ОБЫЧАЙ
Обычай
(Custom, Салт) – исторически сложившиеся правило поведения, которое в результате многократного повторения вошло в привычку.
Обычай
унаследованный от предыдущих поколений стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе, нации и является привычным для их членов. Обычаи в наиболее "чистом" виде сохраняются в сфере быта, гражданской обрядности, религиозных ритуалах.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
ОБЫЧАЙ
(convention) 1. Собрание людей, объединенных общим интересом или целью, например намерением создать конституцию. См. также партийный съезд. 2. Общепринятая или широко применяемая практика, обычно без каких-либо письменных предписаний, а иногда и без (официальных) санкций. Обычаи, регулирующие вопросы собственности и управления, занимают особо важное место в трудах Юма (Hume), поскольку они позволили ему объяснить политические институты, не прибегая к дискредитированной (с его точки зрения) теории общественного договора (social contract). Обычаи имели также важное значение для авторов анархистского (anarchist) толка как примеры социального взаимодействия при отсутствии принуждения. Неписаную конституцию Соединенного Королевства часто характеризуют как основанную на обычае, допускающем или не допускающем определенные действия. Это означает не столько то, что такая практика широко распространена (тому может быть немного примеров), сколько то, что существует общая тенденция следовать прецедентам. Динамика развития обычаев привлекает внимание социологов и философов, т.к. обычаи представляют социальное взаимодействие на добровольной основе. См. также природа.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
ОБЫЧАЙ
(от прасл. obykti — привыкать) — это унаследованная стереотипная форма социальной регуляции, выражающая наиболее неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам. О. является разновидностью традиции. Различие их состоит в том, что О. функционирует лишь в отдельных областях общественной жизни. Традиции включают все возможные способы и процесс сохранения и передачи явлений прошлого, тогда как сохранение и передача О. возможны преимущественно, если не исключительно, в вербально-символическом виде. В широком смысле под О. понимают повторяющуюся определенной группой лиц сознательно или бессознательно, постоянно или периодически особенность (О. племен и народов, религиозные, правовые О.). В узком смысле О. — исторически сложившаяся особенность, которая переходит от поколения к поколению. О., в этом понимании, налагается силой общественного мнения и продолжает существовать даже при утрате первоначального смысла и значения. О. не является как самим правилом поведения, так и психологической установкой исполнять и соблюдать правила, ставшие обыденными, привычными, необходимыми.
Правила и установки включены в О., но не исчерпывают его. О. есть сопутствующий развитию человечества от его древнего состояния до современности социальный институт, выполняющий регулятивные функции в человеческих сообществах и группах в целях упорядочения отношений между людьми. Можно сказать, что О. есть социальная форма, посредством которой устраиваются и действуют общественные нормативно-регулятивные системы, обеспечивающие порядок и контроль общественного поведения в таких сферах, как быт, хозяйство, обмен и торговля, социальные отношения, религиозная жизнь и т.д. Феномен О. находит отражение в работах различных исследователей.
Так, М. Вебер и А. Бергсон, говоря об О., подразумевают часто повторяющееся поведение, которое, будучи таковым, становится автоматическим, приобретая у индивидов характер стереотипа. По мнению Х. Ортега-и-Гассета, О. является угрозой возможного насилия, принуждения или наказания, которое способно осуществить общество по отношению к индивиду. Согласно его рассуждениям, О. преобразуется в механическое требование к индивиду со стороны какойлибо группы людей, осуществляется по инерции и имеет непреложную силу воздействия, оказывая давление на людей. Он выделяет два рода О.: «мягкие», О. языка, мышления, обхождения друг с другом, и «жесткие», О. права, государства и политики. О. взаимосвязаны, базируются друг на друге и образуют в конечном счете общество. Такие исследователи, как К. Маркс и Ф. Энгельс, Н.А. Костикова, В.Д. Карандашова, Л.Г. Набиуллина, В.Д. Серых, в своих работах также касались содержания понятия О. Однако их интерпретация также неоднозначна. Понятие О. в теоретических выкладках упомянутых авторов не различается с такими понятиями, как «обряд», «ритуал», «церемония». В научной литературе авторы рассматривают понятие О. в соответствии со спецификой его содержания и назначения. Л.Г. Набиуллин рассматривает О. «как общепринятый порядок, образ действий, общепринятая норма поведения, то есть это то, что стало уже привычным, усвоенным, прочно вошло в обиход народа».
