ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Образование
(Education, Билим) - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Образование
Приобретаемая в результате обучения способность усваивать информацию и обращаться с различными техническими устройствами. Женевские стандарты различают начальное, среднее и высшее образование. Начальное образование включает в себя навыки вождения автотранспорта, использование городской автоматики, умение программировать бытовую технику, и т. п., а также навыки работы с фиксированной (статической) информацией. Среднее образование предполагает знание наиболее популярных программных продуктов и навыки работы с текущей информацией в режиме реального времени. Все остальное относится к области высшего образования. В настоящее время подготовлены стандарты начального и среднего образований, принятые подавляющим большинством крупных родительских фирм.

Источник: Новый Мировой Порядок. Футурологический тезаурус. 1997 г.

Образование
Education Каждое государство ЕС ответственно за организацию системы образования и подготовки, а также за содержание программ обучения. Согласно Статье 149 Договора о ЕС, Европейское Сообщество призвано повышать качество образования путем содействия кооперации среди государств-членов ЕС, а также путем поддержки и непосредственного участия в их деятельности. Сообщество нацелено на развитие европейского измерения в образовании и обмене информацией, имеющей отношение к образовательным системам государств-членов ЕС. Сообщество также имеет своей целью содействие мобильности и сотрудничеству как на европейском, так и на международном уровне. Европейский Союз обладает целым рядом специальных механизмов, которые направлены на содействие развитию взаимопонимания, изучению иностранных языков и использованию новых технологий, в то же время повышая популярность навыков и квалификаций. Для этого созданы следующие программы:
-Программа получения образования на протяжении всей жизни, действующая на уровне ЕС, состоит из следующих отраслевых программ: «Комениус» (дошкольное и школьное образование), «Эразмус» (высшее образование, высшее профессиональное образование и подготовка специалистов), «Леонардо да Винчи» (профессиональное образование и подготовка вне высшего образования), «Грундтфиг» (образование для взрослых), программа «Трансверсаль» (в сферах, которые не охвачены четырьмя предыдущими программами) и программа «Жан Моне» (интеграция европейских университетов и поддержка некоторых важнейших институтов и ассоциаций, деятельность которых осуществляется на общеевропейском уровне);
-Программы, имеющие отношение к международному сотрудничеству в сфере высшего образования. Программа «Эразмус Мундус», между Европейским Союзом и третьими странами, целью которых является улучшение качества высшего образования в Европе, чтобы она стала Центром подготовки специалистов высочайшего уровня. Кроме того, это региональные программы, такие как «Темпус» (Восточные Балканы, Восточная Европа, Центральная Азия и средиземноморские государства-партнеры), «Альфа» (Латинская Америка) и «Asia-link» (Азия), деятельность которых предполагает модернизацию систем высшего образования в государствах-партнерах по программам. Образование является важным аспектом достижения целей Лиссабонской стратегии (становление в качестве самой конкурентоспособной и динамично развивающейся интеллектуальной экономики в мире). В данном контексте Еврокомиссия расширила политическое сотрудничество в сфере образования, в особенности с помощью открытого метода координации.

