НОВЫЕ РУССКИЕ
"Новые русские"
разбогатевшие в результате «перестройки» и «курса реформ» представители компрадорской буржуазии, коррумпированного чиновничества и криминалитета.
«Новые русские»
условное название физических лиц (не всегда русских по национальности), приватизировавших преимущественно незаконным путем собственность в особо крупных размерах. Основу «новых русских» составляют криминально ориентированные олигархи и коррумпированные чиновники.
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
новые русские
Neue Russen. New Russians Понятие для обозначения нового социального слоя, появившегося в России в конце перестройки (впервые термин был употреблен в журнале «Огонек», 04.03.1992), на фоне распада СССР и становления рыночной экономики, группа средних и крупных высокодоходных предпринимателей и крупного менеджмента. Образовано по аналогии с лат. homo novus и франц. nouveau riche [нуво риш], «новый богатый» – человек, разбогатевший подозрительно быстро; в России xIx в. слово «нувориш» означало отчасти то же, что и Н.р. Н.р. сочетают черты обывателя, имеющего вкус к хорошей жизни, ценящего благосостояние, уют и удобства, традиционного русского разбойника, вольного казака, золотодобытчика, сорящего шальными деньгами, внезапно разбогатевшего купца, пришедшего в кураж от свалившихся денег, но также охотно жертвующего на церковь и дела благотворительности, и энтузиаста «дела». Субкультура Н.р. формировалась в отторжении и противостоянии как традиционным, так и советским ценностям («совок»), ориентирована на западные стандарты потребления и модели образа жизни, легко ассимилировала технические новшества и новые удобства. Н.р. – образец крайнего индивидуализма, демонстративно вызывающего поведения и потребления; пример эффективного вхождения в новую экономическую и социальную реальность. В постсоциалистических странах, где также писали о «новых украинцах», казахах, болгарах и др., число внезапно разбогатевших людей варьируется от 1 до 5–10 % населения. В 2000е гг. понятие Н.р. используется редко и постепенно выходит из употребления.
НОВЫЕ РУССКИЕ
Термин заимствован из западной прессы, в которую попал из книги журналиста и кинорежиссера Х. Смита «New Russians». В российских СМИ впервые применен газетой «Комерсант» в 1992 г.
1. В широком смысле — все богатые, живущие в России, сделавшие состояние в ранний период современной России.
«Новые русские» по-американски — это «кожанка» и автомобиль second hand. Судя по опубликованному вчера в журнале Newsweek исследованию, американцы пытаются понять, что представляют собой «новые русские». По мнению же Ъ, опубликованное исследование свидетельствует о том, что с настоящими «new russians» в Америке пока, к сожалению, знакомы мало. Взяв за основу русскую народную мудрость «встречают по одежке», авторы начали свое исследование с гардероба «новых русских». По наблюдениям журнала, наиболее состоятельные представители «нового класса» предпочитают итальянскую обувь, клубные пиджаки и костюмы от Hugo Boss и Giorgio Armani. Однако все эти вещи «зачастую поддельные», и носят их «новые русские» «зачастую неуместно».
(«Коммерсантъ-Dail» (Москва). 13.02.1993).
2. Лубочный персонаж. Малообразованный человек, непонятно как сделавший себе богатство на волне российских реформ. Неотъемлемые атрибуты — Мерседес, толстая золотая цепь на шее, малиновый пиджак, жена-фотомодель. Персонаж многочисленных анекдотов.
3ачастую «новые русские» — это воры, бандиты, убийцы… Как сказал А. И. Солженицын: «…При зверском цинизме уголовных банд цена человеческой жизни упала до нуля. Уголовный мир торжествует в России от самого начала «великих «реформ».
(«Ветеран» (Москва). 14.01.2003).
Мой персонаж по имени Влас — новый русский. Он наполовину бандит, наполовину бизнесмен.
(«Золотое кольцо» (Ярославль). 30.05.2003).
3. В узком смысле — социальный слой живущего в России населения, характеризующийся высокой материальной обеспеченностью, образованностью, особым менталитетом и стилем жизни (в противоположность значению 2).
Случаи, когда богатые и жадные новые русские смогли превратиться в цивилизованных людей, редки. Но есть: некоторые уже вышли из тени и с гордостью объявляют о своих миллиардных доходах. Сюда можно отнести и Алекперова, и Потанина, и Гуцериева. Десять лет назад, 7 сентября 1992 года, газета «Коммерсантъ» ввела в российский обиход термин «new Russians» для обозначения формирующейся элиты российского общества «с новым менталитетом и стилем жизни». Довольно быстро это выражение обрусело, а его значение конкретизировалось: «новыми русскими» стали называть наглых дельцов и бандитов в малиновых пиджаках и с золотыми цепями.
