ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
духовная сторона жизни общества, выступающая в виде идей, мыслей, представлений людей о себе (самосознание), о событиях и явлениях действительности, об обществе в целом (мировоззрение).
Общественное сознание
предельно широкое понятие в политической науке и общесоциологической теории, конкретизирующее субъективно-объективные отношения применительно к общественно-историческому процессу. Характеризует зависимость духовной жизни общества от объективных явлений, существующего в том или ином государстве социально-политического строя, характера политической системы.
Материалистическая наука исходит из посылки, что развитие общественного сознания осуществляется только через определенные состояния и достижения индивидуальных сознаний членов общества, складывающихся в процессе их жизнедеятельности: в свою очередь, становление и развитие каждого индивидуального сознания протекает путем освоения индивидуальной культуры и деятельности в соответствии с историческим типом общественного бытия, коррекцией духовных интересов личности (принципы, нормы, побуждения совести, долга, самоответственность личности и т. д.).
Особое значение при этом имеет усвоение сущности политической культуры, которая детерминирует политическое поведение индивидов, социальных групп и слоев, лидеров политических партий и представителей политических элит.
Сознание (общественное и индивидуальное) - это феномен, укорененный в психике человека: здесь можно выделить два основных уровня: чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный. К первому уровню относятся познавательные способности, знание, политическая информация, почерпнутая из СМИ: этот уровень включает в себя такие элементы, как любовь (к родным, близким. Родине, чувство патриотизма или, напротив, ненависть к противникам, покушающимся на интересы Отечества). К ценностным компонентам относятся: политическая мотивация, целеполагание, политическая воля (особенно важна политическая воля для политического руководства государства). Значимым содержанием рассматриваемых понятии являются политический смысл, идея, концепт (лат. - мысль, представление) - они определяются Бертраном Расселом (1872-1970) как политическая подсистема общества, выполняющая функции целеполагания и целедостижения, в отличие, например, от Абрахама Каплана (1918-1993), считавшего главной функцией контроль и распределение ресурсов власти. (Литература, кроме названной выше: Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980; Лоренц К. Обратная сторона зеркала. М.. 1998; Сартр Ж.-II. Воображение //Логос. 1993.№3; Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М.. 1998; Шлет Г.Г. Сознание и его собственник. М., 1994). Социально-историческая и политико-правовая память - важнейшая структурная характеристика общественного сознания. Она обеспечивает сохранение обществом ранее накопленной информации, имеющей для него ценностное значение, а также аккумулирование новой информации, вырабатываемой в ходе практической деятельности, научною познания и духовного творчества отдельных индивидов, их производственных, социально-политических, научно-культурных и иных объединений.
В зависимости от исторического этапа развития общества и его социально-классовой структуры идеология и политика могут быть исторически-прогрессивной или исторически-реакционной. Апелляция к научности содержания и построения идеологии и политики - характерная особенность социальных групп, политических партий и организаций, способных организовывать вокруг себя большие массы людей для решения крупных социальных и политических задач в течение длительного исторического периода.
Но предмету отражения и социальным функциям различают такие формы общественного сознания, как политическую, правовую, моральную, этическую, религиозную и философскую. Политические отношения и процессы составляют основу непосредственных переживаний, определяющих социально-психологический уровень политического сознания; систематизированное преломление политических процессов и отношений через призму интересов той или иной политической партии, крупной общественной группы, что составляет идеологическое выражение ее общественных позиций. Политическая форма общественного сознания складывается как совокупность взаимодействий на социально-психологическом и идеологическом уровнях всех основных субъектов политической жизни. Социально-психологический уровень политического сознания теоретически осмысливается на уровне политической идеологии; последняя стремится активизировать одну группу непосредственных (политических) чувств, отвечающих интересам правящих политических элит и направить их в соответствующее русло. В свою очередь, социально-психологическое состояние больших масс людей предоставляет политическим руководителям возможности идеологическими формулами и лозунгами (часто популистскими), выдвигать новые лозунги, отвечающие актуальному состоянию политической психологии.
Для обоснования политических целей и интересов политические идеологи широко используют обращение к правовому сознанию, нравственным, этическим, религиозным, эстетическим, философским, научным идеям, подвергая их интерпретации в соответствии с конкретно-историческими, в том числе и ситуационными политическими условиями. Наиболее полно такая интерпретация, непрерывно корректируемая, реализуется при наличии развернутой системы государственных, партийных и иных надстроечных институтов, находящихся в распоряжении политических элит и политических руководителей государства. Манипуляция исторической социальной памятью также является существенной функцией этих институтов, обеспечивая оптимальные условия для исторического обоснования политических претензий представляемых ими сил. преимуществ политического сотрудничества с ними потенциальных союзников (и соответственно дискредитацию противников) путем апелляции к историческому опыту предшествующих политических процессов.
