ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе
18831955) — испанский философ, публицист, представитель экзистенционализма, один из авторов концепции «массового общества», представитель историцизма, автор «рациовитализма» — учения о «жизненном» или «историческом» разуме. В центре исследований — развитие общества и роль человека в истории. Возникновение в XX в. фашизма и коммунизма связывал с появлением «массового общества». Оказал значительное влияние на развитие классической теории элит. Основные работы: «Дегуманизация искусства» (1925), «Восстание масс» (1933).
Источник: Новейший политологический словарь
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе
(1883–1955) – знаменитый испанский философ и социолог. Окончил Мадридский университет, учился в университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга. Выдвигал проект будущей единой, свободной Европы. Сенсационный успех имела книга «Восстание масс» (1929–1930), переведенная почти на все языки мира. В ней оцениваются итоги ХIХ века и его главное завоевание: победа политической демократии и парламентаризма, развитие техники. Философ пишет об огромном увеличении численности людской массы, которую нельзя путать с рабочим классом, крестьянством и вообще с трудящимся населением. Человек массы – лишенный всякого чувства достоинства собственник, будь то аристократ, фабрикант или чиновник. Он вполне удовлетворен, ощущая себя посредственностью. Но в каждом классе существует элита, способная к умственному и нравственному совершенству. В труде «Бесхребетная Испания» (1921) знаменитый испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет пишет: «Для существования нации решающим является не её вчерашний день, не традиции. Эту ошибку делают те, кто ищет государственное начало в семье, родовом обществе и в минувшем. Нации формируются и живут в силу существования собственной программы на будущее». Поэтому когда Рим перестал быть проектом будущих свершений, Империя распалась. Философ отмечает, что две крайние точки европейской диагонали – Россия и Испания совпадают в том, что являются расами «народа». Обе страны страдают нехваткой выдающихся личностей. В России, «правда, всегда существовало превосходное меньшинство, но в столь ограниченном объеме в сравнении с обширностью расы, что оно никогда не смогло насытить своим организаторским влиянием гигантскую народную плазму. Этим объясняется протоплазматический, аморфный, безысходно примитивный аспект русского существования». Насильственные трансформации общества часто игнорируют коммуникационную природу человека, что философ проиллюстрировал на оригинальном примере.
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.