Источник: Глоссарий терминов Европейского союа и Восточного партнерства 2012

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ФОРМИРОВАНИЕ НАШЕГО БУДУЩЕГО во всех смыслах. Характеризуя роль образования в развитии государств, знаменитый политический деятель, основатель германской империи Отто фон Бисмарк сказал: «Битву при Садовой выиграл прусский учитель». Абсолютно то же самое можно сказать и о роли российского учителя: именно образование закладывает основы будущих великих свершений и побед. От того, каким станет следующее поколение, зависит будущее нашей страны. План Путина уделяет особое внимание развитию образования как фундамента русской культуры и уникальной российской цивилизации.
Мир переживает сейчас новую научнотехническую революцию, бурное развитие информационных технологий. Абсолютно все сферы деятельности – и промышленное производство, и управление, и бизнес, не говоря уже о науке – требуют квалифицированных специалистов. Без них невозможно говорить ни о каком развитии. Но наиболее важная функция образования – становление человека как самостоятельно мыслящей и способной к саморазвитию личности, не боящейся принимать решения и быть ответственной за себя, свою семью и свои действия. Именно такая личность, защищенная от недобросовестных манипуляций политического и экономического характера, и составляет единицу гражданского общества. Только такая личность может взять на себя ответственность за будущее страны и народа.
План Путина предусматривает прорывную политику в области образования, инициирует самые разнообразные меры по его поддержке. В рамках национального проекта «Образование» уже проведена масштабная интернетизация школ, обеспечение школ новым учебным оборудованием, поддержка классных руководителей, поставка в сельские школы новых автобусов, материальное поощрение лучших вузов страны, внедряющих инновационные образовательные программы и проводящих на своей базе научные исследования, организованы новые учебные центры в воинских частях, позволяющие военнослужащим не прерывать своего образования в связи с выполнением своих обязанностей. Впрочем, это только начало большого пути по становлению отвечающей современным требованиям системы образования.
Важнейший приоритет Плана Путина – сохранение доступности образования для всех слоев населения. Все, кто желает получать качественное, в том числе высшее, образование, должны и будут его получать. Различие в уровне доходов семей ни в коем случае не должно приводить к различию в уровне образования.
Не приведет ли введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат и магистратура) к фактическому введению всеобщего платного высшего образования?
НЕТ, НЕ ПРИВЕДЕТ. И бакалавриат, и магистратура непременно сохранят бюджетные места. Зато для каждого студента значительно расширятся возможности для выбора будущей профессии, а диплом о высшем образовании будет официально признаваем на международном уровне.

