ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА Российской Федерации

Найдено 1 определение
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА Российской Федерации
ОП) — совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и государством.
Среди задач ОП обеспечение контроля общества над деятельностью органов исполнительной власти, проведение экспертизы ключевых законопроектов, аккумуляция и обобщение общественных предложений, направляемых на рассмотрение Президенту РФ. Решения палаты носят исключительно рекомендательный характер.
ОП имеет аналоги в ряде стран мира. Во Франции, в частности, действует Экономический и социальный совет: структура, с помощью которой в принятии государственных решений могут участвовать самые разные общественные группы — фермеры, профсоюзы рабочих, промышленники и другие. Функция Совета совещательная, однако по всем законопроектам, связанным с расходованием государственных средств, власти обязаны спрашивать мнения Совета, состоящего из представителей тех слоев общества, на кого законы повлияют прежде всего.
Первая в России Общественная палата при президенте РФ была создана распоряжением Б. Ельцина в феврале 1994 г. В нее входили представители 250 общественных организаций. Создание этого органа было способом трудоустройства в близких к власти структурах тех политиков демократического толка, кому не нашлось места в правительстве. Полномочия членов первой ОП были весьма ограниченными, а функции часто сводились к расклейке предвыборных листовок и т. п.
В июне 1996 г. ельцинская ОП была преобразована в Политический консультативный совет (ПКС), который стал «клубом» политических отставников. Председателем ПКС стал Иван Рыбкин, в прошлом председатель Государственной Думы. ПКС не оказывал серьезного влияния на политические процессы, не обеспечивал в полной мере и обратную связь власти с народом, поскольку члены Совета сами были недавними выходцами из этой самой власти. ПКС был расформирован в августе 2000 г.
Инициатива создания федерального консультативного органа нового типа принадлежала В. Путину. 26 мая 2004 г. в своем послании к Федеральному Собранию президент дал критическую оценку состоянию российской демократии и заявил, что «необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или неспособно эффективно выполнять». Однако НГО/НКО, формально представляющие гражданское общество, в их нынешнем виде не способны сделать диалог между обществом и властью действительно продуктивным, поскольку, по словам Путина, «для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других — обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов, при этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными». Таким образом, «имеет смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов… непосредственно затрагивающих интересы граждан».
Создание ОП позволяло снизить напряженность в дихотомии власти и гражданского общества, которое в России традиционно определяет себя по противоположению государству, а также решить проблему абстрагированности от реальной власти и принятия властных решений тех представителей творческих и деловых элит, чья общественная деятельность не допускает участия в той или иной партии.
Именно ОП могла выступить в качестве постоянно действующей внепартийной политической силы. 13 сентября 2004 г. Путин объявил на расширенном заседании правительства о предстоящих институциональных реформах — переходе на пропорциональную систему выборов в Государственную Думу, избрании высших руководителей в регионах по представлению президента, осуществлении экспертизы законопроектов России через новый орган — Общественную палату.
Федеральный закон № 32 «Об Общественной палате Российской Федерации» был принят Госдумой 16 марта 2005 г., подписан президентом РФ 4 апреля 2005 г. и вступил в силу 1 июля 2005 г. Согласно этому закону, ОП призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в РФ путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
3) проведения общественной экспертизы законопроектов федерального и регионального уровней;
4) осуществления общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти;
5) выработки рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в РФ;
6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ.
В ОП заседают россияне, которые имеют особые заслуги перед страной и письменно подтвердили свое согласие участвовать в работе палаты — известные артисты, спортсмены, общественные деятели. Общее количество штатных заседателей — 126 чел. Кандидатуры первых 42 определяет по результатам консультаций с общественными объединениями и другими организациями президент. Те принимают в палату еще 42 представителя от общероссийских общественных объединений — по одному от каждого. На третьем этапе определяются 42 представителя от региональных и межрегиональных объединений.
В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате РФ», принятыми 15 июня 2007 г., не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности».
Срок полномочий членов ОП истекает через 2 года со дня ее первого пленарного заседания.
Меритократический принцип формирования ОП обеспечивает ее эффективность: авторитетные, известные, а стало быть, самостоятельные люди менее других подвержены возможным манипуляциям со стороны чиновничества, они не связаны бюрократической «круговой порукой», кроме того, в отличие от депутатов Госдумы, не принимают решений по распределению денежных средств.
ОП состоит из 17 комиссий, каждая из которых занимается определенной сферой общественной жизни.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
102.13 кб

Заявление общественной палаты Российской Федерации

Читать PDF
210.34 кб

Общественная палата Российской Федерации как новый институт гражданского общества

Гнусарева Юлия Анатольевна
Два года назад по инициативе президента начала свою работу Общественная палата РФ.
Читать PDF
412.01 кб

Эффективность взаимодействия Общественной палаты Российской Федерации и общественности

Юдина Нина Евгеньевна
В статье проводится анализ деятельности Общественной палаты Российской Федерации, ее взаимоотношение и взаимодействие с населением. Определяется роль Общественной палаты как механизма формирования и развития гражданского общества.
Читать PDF
0.00 байт

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПАЛАТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Ф

Евстифеев Роман Владимирович
В статье рассматриваются проблемы функционирования региональных Общественных палат в системе управления региона и подходы к оценке их деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Рекомендации общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний по теме: «Проб

Читать PDF
0.00 байт

Комментарии к докладу Общественной палаты российской Федерации «Общество и образование: готова ли Ро

Читать PDF
0.00 байт

Общественная палата Российской Федерации как инструмент взаимодействия общества и власти: подходы к

Пузанова Жанна Васильевна, Захарьян Дарья Александровна
В статье рассматривается деятельность Общественной палаты Российской Федерации с момента ее формирования до настоящего момента. Одной из главных проблем в современной России является проблема формирования гражданского общества.