В принципе можно согласиться с этой точкой зрения, однако, как представляется, наиболее точное определение понятию О. дает В.Д. Серых: «О. — общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде, исторически сложившиеся правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемый из поколения в поколение и охраняемый общественным мнением». Понятие О. исторически тесно связано с понятием социальной нормы, обычного права.
Интерпретация данного термина в работах современных исследователей имеет место в рамках юриспруденции и, как правило, связана с феноменом обычного права, а именно с нормами регулирования, принятыми в традиционных обществах, которые основывались не на сложившихся отчетливых юридических понятиях права, а на О. и традиции. Всякий О. — правило поведения, признаваемое в силу многократного повторения и социального признания образцом. Хотя О. — одно из наиболее древних явлений, во многом предопределившее и «изнутри» повлиявшее на формирование права и его развитие, наукой он всегда воспринимался и оценивался неоднозначно, часто даже в рамках одного государства эта категория лишена внутреннего единства.
Ю.И. Воробьёва
Правила и установки включены в О., но не исчерпывают его. О. есть сопутствующий развитию человечества от его древнего состояния до современности социальный институт, выполняющий регулятивные функции в человеческих сообществах и группах в целях упорядочения отношений между людьми. Можно сказать, что О. есть социальная форма, посредством которой устраиваются и действуют общественные нормативно-регулятивные системы, обеспечивающие порядок и контроль общественного поведения в таких сферах, как быт, хозяйство, обмен и торговля, социальные отношения, религиозная жизнь и т.д. Феномен О. находит отражение в работах различных исследователей.
Так, М. Вебер и А. Бергсон, говоря об О., подразумевают часто повторяющееся поведение, которое, будучи таковым, становится автоматическим, приобретая у индивидов характер стереотипа. По мнению Х. Ортега-и-Гассета, О. является угрозой возможного насилия, принуждения или наказания, которое способно осуществить общество по отношению к индивиду. Согласно его рассуждениям, О. преобразуется в механическое требование к индивиду со стороны какойлибо группы людей, осуществляется по инерции и имеет непреложную силу воздействия, оказывая давление на людей. Он выделяет два рода О.: «мягкие», О. языка, мышления, обхождения друг с другом, и «жесткие», О. права, государства и политики. О. взаимосвязаны, базируются друг на друге и образуют в конечном счете общество. Такие исследователи, как К. Маркс и Ф. Энгельс, Н.А. Костикова, В.Д. Карандашова, Л.Г. Набиуллина, В.Д. Серых, в своих работах также касались содержания понятия О. Однако их интерпретация также неоднозначна. Понятие О. в теоретических выкладках упомянутых авторов не различается с такими понятиями, как «обряд», «ритуал», «церемония». В научной литературе авторы рассматривают понятие О. в соответствии со спецификой его содержания и назначения. Л.Г. Набиуллин рассматривает О. «как общепринятый порядок, образ действий, общепринятая норма поведения, то есть это то, что стало уже привычным, усвоенным, прочно вошло в обиход народа».
В принципе можно согласиться с этой точкой зрения, однако, как представляется, наиболее точное определение понятию О. дает В.Д. Серых: «О. — общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде, исторически сложившиеся правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемый из поколения в поколение и охраняемый общественным мнением». Понятие О. исторически тесно связано с понятием социальной нормы, обычного права.
Интерпретация данного термина в работах современных исследователей имеет место в рамках юриспруденции и, как правило, связана с феноменом обычного права, а именно с нормами регулирования, принятыми в традиционных обществах, которые основывались не на сложившихся отчетливых юридических понятиях права, а на О. и традиции. Всякий О. — правило поведения, признаваемое в силу многократного повторения и социального признания образцом. Хотя О. — одно из наиболее древних явлений, во многом предопределившее и «изнутри» повлиявшее на формирование права и его развитие, наукой он всегда воспринимался и оценивался неоднозначно, часто даже в рамках одного государства эта категория лишена внутреннего единства.
Ю.И. Воробьёва
Источник: Политический словарь нашего времени.