(«Коммерсантъ-Власть» (Москва). 02.09.2002).
1. В широком смысле — все богатые, живущие в России, сделавшие состояние в ранний период современной России.
«Новые русские» по-американски — это «кожанка» и автомобиль second hand. Судя по опубликованному вчера в журнале Newsweek исследованию, американцы пытаются понять, что представляют собой «новые русские». По мнению же Ъ, опубликованное исследование свидетельствует о том, что с настоящими «new russians» в Америке пока, к сожалению, знакомы мало. Взяв за основу русскую народную мудрость «встречают по одежке», авторы начали свое исследование с гардероба «новых русских». По наблюдениям журнала, наиболее состоятельные представители «нового класса» предпочитают итальянскую обувь, клубные пиджаки и костюмы от Hugo Boss и Giorgio Armani. Однако все эти вещи «зачастую поддельные», и носят их «новые русские» «зачастую неуместно».
(«Коммерсантъ-Dail» (Москва). 13.02.1993).
2. Лубочный персонаж. Малообразованный человек, непонятно как сделавший себе богатство на волне российских реформ. Неотъемлемые атрибуты — Мерседес, толстая золотая цепь на шее, малиновый пиджак, жена-фотомодель. Персонаж многочисленных анекдотов.
3ачастую «новые русские» — это воры, бандиты, убийцы… Как сказал А. И. Солженицын: «…При зверском цинизме уголовных банд цена человеческой жизни упала до нуля. Уголовный мир торжествует в России от самого начала «великих «реформ».
(«Ветеран» (Москва). 14.01.2003).
Мой персонаж по имени Влас — новый русский. Он наполовину бандит, наполовину бизнесмен.
(«Золотое кольцо» (Ярославль). 30.05.2003).
3. В узком смысле — социальный слой живущего в России населения, характеризующийся высокой материальной обеспеченностью, образованностью, особым менталитетом и стилем жизни (в противоположность значению 2).
Случаи, когда богатые и жадные новые русские смогли превратиться в цивилизованных людей, редки. Но есть: некоторые уже вышли из тени и с гордостью объявляют о своих миллиардных доходах. Сюда можно отнести и Алекперова, и Потанина, и Гуцериева. Десять лет назад, 7 сентября 1992 года, газета «Коммерсантъ» ввела в российский обиход термин «new Russians» для обозначения формирующейся элиты российского общества «с новым менталитетом и стилем жизни». Довольно быстро это выражение обрусело, а его значение конкретизировалось: «новыми русскими» стали называть наглых дельцов и бандитов в малиновых пиджаках и с золотыми цепями.
(«Коммерсантъ-Власть» (Москва). 02.09.2002).
Источник: Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов
НОВЫЕ РУССКИЕ
бытовавшее в 1990-е гг. определение для формирующейся бизнес-элиты, квази-класса со своим специфическим языком, привычками, этикой, способом выстраивания межличностных взаимоотношений.
Словосочетание вошло в обиход после опубликованного 7 сентября 1992 г. в еженедельнике «Коммерсантъ» социологического портрета своих читателей, относившего их к «опережающей группе российского общества», «представители которого характеризуются одновременно высокой материальной обеспеченностью, образованностью, новым менталитетом и, как следствие, новым стилем жизни».
Термин «new russians» позаимствован из американского журнала Newsweek (по др. данным он являлся калькой с французского «nouveau russ» — каламбурного варианта «нувориша»). Однако «элитным» обозначением элиты он пробыл недолго: в скором времени ему была придана ироническая окраска. «Новые русские» на шестисотых «Мерседесах», в малиновых двубортных пиджаках и с золотыми цепями на шеях стали главными персонажами классовых анекдотов 1990-х гг. А сам термин стал в большей степени относиться к представителям «нового» криминалитета (в отличие от «воров в законе»).
В наиболее широком понимании «новые русские» представляют собой социальную группу, получившую капиталы и власть не благодаря собственному труду и профессионализму, а благодаря тому, что они оказались «в нужное время в нужном месте», а именно во время крушения СССР и в пространстве близости к власти, либо полного безвластия. Отсюда установка по отношению ко всему на свете, как у временщиков, например, к деньгам — «легко пришло, легко уйдет», тотальная социальная безответственность, расточительство, показное потребление, культ удачи, жизнь одним днем.
Ценностная система «новых русских» также предполагает убежденность во вседозволенности («деньги везде пробьют мне дорогу»), сибаритство, низкий уровень трудовой этики, пренебрежение к образованию, эгоизм, антипатриотизм и высокую форму классовой и национальной нетерпимости (скрытая или откровенная русофобия), в связи с чем очевидно, что популярные среди этой общности идеи «либерализма и демократии», «защиты прав человека» лишь предмет политической демагогии во имя защиты своих узкоклассовых интересов.
«Новыми русскими» были подвергнуты обструкции все виды ценностей, которые достижимы путем использования общественно-одобряемых средств, в т. ч. научные звания («пусть очкарики на меня работают»), военные награды («сколько стоит медалька?»), благотворительность («я тут вам не благотворительное общество»), честность («кто честный, тот лох»), упорный труд («работает только лох»). Успех измеряется ими лишь количеством денег и демонстративной роскошью, «понтами».
Для «новых русских» характерен также религиозный эклектизм, предполагающий отказ как от любой традиционной религиозности, так и от советского атеизма в пользу причудливой смеси формального христианства с паранаучным (биоэнергетика, торсионные поля и проч.) и парарелигиозным мировоззрением (астрология, оккультизм, младостарчество).
Эстетические пристрастия «новых русских» располагаются в узкой нише между площадностью (попса и шансон) и т. н. гламуром (показное роскошество, светскость, тусовка).
Как социальная группа «новые русские» в основном исчезли к концу 1990-х гг.
Словосочетание вошло в обиход после опубликованного 7 сентября 1992 г. в еженедельнике «Коммерсантъ» социологического портрета своих читателей, относившего их к «опережающей группе российского общества», «представители которого характеризуются одновременно высокой материальной обеспеченностью, образованностью, новым менталитетом и, как следствие, новым стилем жизни».
Термин «new russians» позаимствован из американского журнала Newsweek (по др. данным он являлся калькой с французского «nouveau russ» — каламбурного варианта «нувориша»). Однако «элитным» обозначением элиты он пробыл недолго: в скором времени ему была придана ироническая окраска. «Новые русские» на шестисотых «Мерседесах», в малиновых двубортных пиджаках и с золотыми цепями на шеях стали главными персонажами классовых анекдотов 1990-х гг. А сам термин стал в большей степени относиться к представителям «нового» криминалитета (в отличие от «воров в законе»).
В наиболее широком понимании «новые русские» представляют собой социальную группу, получившую капиталы и власть не благодаря собственному труду и профессионализму, а благодаря тому, что они оказались «в нужное время в нужном месте», а именно во время крушения СССР и в пространстве близости к власти, либо полного безвластия. Отсюда установка по отношению ко всему на свете, как у временщиков, например, к деньгам — «легко пришло, легко уйдет», тотальная социальная безответственность, расточительство, показное потребление, культ удачи, жизнь одним днем.
Ценностная система «новых русских» также предполагает убежденность во вседозволенности («деньги везде пробьют мне дорогу»), сибаритство, низкий уровень трудовой этики, пренебрежение к образованию, эгоизм, антипатриотизм и высокую форму классовой и национальной нетерпимости (скрытая или откровенная русофобия), в связи с чем очевидно, что популярные среди этой общности идеи «либерализма и демократии», «защиты прав человека» лишь предмет политической демагогии во имя защиты своих узкоклассовых интересов.
«Новыми русскими» были подвергнуты обструкции все виды ценностей, которые достижимы путем использования общественно-одобряемых средств, в т. ч. научные звания («пусть очкарики на меня работают»), военные награды («сколько стоит медалька?»), благотворительность («я тут вам не благотворительное общество»), честность («кто честный, тот лох»), упорный труд («работает только лох»). Успех измеряется ими лишь количеством денег и демонстративной роскошью, «понтами».
Для «новых русских» характерен также религиозный эклектизм, предполагающий отказ как от любой традиционной религиозности, так и от советского атеизма в пользу причудливой смеси формального христианства с паранаучным (биоэнергетика, торсионные поля и проч.) и парарелигиозным мировоззрением (астрология, оккультизм, младостарчество).
Эстетические пристрастия «новых русских» располагаются в узкой нише между площадностью (попса и шансон) и т. н. гламуром (показное роскошество, светскость, тусовка).
Как социальная группа «новые русские» в основном исчезли к концу 1990-х гг.