ОДНОПАРТИЙНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Найдено 1 определение
ОДНОПАРТИЙНЫЕ ГОСУДАРСТВА
(оne-party states) Государства, в которых одна партия законодательно или фактически наделена монополией на ведение политической деятельности. Это обеспечивается Конституцией либо является результатом лишения соперничающих партий возможности участвовать в выборах, а также отказа от проведения выборов вообще. Возможна альтернатива, когда соответствующим образом подобран состав избирателей или осуществлены другие формы манипуляций под видом консультаций с тем, чтобы сохранить у власти правящую партию. До недавнего времени однопартийные государства принадлежали к двум основным категориям: т.н. тоталитарные государства, большей частью, но не обязательно коммунистические и восточноевропейские, и многочисленные государства Третьего мира (Third World), где авторитарные режимы уже давно используют однопартийность с целью контроля над управлением, мобилизации массовой поддержки и распределения получаемой помощи. После распада или трансформации большинства коммунистических партий термин "однопартийное государство" в основном относится к третьему миру, включая бывшие республики и автономные территории Советского Союза. Это понятие отличается от системы с одной доминирующей партией, как это было в послевоенной Италии или в Индии после получения независимости, где одна партия, занимая господствующие позиции в центральном правительстве, иногда делила власть и действовала в рамках в целом соревновательной партийной системы и при наличии институтов представительной власти. Однопартийные государства в третьем мире все чаще ощущают необходимость перемен под давлением извне: международная помощь и содействие все чаще оказываются на условиях эффективного управления и создания многопартийной демократии. На протяжении почти полувека Мексика была классическим примером однопартийного государства: правительство, местная администрация, экономика и вооруженные силы были монополизированы Конституционно-революционной партией (КРП). Объединив лидеров революции, интеллигенцию, профсоюзы, а также военных, КРП занимала доминирующие позиции в центре и в провинциях. Однако недавно она была вынуждена согласиться на нечто большее, чем символическое признание роли других политических партий, что стало главным образом следствием экономического роста Мексики, диверсификации ее жизни, необходимости повышения уровня технической и административной компетенции и признания того факта, что коррупция на официальном уровне способствовала углублению кризиса внутренней задолженности. Аналогичные явления наблюдаются также в других регионах Центральной и Южной Америки, а также в Южной и Юго-Восточной Азии. Наиболее глубокие корни однопартийные государства имеют в Африке, где они сформировались вскоре после обретения независимости, восприняв наследие автократического колониального управления (опыт состязательных выборов сразу после деколонизации был недолгим). В некоторых случаях, как, например, в бывшей Танганьике, действенная оппозиция правящей партии исчезла еще до обретения независимости. Повсюду правящие партии обладают значительными преимуществами, которых лишены их оппоненты. Начав свою деятельность как добившиеся успеха националистические движения или фронты, эти партии вскоре после обретения независимости смогли извлечь выгоды из контроля над государством и расширяющейся помощью. Они пытались обеспечить свое пребывание у власти путем подавления оппозиции. Обычно выборы проводились ограниченно или строго контролировались, а иногда заменялись плебисцитами. Были возрождены и широко применялись законы о превентивном задержании – достойное сожаления наследие колониального правления. Однопартийное государство выдавалось за средство достижения национального единства, преодоления этнического сепаратизма, ускорения экономического развития и обретения национальной независимости. В большинстве случаев государство по сути превращалось в режим личной власти, при котором партия играла весьма ограниченную и в основном подчиненную роль, немногим большую, чем роль агентства по рекрутированию сторонников для правительства, проводника политического патронажа и органа надзора над лояльностью вооруженных сил и государственных служб. Подобные режимы особенно уязвимы с точки зрения возможного вмешательства военных. В некоторых случаях, как, например, в Заире при президенте Мобуту Сесе Секу, партию вскоре заменили рыхлой, но широко разветвленной сетью отношений патрон –клиент без определенной идеологии и с президентом в ее центре. В течение недолгого времени идеология и партийные структуры были более заметны в марксистско-ленинских государствах, появившихся в 1970-х гг., в частности в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и Эфиопии. Но популистская риторика использовалась там лишь для прикрытия личной власти в форме либо гражданской, либо военной диктатуры. Так, президент Эфиопии Менгисту Хайле Мариам долго противился советскому (и кубинскому) нажиму в пользу создания "рабочей партии" при режиме, претендовавшем на наименование марксистско-ленинского. Правящие партии играли гораздо большую роль в Тунисе, Алжире и Танзании, где они укрепились до получения независимости и где руководство отводило им большую роль. В Кении и Танзании однопартийная система, допускающая ограниченные дискуссии и выдвижение нескольких кандидатов, служила режимам полезным запасным клапаном для выхода, в противном случае, скрытого недовольства. После 1989 г. в африканских однопартийных государствах нарастает давление изнутри и извне в пользу как политической, так и экономической либерализации. Это стало следствием окончания "холодной войны" (Cold War), крушения коммунизма в Восточной Европе, а также обострения ситуации с африканской задолженностью и требований демократизации в качестве условия для продолжения международной помощи. Некоторые африканские государства, в частности Ботсвана и Гамбия, имели продолжительный исторический опыт многопартийных выборов, которые, однако, не угрожали правящей партии. Другие, как Сенегал, с 1970-х гг. стали экспериментировать, вначале в ограниченном масштабе, а затем перешли к полностью и неограниченно многопартийным выборам, правда, без смены правления. Однако с начала 1990-х гг. укрепившиеся у власти однопартийные режимы в условиях меняющейся внутренней и международной обстановки оказались нежизнеспособными. В франкоговорящих государствах были созваны представительные национальные конференции, провозгласившие своей задачей подготовку новых конституций и наблюдение за проведением свободных и открытых выборов. Таким путем были вынуждены уйти некоторые долго державшиеся у власти правители в Бенине, Конго, Нигере и, наконец, на Мадагаскаре. В Камеруне, Береге Слоновой Кости (Кот-д´Ивуар) и Габоне правящие партии обьявили о своей победе на выборах над оппозицией, однако справедливость результатов этих выборов оспаривается. В Алжире под руководством ФНО (Фронта национального освобождения) процесс перехода от однопартийного государства продвинулся довольно далеко, пока военные не вмешались, чтобы обратить этот процесс вспять из страха перед внушительной победой на выборах Партии исламской оппозиции. В англоговорящей Африке свободные выборы были допущены в Замбии президентом Кеннетом Каундой, лидером Обьединенной партии национальной независимости, который затем сам потерпел поражение. Президент Кении, которая была однопартийным государством де-юре, Арап Мои ослабил свою оппозицию многопартийным выборам и затем завоевал большинство голосов, главным образом из-за раскола в рядах оппозиции. Президент Зимбабве Мугабе остается приверженцем однопартийного государства, но его собственная партия ЗАНУ дистанцировалась от подобной позиции. Тем временем в Танзании многопартийные выборы были обещаны в 1995 г., а президент Банда в Малави потерпел неудачу на референдуме по вопросу об однопартийном правлении. Оба бывших марксистских режима в Мозамбике и Анголе согласились на проведение выборов на многопартийной основе, но ни в одном из этих случаев не гарантирован успех демократии. Очень важным событием было проведение в 1994 г. находившейся у власти с 1948 г. правящей националистической партией в Южной Африке демократических выборов, в результате которых она оказалась на втором месте, далеко отстав от АНК (Африканский Национальный Конгресс).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь