ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
создана в 1995 г. на основе преобразования Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1 августа 1975 г. в Хельсинки руководители европейских государств, а также США и Канады подписали заключительный акт Совещания, определяющий принципы поведения государств на континенте.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

организация по безопасности и сотрудничеству в европе
(оБСе) Organisation für Sicherheit und Zusammenarbeit in Europa (OSZE). Organization for Security and Cooperation in Europe (OSCE) ОБСЕ появилась в 1995 г. как наследница Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), местоположение Генерального секретариата – Вена. Целью 56 государств-участников (2010) является поддержание добрососедства, в особенности мирное разрешение конфликтов и сотрудничество в экономических, научно-технических и экологических областях. Этому служат также ежегодные встречи на высоком правительственном уровне и встречи в верхах руководителей государств и правительств. См.: Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ)
крупнейший региональный форум, многосторонняя структура для проведения диалога, переговоров, консультаций и принятия политических решений. Создана на базе возникшего в начале 1970-х Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Решение о переименовании СБСЕ в ОБСЕ принято на Будапештской встрече глав государств и правительств в 1994. Включает 55 государств Европы, Азии и Северной Америки, в том числе 12 стран СНГ. Организация имеет разветвленную структуру и состоит из постоянных органов и полевых миссий в действующих и бывших «горячих точках». На проводимых, как правило, один раз в 2 года встречах глав государств и правительств стран-участниц определяются важнейшие приоритеты деятельности Организации, принимаются основные документы. Вторым по значению руководящим органом является Совет министров ОБСЕ. Проводит заседания не реже одного раза в год. Основной рабочий орган организации — Постоянный совет. Состоит из постоянных представителей и участников; ежедневные заседания проходят в Вене. Парламентская ассамблея ОБСЕ учреждена в 1991, ее секретариат находится в Копенгагене. Переговоры по контролю над вооружениями, разоружению, мерам укрепления доверия и безопасности ведутся в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности. Под эгидой ОБСЕ осуществляются операции по восстановлению и поддержанию мира. Приоритетным направлением деятельности ОБСЕ является выявление зон возможных конфликтов и их предотвращение, контроль и урегулирование кризисных ситуаций, а также восстановление нормальной жизни населения после разрешения конфликтов. На Будапештской встрече глав государств и правительств (5—6 декабря 1994) ОБСЕ была объявлена одним из главных инструментов в деле раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и регулирования кризисов в зонах ее ответственности. Однако в последние годы в ОБСЕ наблюдается трансформация приоритетов в сторону гуманитарной проблематики, что заметно снижает ее возможности по противодействию новым вызовам и угрозам.

Источник: Геокультурная энциклопедия

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ
(ОБСЕ) – объединяет сегодня 56 государств Северного полушария, включает все страны Европы, а также США, Канаду и бывшие среднеазиатские республики СССР. В деятельности ОБСЕ участвует также 11 стран-партнеров, представляющих Африку и Азию.
ОБСЕ не имеет собственного учредительного договора в классическом понимании. ОБСЕ возникла 1 января 1995 г. в ходе реформирования Совета безопасности и сотрудничества в Европе (СБСЕ), представлявшего собой постоянно действующую международную конференцию, появившуюся на основе решений Совещания в Хельсинки (1973–1975 гг.) и призванного в эпоху холодной войны воплощать в жизнь положения Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Впоследствии именно в документах СБСЕ впервые отразился факт окончания холодной войны и начало формирования новых политических реалий в Европе (Парижская хартия для новой Европы 1990 г.). В 1990-е гг. новые вызовы европейской безопасности потребовали коренной реформы СБСЕ и преобразования его в полноценную международную организации, о чем были приняты соответствующие решения в ходе Совещания в Будапеште в 1994 г.
Сегодня перед ОБСЕ стоит три круга ключевых задач, составляющих военно-политическое (нераспространение, миротворчество и меры по укреплению доверия), эколого-экономическое (экономическая и экологическая безопасность) и человеческое (права человека, приверженность и развитие демократии) измерения деятельности ОБСЕ.
Структура ОБСЕ состоит из регулярных саммитов глав государств/ правительств государств-участников и регулярных встреч министров иностранных дел государств-участников в рамках Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Текущую работу ОБСЕ координирует Действующий председатель ОБСЕ, возглавляющий Постоянный совет ОБСЕ. Национальные представительные органы власти государств-участников представляет парламентская ассамблея ОБСЕ. Организационная административная работа в ОБСЕ возложена на Секретариат ОБСЕ, возглавляемый Генеральным секретарем. В рамках ОБСЕ функционируют также Форум по сотрудничеству в области безопасности, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, учреждены должности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и Представителя по вопросам свободы СМИ. Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия).
