Новгородцев, Павел Иванович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович
1866-1924) — русский философ, правовед, социолог, представитель либеральной теории в политической мысли. С 1904 г. — член «Союза освобождения», один из учредителей партии кадетов. Депутат I Государственной Думы, после ее роспуска был арестован. После Февральской революции 1917 г. выступил с критикой Временного правительства. В 1918 г. стал одним из организаторов политической оппозиции. С 1921 г. — в эмиграции. Основал Русский юридический факультет в Праге и Религиозно-философское общество им. В. Соловьева. Разрабатывал концепцию правового государства, создатель «философии легального деспотизма», суть которой заключалась в идее связанности государства правом, понимаемым как воплощение нравственности, стоящей над государством. Основные работы: «Кризис современного правосознания» (1909); «Об общественном идеале» (1917).

Источник: Новейший политологический словарь

Новгородцев, Павел Иванович

(1866-1924)

российский правовед, философ, социолог, глава школы «возрожденного естественного права» в России. Профессор Московского университета (1904-06), ректор Высшего коммерческого института (1906-18). Член партии кадетов (с 1905) и ее ЦК (1917). С 1920 в эмиграции, с 1921 в Праге, где основал и возглавлял Русский юридический факультет при Пражском университете. Главные труды: «Введение в философию права»; «Кризис современного правосознания» (1909); «Об общественном идеале» (1917).

Новгородцев обосновывал подчиненность государства праву, выводимого из идеи должного, существующей в нравственном сознании человека. Связанность государства правом, понимаемым как воплощение нравственности, стоящей над государством, - одно из важнейших положений философии права Новгородцева, выдвинутое им в противовес позитивистскому пониманию права как свода норм, указаний и предписаний, воспроизводимых государством. Эту позицию ученый называл «философией легального деспотизма». Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связующего государство. Новгородцев тем самым как бы ограничивал его власть, предоставляя широкую свободу индивиду. Развивая эту идею, Новгородцев подчеркивал, что в основе правопорядка лежат, прежде всего, нравственные начала, таким образом, именно нравственность являлась началом, связующим государство. Однако появившиеся в то время настроения разочарования относительно правового государства, которые философ усматривал в произведениях Брайса, Острогорского, Принса и других, а также широко распространившиеся на этой почве идеи социализма и анархизма побудили его заняться феноменом, который он называл «кризисом правосознания». Суть этого кризиса Новгородцев сформулировал как крушение «идеи земного рая». Стремление найти лучшую форму общественно-политического устройства, обеспечивающую человеку все блага и разрешающую все противоречия, он считал утопией. Крушение веры в правовое государство — это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая приводит людей к высшему и последнему пределу истории. Поэтому переживаемый кризис — это кризис старых понятий, старой веры; кризис, обусловленный неправильной постановкой проблемы: те или иные формы человеческой жизни (и в особенности политические) рассматривались не как средство, а как цель. В действительности цель несводима к каким-то отдельным общественно-политическим формам, ибо понятие, содержание личности, из которых он исходил, значительно шире той или иной области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, так и индивидуальные начала, выводил Новгородцев свою трактовку общественного идеала. Для русского философа был неприемлем как «абсолютный индивидуализм, провозглашающий личное сознание началом и концом нравственных стремлений», а на самом деле обезличивающий и опустошающий человека, так и абсолютный коллективизм, утверждающий общество в качестве бога для человека. Именно поэтому общественный идеал виделся Новгородцевым в виде «принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы», или «свободного универсализма», в котором воплощаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и всеобщность их объединения». Но этот общественный идеал находит свое выражение не в каких-то конкретных воплощениях, а в бесконечном развитии и нравственном совершенствовании человека и общества.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович
1866—1924) — выдающийся рус. философ, правовед, историк права, один из наиболее видных представителей рус. либерализма. Н. родился в 1866 г. в Бахмуте (ныне г. Артемовск), после окончания Московского ун-та несколько лет провел за границей, где окончательно сформировались его взгляды. Вернувшись на родину, Н. в 1897 г. защитил диссертацию «Историческая школа юристов» и получил степень магистра государства и права, а спустя пять лет ему была присуждена степень доктора государства и права за диссертацию «Кант и Гегель в их учениях о государстве и праве». Научной и педагогической деятельности Н. (а он преподавал в Москвоском ун-те и на высших женских курсах) сопутствовало активное участие в политической жизни. Н. — один из членов-учредителей партии «народной свободы», член ее ЦК, член I Государственной Думы. В первом российском парламенте Н. должен был выступать докладчиком по законопроекту о неприкосновенности прав личности. Но буквально накануне доклада Дума была распущена. Реакцией на это событие было подписание Н. "Выборского манифеста" после чего последовали санкции — арест, Таганская тюрьма, лишение избирательного права. К революции I 91 7 г. и к большевизму у Н., впрочем как и у большинства российских либералов, отношение было резко отрицательное, видимо поэтому в 1920 г. он перебрался в Симферополь, а уже год спустя в Прагу. Оказавшись вновь за границей, Н. не прекращает своей активной деятельности. В 1921 г. в Берлине выходит третье издание его труда «Об общественном идеале», в 1922 г. Н. становится одним из основателей юридического факультета Карлова ун-та. В эмиграции Н. становится одним из лидеров национального движения, его талант, авторитет и энергия способствовали притоку в это движение молодежи. Будучи приверженцем идеи правового государства, Н. боролся с позитивистскими трактовками права (утверждавшими право производным от государства), обосновывал подчиненность государства праву, выводимого из идеи должного, существующей в сознании человека. Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связывающего государство, Н., тем самым, как бы ограничивал власть государства, предоставляя широкую свободу индивиду. Развивая эту идею, Н. подчеркивал, что в основе правопорядка лежат прежде всего нравственные начала, т. о., именно нравственность оказывалась, в его понимании, началом, связующим государстве. Однако, появившиеся в то время настроения разочарования в идее правового государства, которые Н. усматривал в произведениях Брайса, Острогорского, Принса и др., а также широко распространившиеся на этой почве идеи социализма и анархизма, побудили его заняться феноменом, который он называл «кризисом правосознания». Суть этого кризиса Н. сформулировал как крушение «идеи земного рая». Стремление найти всеобщую лучшую форму общественно-политического устройства, обеспечивающую человеку асе блага и разрешающую асе противоречия — утопия, считал рус. философ. Крушение веры в правовое государство — это крушение утопии о высшей истерической форме человеческого общежития, которая приводит людей к высшему и последнему пределу истории. Поэтому переживаемый кризис — ничто иное как кризис старых понятий, старой веры, кризис, обусловленный неправильной постановкой проблемы: те или иные формы человеческой жизни (в особенности политические) рассматривались не как средство, а как цель. В действительности же, по мнению Н., цель не сводима к каким-то отдельным общественно-политическим формам, ибо понятие, внутренний мир личности, из которых он исходил, значительно шире той или иной области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, так и индивидуальные начала, выводил Н. свою трактовку общественного идеала. Для рус. философа был неприемлем как «абсолютный индивидуализм, провозглашающий личное сознание началом и концом нравственных стремлений», а на самом деле обезличивающий и опустошающий личность, так и абсолютный коллективизм, утверждающий общество в виде бога для человека. Именно поэтому общественный идеал представлялся Н. в виде «принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы» или «свободного универсализма», в котором воплощаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и всеобщность их объединения». Но этот общественный идеал находит свое выражение не в каких-то конкретных воплощениях, а в бесконечном развитии и нравственном совершенствовании человека и общества. В некрологе П. Милюков, высоко ценивший Н., писал: «В истории русской общественности Новгородцев останется одним из самых крупных представителей русского либерализма, в его беспримесном виде».
Литература: Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учении о праве и государстве. М., 1901; Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989; Власть и право. Л.. 1990; Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в философии права (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. М., 1903; Новгородцев П. И. Государство и право // Вопросы философии и психологии, 1904, №№ 74, 75; Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. М., 1909; Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1917; Поляков А. В. К критике методологических основ школы «возрожденного естественного права» (П. И. Новгородцев)//Вестник ЛГУ, Сер. 6, 1986, Выл. 2.

Источник: Толковый политический словарь

Новгородцев Павел Иванович

(28 февраля 1866, Бахмут Екатеринославской губернии, – 23 апреля 1924, Прага). Родился в семье харьковского 2-й гильдии купца. Окончил в 1884 с золотой медалью Екатеринославскую гимназию и юридический факультет Московского университета (1888) и был оставлен для приготовления к профессорскому званию по кафедре философии и права. Более 4 лет с перерывами слушал лекции в Берлине и Париже. С 1896 приват-доцент Московского университета. В 1897 защитил диссертацию на степень магистра, в 1902 – на степень доктора государственного права. В 1902 составитель и участник сборника "Проблемы идеализма". В 1903 ординарный профессор Московского университета. С 1904 член Совета "Союза Освобождения", член-учредитель кадетской партии, кооптирован в состав ЦК в 1906. Депутат 1-й Государственной Думы (от Екатеринославской губернии). Подписал Выборгское воззвание, призывавшее к гражданскому неповиновению, осужден на 3 месяца тюрьмы, лишен права занимать должности в общественных организациях. Избран директором Московских высших коммерческих курсов (с 1907 – Коммерческий институт), профессор этого института. В годы первой мировой войны товарищ председателя Экономического совета при Главном комитете Всероссийского союза городов. Принадлежал к правому крылу кадетской партии. Сторонник монархии. Вокруг Новгородцева как ученого и его идей сложилась школа философии права и социальных философов; его учениками были И.А.Ильин, Б.П. Вышеславцев и другие; идеи Новгородцева разрабатывались С.Л. Франком и другими. Главный труд Новгородцева – первый том задуманной им трилогии "Об общественном идеале" (М., 1917) - посвящен анализу идей К. Маркса и его последователей; Новгородцев доказывал наличие в марксизме двух абсолютно несовместимых комплексов идей – основанного на научном анализе эволюционного учения об обществе и псевдорелигиозного революционного учения.
После Февральской революции 1917, которую Новгородцев встретил с тревогой, на 8-м съезде партии (май) вновь избран членом ЦК. Поддержал П.Н. Милюкова в том, что единственный "путь отрезвления – физическая сила"; выражал надежду, что к осознанию этого придут и министры-социалисты: "они быстро учатся", начинают "понимать элементарные истины". Предлагал припугнуть социалистов уходом кадетов из правительства (Думова Н.Г., Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988., с. 173). В июле настаивал на твердости и неуступчивости по отношению к социалистам, пользуясь готовностью А.Ф.Керенского принять любые условия Партии Народной Свободы. На 9-м съезде партии (июль) заявил, что кадеты никогда не вступят в кабинет, проводящий социалистический курс; по его словам, будущее России зависит от того, удастся ли "сдержать" социалистов и создать правительство, основанное на "подлинно национальной программе" (там же, с. 183). В августе на заседании кадетского ЦК заявил: "Воевать с врагом нельзя, не уничтожив Советов РД. Страна ждет власти и порядка. Надо покончить с большевистской революцией! Тут предлагалось ждать и попробовать коалиции. Но нельзя, нельзя больше длить теперешнее гнилое положение. Все равно – дело идет на разрыв!" (Думова Н.Г., Кончилось ваше время. М., 1990., с. 234).
Вспоминая о настроениях Новгородцева в период между двумя революциями, И.А. Ильин писал: "В эти тягостные постыдные месяцы 17-го года он был весь – зоркость, тревога, отвращение. Он один из первых понял обреченность этого безмолвия, этой сентиментальности, этого сочетания интернационального авантюризма с исторической мечтательностью... Он понимал всю радикальность необходимых средств..." (см.: Соболев А.В., На путях к правовому государству, П.И. Новгородцев, "Новый мир", 1991, № 12, с. 205).
После Октябрьской революции избран по списку кадетов в Учредительное Собрание (от Москвы). 15 ноября на заседании московской Городской думы выступил за то, чтобы Временное правительство просуществовало до Учредительного Собрания, "конечно, не для великих задач спасения родины, но для исполнения текущих дел, которые на нем лежат, и для борьбы с незаконной властью" – "только дотянуть страну до Учредительного Собрания" (Мельгунов С., Как большевики захватили власть, Париж, 1984, с. 267). 28ноября в день, назначенный Временным правительством для открытия Учредительного Собрания, участник антибольшевистской демонстрации, затем товарищ председателя частного совещания членов Учредительного Собрания, на котором вместе с Ф.И. Родичевым предложил считать арест членов Собрания "преступным посягательством на Учредительное Собрание" ("Революция 1917", т. 6, с. 225). В декабре на 3-м Московском областном съезде кадетов сделал доклад по тактическим вопросам. Один из авторов подготовленного в Москве философско-публицистического сборника "Из глубины" (М. – П., 1918; был запрещен; издан в СССР в 1991), явившегося прямым преемником сборника "Вехи". Активный деятель "Правого центра", организованного на базе Совета общественных деятелей, Торгово-Промышленного союза, кадетской партии, Всероссийского союза земельных собственников и монархических групп. Возглавлял весной – летом 1918 московскую кадетскую организацию. 21 июня кадеты вышли из "Правого центра". Один из руководителей "Национального центра".
В октябре 1918 уехал на Юг. Сотрудничал с А.И. Деникиным со второй половины 1919, оставался в Крыму при П.Н. Врангеле. В июне 1920 писал из Крыма за границу Н.И. Астрову, что кадеты "вместе с Деникиным неумолимым историческим роком выброшены из политической борьбы" и он не видит условий, при которых они "могут вернуться в ближайшем будущем к активной политической роли". Эта роль, отмечал он, по праву принадлежит теперь бюрократам старой закалки, и вот почему: "Большевики победили кадетов своим умением властвовать... и способностью осуществлять свои мысли. Этот дар власти... они взяли из той школы суровой партийной дисциплины, ... которую они все прошли и которая подобрала у них особый отбор людей с особым закалом воли... И естественно, что... на смену кадетам должны были придти люди, выросшие также в атмосфере служебной дисциплины государственного служения, практического дела" (Думова Н.Г., Кадетская контрреволюция и ее разгром (октябрь 1917-1920 гг.), М., 1982., с. 340).
После разгрома Врангеля (1920) – в эмиграции. В 1922 один из инициаторов создания и руководитель Русского юридического института (факультета) в Праге.
Сочинения: Кризис современного правосознания, М., 1909; Политические идеалы древнего и нового мира, в. 1 -2, М., 1910-13; Об общественном идеале, в. 1, Берлин, 1921.
M.E. Голостенов.

Источник: Словарь: политические деятели России, 1917 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
73.60 кб

Павел Иванович Новгородцев (1866-1924)