Источник: План Путина: словарь политических терминов

ОБРАЗОВАНИЕ
процесс и результат усвоения человеком общего и специализированного социального опыта, систематизированных знаний, умений, а также общественных норм и ценностей; одно из важнейших средств социального регулирования, консолидации и воспроизводства общества и повышения уровня его адаптивных возможностей в постоянно меняющихся исторических условиях.
В процессе образования происходит инкультурация и социализация личности, освоение человеком определенной функциональной роли в общественном разделении труда. Основным путем получения образования является обучение в различных учебных заведениях.
Различают общее и специальное образование.
Общее образование направлено преимущественно на инкультурацию личности, оно формирует духовный облик человека, закладывает в его сознание поведенческие стереотипы и культурные образцы, дает знания, необходимые каждому независимо от выбранной профессии.
Специальное образование вводит человека в действующую систему разделения труда, дает знания и навыки продуктивной деятельности (в т. ч. творческой инновативной) в узкоспециальной сфере.
Понятие образования появляется на рубеже XVIII–XIX вв. В отличие от просветительских моделей воспитания, инспирированных трудами Дж. Локка, идея образования не исчерпывается сообщением человеку определенной суммы сведений, изменением его мнения и выведением (education) из некого предварительного, некультурного состояния. Гете, Песталоцци и неогуманисты рассматривали образование как общий духовный процесс формирования человека, в противоположность воспитательной технике просветителей.
Образование уже не является чемто внешним для человека, чем следует овладеть и поставить себе на службу. Человек с самого рождения оказывается на пути образования, потому что образование становится его существом.
Кристаллизация понятия образования произошла в недрах немецкой мысли. Уже у Гердера это слово обозначало «возрастание к гуманности». И. Кант понимал образование как некий специфически человеческий способ преобразования природных задатков. Развивать свои способности необходимо, чтобы стать полезным звеном мира — в этом состоит долг человека перед самим собой и всем человечеством.
Образование, по В. фон Гумбольдту, выступает как смысл человеческой истории. В процессе образования, идущем с начала существования человечества, реализуется самость человека, его человечность, т. е. «гуманность».
Цель образования — целостный человек, реализовавший всю сумму потенций человека, ставший господином своей судьбы. Образованный человек — это человек, возросший до своей эпохи, интегрировавший все достижения прошлого. Образование, таким образом, не следует внеположенным принципам совершенства, но берет начало «в опыте и чувстве совокупно духовного и чувственного стремления» и потому постоянно пребывает в состоянии продолжения и развития.
Образование, по Гегелю, есть выход индивидуальности за пределы непосредственно данного, сглаживание ее особенностей и поднятие единичности до уровня всеобщности, чтобы она смогла воспринимать природные вещи в их свободе и существенности без субъективного интереса и впредь могла сообразовываться с ними в своих поступках.
Образование, по Гегелю, это не только образование себя, но и образование действительности. Образование переводит мысленную всеобщность в действительность, с его помощью индивидуальность отрешается от своей самости и сообразуется с развивающейся субстанцией мирового духа, претворяя ее в действительность.
Дискуссия о том, какое образование полезнее для общества: общее, обеспечивающее максимальное освоение культурного и духовного опыта, или узкоспециальное, подразумевающее высокую компетентность в той или иной отрасли, возможно, в ущерб широкому интеллектуальному и культурному кругозору, ведется уже не одно столетие.
Очевидно, однако, что и духовное, и материальное содержание образования зависит от наиболее насущных нужд общества в то или иное время. В 1930-е гг., в условиях разворачивающейся модернизации советского общества, как никогда требовалось большое количество технически грамотных кадров. Тогда, помимо подготовки специалистов в вузах и средне-специальных учебных заведениях, была введена обязательная техническая учеба на заводах и фабриках без отрыва от производства. Вели их опытные инженеры, часто выписанные из-за границы. В эпоху первых пятилеток было обучено грамоте 80 млн безграмотных крестьян. На нужды образования тратилось до 15% бюджета. В результате отсталая аграрная страна в короткое время превратилась в мощную индустриальную державу. За 10 довоенных лет в стране было построено 9000 заводов, промышленное производство росло темпами, до сих пор не превзойденными ни одной страной мира.
Впоследствии американские специалисты посчитали одной из главных причин победы СССР в космосе именно всеобщую техническую грамотность русских, после чего в США стала внедряться аналогичная советской система подготовки кадров.
В условиях глобализации, когда все конкурируют со всеми на едином мировом рынке труда, образование остается важнейшим фактором экономического роста и успешной конкурентной борьбы как для индивидуумов, так и для компаний и государств. По словам директора отдела разработок компании Microsoft Н. Михруорлда, в обществе, где правит знание, отношение лучшего к среднему уже не 1 к 2, как это было раньше, а 1 к 100 или даже 1 к 1000. А глава той же компании Б. Гейтс утверждает, что если бы из Microsoft ушли 20 ключевых сотрудников, компания бы просто разорилась.
Крупные корпорации не жалеют денег на образование для своих сотрудников. Специалисты Motorola подсчитали, что каждый доллар, вложенный в образование, приносит 33 доллара прибыли. Это понимают и лидеры многих государств. Еще в 1993 г., избираясь на свой первый срок, будущий президент США Билл Клинтон сказал, выступая перед уволенными после закрытия фабрики рабочими: «Никто: ни я, ни кто-либо другой не способен открыть эту фабрику и вернуть вас на рабочие места. В современном мире капитал течет туда, где дешевая рабочая сила. А это не здесь. Поэтому мы должны развивать другие мускулы, которые у нас в голове. Вся Америка должна снова пойти в школу».
Траты США на образование сопоставимы со всем госбюджетом России. В то же время США зарабатывают до 12 млрд долларов в год на образовании иностранных студентов, прививая им американские ценности. СССР так же обучал иностранных студентов, но сегодня их становится все меньше и меньше.
Российская молодежь сама уезжает учиться за границу. Преподаватели и ученые покидают вузы (за время реформ утечка мозгов составила более 3 млн чел.). В России на нужды образования сейчас тратится всего 5% бюджета (277,94 млрд руб. из 5463,5 млрд руб., составляющих расходную часть в бюджете-2007). В Японии, Сингапуре и Южной Корее — от 10% до 15%. В большинстве стран Европы — от 6% до 12%.
Для России, которая является самой холодной страной мира, страной с дорогой рабочей силой, находящейся вдали от морских магистралей, единственным шансом на выживание являются инновации в области высоких технологий, которые, в свою очередь, невозможны без образования.
Вкладывание денег в образование — это вкладывание денег в будущее страны. В 1990-е гг. образование превратилось в отрасль, финансируемую по остаточному принципу. Не имея возможности прожить на зарплату в 5–10 долларов, школьные учителя и вузовские преподаватели в массовом порядке уезжали за границу, уходили в мелкий и средний бизнес и другие отрасли. Наводнившие страну зарубежные фонды, в т. ч. небезызвестный Фонд Сороса, фактически посадили на денежную «иглу» как Министерство образования, так и отдельные институты. Написанные на западные гранты образовательные программы для российских школ и вузов были тенденциозны, искажали реальные факты в пропагандистских целях.
Удручающее положение дел в сфере образования не могло более оставаться без внимания власти. С начала 2000-х гг. начали приниматься неотложные меры по повышению качества и доступности образования. Президент В. Путин не раз заявлял, что во избежание утраты российским образованием своих преимуществ и для усиления его инновационности необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. В 2005 г. эта задача была включена в программу приоритетных национальных проектов.
Национальный проект «Образование» предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб.
на каждый), двух бизнес-школ (в т. ч. Высшая школа менеджмента в СанктПетербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей и преподавателей вузов, а также талантливых учеников, студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих, решение проблемы с учебными пособиями, транспортом для сельских школ.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
89.15 кб