Решения в рамках ОБСЕ принимаются на основе консенсуса и не носят обязательного характера. Несмотря на то что деятельность СБСЕ/ ОБСЕ на практике практически полностью выстраивается на основе положений международного мягкого права, в рамках СБСЕ 19 ноября 1990 г. был подписан важнейший документ в области военно-политического сотрудничества в Европе – Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Источник: Словарь международного права. 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ)
Organization for Security and Cooperation in Europe OSCE) - является преемницей Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое начало свою деятельность в первой половине 70-х гг. в ходе процесса "разрядки напряженное между "Востоком" и "Западом". СБСЕ в значительной степени способствовало смягчению конфронтации в период холодной войны, углублению взаимопонимания и доверия между странами и народами.
Важнейшими вехами в работе СБСЕ стали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 в Хельсинки; Парижская хартия для новой Европы (1990); Хельсинкская декларация (1992). В 1994 СБСЕ была преобразована в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
В состав ОБСЕ входят 55 государств Европы, Северной Америки и Азии. Трансконтинентальный характер организации объясняется, во-первых, принципиальным значением европейской безопасности для мирового развития в целом; во-вторых, важным влиянием, оказываемым на обеспечение международной безопасности в Европе некоторыми государствами, расположенными за географическими пределами Старого Света, прежде всего - США.
ОБСЕ представляет собой международный форум для проведения многосторонних переговоров и консультаций, а также принятия политических решений на основе принципа консенсуса (единогласия). Целями организации являются: улучшение межгосударственных отношений и обеспечение длительного мира; поддержка процесса разрядки международной напряженности; обеспечение европейской безопасности; защита прав человека; содействие экономическому и социальному прогрессу и благосостоянию всех стран и пародов.
Структура ОБСЕ включает следующие основные институты: 1 )Совещание глав государств и правительств государств-участников, которое проводится, как правило, раз в 2 года; на совещании определяются основные приоритеты и направления деятельности организации, принимаются ее важнейшие документы; 2) Совет Министров ОБСЕ - второй по значению руководящий орган этой организации, который проводит свои заседания 1 раз в год в период между совещаниями глав государств; осуществляет исполнительные и распорядительные функции; 3) Руководящий Совет ОБСЕ координирует деятельность организации, разрабатывает общие принципы и политические директивы, принимает решения между заседаниями Совета Министров, обсуждает экономические вопросы; 4) Постоянный комитет ОБСЕ, образованный из представителей государств-членов, решает текущие повседневные задачи; заседания этого комитета проходят в Вене; 5) Действующий председатель, в качестве которого выступает министр иностранных дел страны, председательствующей в ОБСЕ.
Кроме того, в структуре ОБСЕ функционируют: верховный комиссар по делам национальных меньшинств; форум по сотрудничеству в области безопасности; Генеральный секретарь; бюро по демократическим институтам и правам человека; парламентская ассамблея и др.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ
ОБСЕ (англ. Organization for Security and Co-operation in Europe – OSCE) Крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности, объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Основана в 1975 году. Прежнее название – «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ, англ. Conference for Security and Cooperation in Europe – CSCE). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было созвано как постоянно действующий международный форум представителей всех европейских государств, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе. Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов. СССР был одним из инициаторов «хельсинкского процесса», разработчиком Заключительного акта 1975 г. и основателем СБСЕ/ОБСЕ. Россия как государство-правопреемник заинтересована в укреплении роли и авторитета организации, повышении ее востребованности в международных делах. Такой подход закреплен в Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 г.
К основным приоритетам России в ОБСЕ относятся следующие ключевые темы:
– соблюдение принципа неделимости безопасности, выполнение всеми государствами-участниками обязательства не укреплять свою безопасность за счет других;
– борьба с транснациональными угрозами, включая терроризм, незаконный оборот наркотиков, организованную преступность, укрепление безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий;
– сопряжение интеграционных процессов, использование площадки ОБСЕ для налаживания диалога между различными интеграционными объединениями;
– защита языковых, образовательных и религиозных прав соотечественников, защита традиционных ценностей и прав детей, противодействие неонацизму и агрессивному национализму, попыткам фальсификации истории, дискриминации христиан и мусульман;
– реформа ОБСЕ в целях исправления географического и функционального дисбалансов в ее работе, принятие Устава ОБСЕ, правил работы исполнительных структур, упорядочение системы наблюдения за выборами, установление порядка и прозрачности в финансовой, кадровой и проектной деятельности. При штаб-квартире ОБСЕ в Вене действует Постоянное представительство России. Россия – в рамках или наряду с ОБСЕ – участвует в переговорных форматах по урегулированию ряда региональных конфликтов:
– совместно с США и Францией Россия сопредседательствует в Минской группе ОБСЕ по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе;
– в формате «5+2» по приднестровскому урегулированию Россия выступает гарантом и посредником мирного процесса;
– совместно с ОБСЕ российские представители содействуют прямому диалогу между Киевом и Донбассом в Контактной группе по урегулированию конфликта на востоке Украины. С июля 2014 г. на территории России работает Группа наблюдателей ОБСЕ на погранпереходах «Донецк» и «Гуково» российско-украинской границы;
– Россия также участвует в Женевских дискуссиях по безопасности и стабильности в Закавказье, содействуя вместе с ОБСЕ диалогу между Грузией, Абхазией и Южной Осетией.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ)
(прежнее название – СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ – СБСЕ) – (англ. Organization on Security and Cooperation in Europe (OSCE) – Conference on Security and Cooperation in Europe – CSCE).
Первоначально СБСЕ было задумано как международное совещание представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, созванное по инициативе СССР и союзных с ним государств для выработки мер уменьшения военного противостояния и укреплению безопасности в Европе. Проводилось в несколько этапов:
Этап первый – с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки на уровне министров иностранных дел государств.
Этап второй – с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 г. в Женеве (с перерывами), на котором внесено около 200 предложений по всем разделам повестки совещания и согласован текст Заключительного акта.
Этап третий – с 30 июля по 1 августа 1975 года в Хельсинки на уровне руководителей государств. В ходе него 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Дан старт общеевропейскому процессу – многоплановой деятельности стран Европы, США и Канады. (В настоящее время в ОБСЕ участвуют 55 государств).
Заключительный акт включает в себя следующие основные договоренности:
- в международно-правовой области – закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, принятие десяти принципов взаимоотношений между государствами-участниками, среди которых в четкой форме зафиксирован принцип нерушимости границ;
- в военно-политической области – согласование первого набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);
- в экономической области – согласование основных сфер многостороннего сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;
- в гуманитарной области – согласование ряда обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе, по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.
Договоренности в рамках общеевропейского процесса не носят юридически обязательного характера, однако имеют большое политическое значение. При их принятии действует правило консенсуса.
В развитие этих договоренностей состоялись Белградская (1977-1978 гг.), Мадридская (1980-1983 гг.), Стокгольмская (1984 г.), Венская (1986 г.) и ряд других встреч представителей европейских государств для обмена мнениями о ходе выполнения Заключительного акта и выработки дополнительных мер по обеспечению европейской безопасности.
Особое значение для эволюции СБСЕ имело Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ (19-21 ноября 1990 г.). На нем была подписана ознаменовавшая окончание эпохи «холодной войны» Парижская хартия для новой Европы, заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД). Был также одобрен Венский документ 1990 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.
Другим важным результатом Парижского совещания стали решения об институционализации процесса СБСЕ. Создан трехступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц (КСДЛ).
С 10 сентября по 4 октября 1991 г. в Москве прошло третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое состоялось в 1989 г. в Париже, второе – в 1990 г. в Копенгагене). В принятом на московском совещании документе впервые отмечено, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения СБСЕ не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.
Этапным событием для развития общеевропейского процесса стала Хельсинкская встреча на высшем уровне 1992 г.
Принятый в Хельсинки документ – «Вызов времени перемен» – дал импульс началу превращения СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию по поддержанию военно-политической стабильности и развитию сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и разнообразные возможности принимать меры практического характера в сфере предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
Стокгольмская встреча СМИД (14-15 декабря 1992 г.) продолжила этот процесс. Был учрежден пост Генерального секретаря СБСЕ, положено начало работе венской группы КСДЛ, в рамках которой шло обсуждение всех текущих вопросов деятельности СБСЕ.
Задачам повышения эффективности СБСЕ, перепрофилирования его потенциала на миротворчество и урегулирование кризисов была посвящена встреча СМИД СБСЕ в Риме (30 ноября – 1 декабря 1993 г.)
Римский СМИД принял Декларацию по агрессивному национализму, нацеливающую хельсинкский процесс на противодействие этому опасному источнику современных конфликтов.
Одобрен ряд решений по структурному укреплению СБСЕ, в том числе о создании Постоянного комитета СБСЕ – института постоянных представителей государств-участников.
В декабре 1994 г. в Будапеште состоялась очередная встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в ОБСЕ – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В документах саммита – Политической декларации «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху» и других решениях нашли отражение принципиальные положения о центральной роли ОБСЕ в строительстве безопасной, единой и свободной Европы, о необходимости обеспечения подлинного партнерства в европейских делах через должный учет интересов и приоритетов всех государств-участников. Политически значимым событием стало принятие Декларации в связи с 50-летием окончания Второй мировой войны.
Крупным итогом саммита стала договоренность о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века. Военно-политические договоренности («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.) заложили основу единого пространства доверия.
7-8 декабря 1995 г. в Будапеште состоялась встреча СМИД, которая была сфокусирована на двух ключевых темах – новой модели безопасности и вкладе ОБСЕ в ее урегулирование. По модели был принят промежуточный документ, который подвел итоги годичной дискуссии и наметил ориентиры дальнейшей работы.
2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне состоялась очередная встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ.В принятых документах – Декларации лиссабонского саммита и Декларации «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» – подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий, а также ключевая роль ОБСЕ в укреплении безопасности и стабильности во всех измерениях.
Другой важный результат Лиссабона – принятие документа об обновлении ДОВСЕ. Одновременно с решением об адаптации этого договора российской стороне удалось добиться обязательства государств-участников проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развертывания.
Принятые в Лиссабоне «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности» закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. Они позволяют использовать общеевропейский формат для постановки и рассмотрения вопросов о дальнейших мерах укрепления доверия и военной безопасности. Вместе с тем все заметнее в работе ОБСЕ проявился акцент «гуманитарно-конфликтной» проблематики на пространстве бывших СССР и СФРЮ.
18-19 декабря 1997 г. в Копенгагене состоялась шестая встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Ее главным результатом стало развернутое решение о начале предметной работы над Хартией европейской безопасности. Зафиксированы «основные направления» Хартии, в целом идущие в русле предложений российской стороны.
Очередная, седьмая встреча СМИД ОБСЕ прошла 2-3 декабря 1998 г. в Осло. Значимым политическим итогом СМИД стало принятие Декларации, в которой отражены подходы России к роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности, основным актуальным проблемам, а также рискам и вызовам современной Европы. В Декларацию вошли также положения о полицейских операциях ОБСЕ.
Значительное место в дискуссиях на СМИД заняли косовская проблематика, конфликтные ситуации на территории СНГ. Принят ряд решений, в частности, по Грузии, Молдове, об укреплении возможностей ОБСЕ, по Центральной Азии. Было подтверждено положение о территориальной целостности СРЮ.
Министры признали целесообразность принятия ряда мер по дальнейшему укреплению ОБСЕ, в первую очередь в сферах раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.
Шестой по счету саммит ОБСЕ состоялся 18-19 ноября 1999 г. в Стамбуле. Российскую делегацию возглавил Б.Н.Ельцин. На саммите были подписаны Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, приняты итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы.
27-28 ноября 2000 года в Вене прошло восьмое заседание СМИД ОБСЕ. На нем были приняты декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен принятый в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи – министерскую декларацию.
3-4 декабря 2001 г. в Бухаресте состоялось девятое заседание СМИД ОБСЕ. Основным политическим документом встречи стала министерская декларация. Также приняты:
- план действий по борьбе с терроризмом, который содержит долгосрочную программу работы Организации в этой области;
- документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога;
- набор заявлений по региональным проблемам (Грузии и Молдове, Нагорному Карабаху, Юго-Восточной Европе и Центральной Азии);
- ряд оперативных решений по гуманитарному измерению деятельности ОБСЕ.
Главный итог встречи заключается в создании предпосылок для преодоления системного кризиса ОБСЕ, в котором она оказалась в начале ХХI века из-за приоритетного внимания гуманитарно-правозащитной дискуссии в ущерб вопросам экономического и военно-политического сотрудничества.
12 июня 2002 года на Лиссабонской международной конференции был принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним», в котором была дана оценка роли международных и региональных организаций при реализации стратегий и планов противодействий терроризму и сформулированы принципа сотрудничества между ними.
1-2 декабря 2003 г. в Маастрихте (Нидерланды) состоялось одиннадцатое заседание СМИД ОБСЕ, где состоялось утверждение ряда важных решений в области военно-политической безопасности: об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия.
15 января 2004 года в Вене на заседании Постоянного совета ОБСЕ российская сторона предложила изменить сегодняшний взгляд на ОБСЕ как на инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ – созданию неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.

Источник: Война и мир в терминах и определениях