мировоззренческая концепция, ориентированная на нейтральность оценок и характеристик в познании явлений действительности.
Объективизм
Объективизм
Источник: Политико-терминологический словарь
Объективизм
присущий буржуазной науке и пропаганде прием мнимой беспристрастности в объяснении событий, явлений, прежде всего общественной жизни. Под флагом объективности буржуазные апологеты призывают отказаться от классовой, партийной, а значит, и научной оценки явлений, событий, общественных идей, теорий. Буржуазный объективизм — это сознательное извращение и затушевывание в интересах империалистов объективных закономерностей общественного развития, попытка оторвать от революционной, классовой борьбы науку, культуру, просвещение. Марксизм-ленинизм противопоставляет буржуазному объективизму партийность идеологии, учит подходить к оценке всех явлений и событий общественной жизни с классовой точки зрения.
Источник: Политология: понятия и дефиниции
ОБЪЕКТИВИЗМ
подход к явлениям общественной жизни, ограничивающийся пассивной регистрацией событий, констатированием их необходимости и ведущий к оправданию существующего. Сторонники О. ориентируют в познании общественных явлений на социально-политическую «нейтральность», внеклассовую позицию, утверждая, что научность несовместима с партийностью. Марксизм-ленинизм, отвергая О., показывает связь познания с интересами классов и социальных групп. В.И. Ленин подчеркивал, что марксист «последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость».
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Объективизм
мировоззренческая позиция в теории и политической практике, ориентирующаяся на нейтральность в политике в оценке и характеристике изучаемых явлений общественной жизни, а также в формулировании мировоззренческих выводов из данных естественных, гуманитарных (социальных, политических, философских) наук. Объективизм пытается абстрагироваться от того, что деятельность людей: групп, политических партий, классов, государств, хотя и детерминируется на этапе практики целями, но последние, в свою очередь, материально и социально обусловлены реальным положением этих субъектов в системе общественных отношений. У субъектов познавательной и политически-практической деятельности могут быть как совпадающие, так и противоречащие друг другу интересы, цели и стремления, ибо они материально и социально обусловлены их различным реальным положением в системе социально-политических отношений.
Объективизм выступает под маской объективности и пытается воздерживаться от социально-критических оценок, суждений и политических выводов, касающихся рассматриваемых явлений. Таким образом, в познавательном процессе он стремится оторваться от реальной ткани общественных отношений, живые участники которых различны в социально-классовом отношении и. следовательно, имеют противоречащие друг другу цели, интересы и позиции, поэтому объективизм, претендующий на нейтральность оценок тех или иных политических процессов и явлений, на деле оказывается одной из утонченных форм мимикрии - маскировки реальных политических, социальных, классовых и групповых интересов субъектов общественных отношений. Поскольку мировоззренческая позиция и реальные интересы присутствуют в политических отношениях и в их познании, то объективизм оказывается нередко tía позиции не объективности, требующей вскрытия объективной истины, а на позиции субъективизма - личного, группового, политического, классового: полная объективность учитывает в открываемой истине не только объективность ее содержания, но и субъективную форму, в силу чего на единстве абсолютного и относительного моментов содержания знания (на объективной истинной основе) сказывается и мировоззренческая, классовая и политическая позиция субъектов познания и политической практики. Например, в настоящее время, анализ реального процесса социально-политических и экономических преобразований в отдельных государствах (странах арабского Востока в 2011-2012 годах) и в мире в целом требует исследования и учета деятельности всех субъектов этого процесса с учетом движущих сил как заинтересованных в качественном изменении общества, так и тех, которые образуют механизм торможения этого в целом прогрессивного процесса политического освобождения народов и государств.
Конечно, и в реализации объективного подхода к политической и социальной реальности, и в оценке достижений наук, и, прежде всего, политической науки, могут быть и имели место отступления от требовании познания объективной истины. В этом, очевидно, повинны те исследователи, которые пренебрегли принципами научности, объективности в исследовании политических процессов. В современной политологии и социологии объективизм проявляется в форме техницизма в первую очередь. Он присутствует в технократических теориях, абсолютизирующих роль техники и вещественных элементов в социально-политической жизни и отмечается тенденцией к сведению активных действий исторических субъектов к противоречиям и недостаткам научно-технической и технологической революции в мире, влияющих на экономические и социально-политические отношения. Разумеется, было бы неправильно, критикуя объективизм, видеть в позициях политологов, социологов, экономистов, философов, придерживающихся этой концепции, лишь одно стремление исказить истину, хотя такая позиция иногда тоже имеет место. В реальной действительности многие исследователи в форме объективизма стремятся отразить действительно объективность познания. Работы таких исследователей открывают объективную истину и выступают как прикладные дисциплины для упорядочения и совершенствования определенной области социально-политических отношений в сферах экономики, политики, культуры, сферах социального и межнационального общения.
Объективизм выступает под маской объективности и пытается воздерживаться от социально-критических оценок, суждений и политических выводов, касающихся рассматриваемых явлений. Таким образом, в познавательном процессе он стремится оторваться от реальной ткани общественных отношений, живые участники которых различны в социально-классовом отношении и. следовательно, имеют противоречащие друг другу цели, интересы и позиции, поэтому объективизм, претендующий на нейтральность оценок тех или иных политических процессов и явлений, на деле оказывается одной из утонченных форм мимикрии - маскировки реальных политических, социальных, классовых и групповых интересов субъектов общественных отношений. Поскольку мировоззренческая позиция и реальные интересы присутствуют в политических отношениях и в их познании, то объективизм оказывается нередко tía позиции не объективности, требующей вскрытия объективной истины, а на позиции субъективизма - личного, группового, политического, классового: полная объективность учитывает в открываемой истине не только объективность ее содержания, но и субъективную форму, в силу чего на единстве абсолютного и относительного моментов содержания знания (на объективной истинной основе) сказывается и мировоззренческая, классовая и политическая позиция субъектов познания и политической практики. Например, в настоящее время, анализ реального процесса социально-политических и экономических преобразований в отдельных государствах (странах арабского Востока в 2011-2012 годах) и в мире в целом требует исследования и учета деятельности всех субъектов этого процесса с учетом движущих сил как заинтересованных в качественном изменении общества, так и тех, которые образуют механизм торможения этого в целом прогрессивного процесса политического освобождения народов и государств.
Конечно, и в реализации объективного подхода к политической и социальной реальности, и в оценке достижений наук, и, прежде всего, политической науки, могут быть и имели место отступления от требовании познания объективной истины. В этом, очевидно, повинны те исследователи, которые пренебрегли принципами научности, объективности в исследовании политических процессов. В современной политологии и социологии объективизм проявляется в форме техницизма в первую очередь. Он присутствует в технократических теориях, абсолютизирующих роль техники и вещественных элементов в социально-политической жизни и отмечается тенденцией к сведению активных действий исторических субъектов к противоречиям и недостаткам научно-технической и технологической революции в мире, влияющих на экономические и социально-политические отношения. Разумеется, было бы неправильно, критикуя объективизм, видеть в позициях политологов, социологов, экономистов, философов, придерживающихся этой концепции, лишь одно стремление исказить истину, хотя такая позиция иногда тоже имеет место. В реальной действительности многие исследователи в форме объективизма стремятся отразить действительно объективность познания. Работы таких исследователей открывают объективную истину и выступают как прикладные дисциплины для упорядочения и совершенствования определенной области социально-политических отношений в сферах экономики, политики, культуры, сферах социального и межнационального общения.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013