Политические партии начала ХХ века в борьбе за Нижегородское образование

Полякова Екатерина Сергеевна
В статье раскрывается характер политической борьбы в системе народного образования Нижегородского края в начале ХХ в.
Читать PDF
987.13 кб

Высшее образование как потенциал мягкой власти государства

Панова Елена Павловна
В статье рассматривается проблема влияния высшего образования на международные политические процессы. В основе работы исследования американского ученого Дж.
Читать PDF
125.21 кб

Политическое образование как средство влияния на процессы рекрутирования политической элиты

Гынгазов Роман Павлович
В статье делается акцент на то, что политическое образование опосредованным образом, при помощи социальных институтов, ценностного поля, влияет на модели рекрутирования политических элит, консервацию / трансформацию существующих в
Читать PDF
244.56 кб

Образование Иркутского регионального отделения российской ассоциации политической науки

Зуляр Ю. А.
Читать PDF
68.10 кб

Образование взрослых как фактор гармонизации межнациональных отношений (культурологический аспект)

Добринская Е. И.
Читать PDF
247.49 кб

Саудовская Аравия: власть, социальная трансформация, образование

Косач Григорий
Читать PDF
96.82 кб

Иноязычное профессиональное образование учителя культурологии: цели и содержание

Тынник Галина Николаевна
Читать PDF
203.49 кб

Третий Международный научный конгресс «Наука, искусство, образование в III тысячелетии»

Милованова М. В., Стрельникова Е. С.
Читать PDF
132.38 кб

Политическое образование и проблемы становления демократии в России

Белых Евгений Леонидович
Автор анализирует основные концептуальные модели демократии. Исследует особенности демократических процессов современной России. Формирует предложения по совершенствованию механизмов демократии в РФ.
Читать PDF
128.67 кб

Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы

Статья представляет собой краткий отчет о работе всероссийской научной конференции "Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы ", прошедшей на факультете политологии Санкт-Петербургского государственного у
Читать PDF
123.58 кб

Образование правительства Х. Карзая и печать Афганистана

Эзатуллах Хусайни
В статье проводится анализ материалов печати и других СМИ, посвященных политике Х. Карзая, выявляются факторы влияния на СМИ. Рассмотрены такие вопросы, как формирование портрета Х.
Читать PDF
177.83 кб

Образование ОАЭ и особенности формирования международных отношений страны с государствами Африки

Воронков Александр Константинович
В статье рассматриваются образование ОАЭ как федеративного государства и особенности формирования международных отношений ОАЭ с африканскими странами.
Читать PDF
181.93 кб

Ноосферное образование и его информатизация

Коротенков Ю. Г.
Korotenkov, Y.G. Noosphereic education and its informational development. The article discusses the role of information technology in the development of noospheric education in today's Russia.
Читать PDF
668.50 кб

Математическое образование, тестирование, единый государственный экзамен

Новиков А. И.
Читать PDF
0.00 байт

Образование взрослых в хорватской постсоциалистической образовательной политике

Жиляк Тихомир
Автор анализирует состояние образования взрослых в рамках образовательной политики в Республике Хорватия и приходит к заключению, что после 1990 года новые цели хорватской образовательной политики меняются параллельно с целями на

Похожие термины:

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    (Municipal locality, Муниципалдык билим) – городское, сельское поселен6ие, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляе
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

    процесс и результат усвоения систематизированных политических знаний, приобретение навыков участия в политической жизни.
  • Дистантное образование

    (Distance learning, Дистанттык билим бер==)использование телекоммуникационных и компьютерных технологий в образовании. Это также подход к образованию, при котором обучаемый основную часть учебного време
  • Образование на Юге России

    система образовательных учреждений и органов управления, входящая в целостное единство образовательного пространства России, отражающая социально-эконом. особенности и историко-культ. традиции
  • Школьное образование

    Исследование стратегий родителей в отношении образования детей, обоснований сделанного выбора и ресурсов, которые родители могут и предполагают затратить (или уже вкладывают) в обучение, в совре
  • народное образование

    Bildungswesen. (State) Education Н.о. в Германии находится в компетенции федеральных земель. Согласно Договору между землями ФРГ о стандартизации в области школьного образования (1964, в редакции от 14.10.1971) школьно
  • Право на образование

    предоставлено всем гражданам СССР статьей 121 Сталинской Конституции: «Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образовани
  • Народное образование в СССР

    Воспитание детей, организуемое Советским государством, начинается уже в детских садах, сеть которых в СССР из года в год растет. Общее образование дети получают в начальных (4 класса), неполных сред
  • Высшее образование в СССР

    подготовка специалистов по всем отраслям науки, техники и искусства (инженеров, врачей, агрономов, учителей, музыкантов и т. п.). Высшее образование в СССР обеспечивается бесплатностью обучения и с
  • Договор об образовании СССР

    юридически закрепил объединение 4 республик - РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР - в одно союзное государство (Союз ССР). Принят 29.12.1922 конференцией полномочных делегаций республик, а 30 декабря того же года ут
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВА В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

    переход прав и обязанностей по международному договору от государства‑предшественника. Если после отделения любой части территории государства это государство продолжает существовать, то любо
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

    обладает определенной спецификой. Находясь долгие годы под колониальным господством, зависимые территории не участвовали в заключении международных соглашений. Венская конвенция о правопреемс
  • СИМВОЛИКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

    sysmbols of municipal constituency) - в соответствии с федеральным законом муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, со
  • Болонская конвенция по высшему образованию

    подписана в г. Болонья (Италия) в 1999 представителями 29 европейских стран. Россия присоединилась к ней в 2003. Конвенция призвана унифицировать качество образования в Европе и создать единое образова
  • ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    the head of municipal constituency). В России ныне уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельн
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

    ЮНЕСКО) - United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESСO) межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Существует с 1946 с целью содействия миру и международной безопасности путем
  • УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    charter of municipal constituency). - Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются. 1) границы и состав территории муниципального образования; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению му
  • НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    1) в широком смысле любая территориальная единица в государстве (республика, область, округ, район, поселок, село и др.), отличающаяся особым национальным составом населения, соответствующими особе
  • ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

    policy in the sphere of education) -государственный курс и система многоплановых мер государства по повышению и поддержанию высокого образовательного уровня населения как важнейшего условия социального, научн
  • РЕФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    еще одна из демократических реформ, проводимых в Российской Федерации после окончательной победы демократии над тоталитаризмом советского строя. По словам реформаторов данная реформа заключает