Материалистическая наука исходит из посылки, что развитие общественного сознания осуществляется только через определенные состояния и достижения индивидуальных сознаний членов общества, складывающихся в процессе их жизнедеятельности: в свою очередь, становление и развитие каждого индивидуального сознания протекает путем освоения индивидуальной культуры и деятельности в соответствии с историческим типом общественного бытия, коррекцией духовных интересов личности (принципы, нормы, побуждения совести, долга, самоответственность личности и т. д.).
Особое значение при этом имеет усвоение сущности политической культуры, которая детерминирует политическое поведение индивидов, социальных групп и слоев, лидеров политических партий и представителей политических элит.
Сознание (общественное и индивидуальное) - это феномен, укорененный в психике человека: здесь можно выделить два основных уровня: чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный. К первому уровню относятся познавательные способности, знание, политическая информация, почерпнутая из СМИ: этот уровень включает в себя такие элементы, как любовь (к родным, близким. Родине, чувство патриотизма или, напротив, ненависть к противникам, покушающимся на интересы Отечества). К ценностным компонентам относятся: политическая мотивация, целеполагание, политическая воля (особенно важна политическая воля для политического руководства государства). Значимым содержанием рассматриваемых понятии являются политический смысл, идея, концепт (лат. - мысль, представление) - они определяются Бертраном Расселом (1872-1970) как политическая подсистема общества, выполняющая функции целеполагания и целедостижения, в отличие, например, от Абрахама Каплана (1918-1993), считавшего главной функцией контроль и распределение ресурсов власти. (Литература, кроме названной выше: Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980; Лоренц К. Обратная сторона зеркала. М.. 1998; Сартр Ж.-II. Воображение //Логос. 1993.№3; Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М.. 1998; Шлет Г.Г. Сознание и его собственник. М., 1994). Социально-историческая и политико-правовая память - важнейшая структурная характеристика общественного сознания. Она обеспечивает сохранение обществом ранее накопленной информации, имеющей для него ценностное значение, а также аккумулирование новой информации, вырабатываемой в ходе практической деятельности, научною познания и духовного творчества отдельных индивидов, их производственных, социально-политических, научно-культурных и иных объединений.
В зависимости от исторического этапа развития общества и его социально-классовой структуры идеология и политика могут быть исторически-прогрессивной или исторически-реакционной. Апелляция к научности содержания и построения идеологии и политики - характерная особенность социальных групп, политических партий и организаций, способных организовывать вокруг себя большие массы людей для решения крупных социальных и политических задач в течение длительного исторического периода.
Но предмету отражения и социальным функциям различают такие формы общественного сознания, как политическую, правовую, моральную, этическую, религиозную и философскую. Политические отношения и процессы составляют основу непосредственных переживаний, определяющих социально-психологический уровень политического сознания; систематизированное преломление политических процессов и отношений через призму интересов той или иной политической партии, крупной общественной группы, что составляет идеологическое выражение ее общественных позиций. Политическая форма общественного сознания складывается как совокупность взаимодействий на социально-психологическом и идеологическом уровнях всех основных субъектов политической жизни. Социально-психологический уровень политического сознания теоретически осмысливается на уровне политической идеологии; последняя стремится активизировать одну группу непосредственных (политических) чувств, отвечающих интересам правящих политических элит и направить их в соответствующее русло. В свою очередь, социально-психологическое состояние больших масс людей предоставляет политическим руководителям возможности идеологическими формулами и лозунгами (часто популистскими), выдвигать новые лозунги, отвечающие актуальному состоянию политической психологии.
Для обоснования политических целей и интересов политические идеологи широко используют обращение к правовому сознанию, нравственным, этическим, религиозным, эстетическим, философским, научным идеям, подвергая их интерпретации в соответствии с конкретно-историческими, в том числе и ситуационными политическими условиями. Наиболее полно такая интерпретация, непрерывно корректируемая, реализуется при наличии развернутой системы государственных, партийных и иных надстроечных институтов, находящихся в распоряжении политических элит и политических руководителей государства. Манипуляция исторической социальной памятью также является существенной функцией этих институтов, обеспечивая оптимальные условия для исторического обоснования политических претензий представляемых ими сил. преимуществ политического сотрудничества с ними потенциальных союзников (и соответственно дискредитацию противников) путем апелляции к историческому опыту предшествующих политических процессов.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013