиях Маркузе (Marcuse). В результате термин потерял однозначность, но многие писатели, вслед за Руссо, сходятся во мнении, что он хорошо отражает некоторые негативные последствия жизни в развитом обществе.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь