НЕОМАРКСИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Неомарксизм
осовремененный вариант марксизма, который отрицает принцип детерминизма, примат экономики над другими сферами жизни и особую роль пролетариата.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

НЕОМАРКСИЗМ
течение общественно-политической мысли (30- 70-е гг. XX в.). Термин "Н". обозначает совокупность марксистских и марксистски ориентированных течений, характеризующихся как критическим отношением к капитализму, так и к "реальному социализму". Наиболее известные представители Н.: Ч.РМиллс, И.Валлерстайн, ГМаркузе, Э.Фромм, В.Райх, Ю.Хабермас, Н.Пулантзас,

Источник: Политология: Словарь-справочник

НЕОМАРКСИЗМ
греч. neos — новый и нем. Marxismus — по имени К. Маркса) — спектр идеологических течений, основой которых являются теоретические положения марксизма (от леволиберальных до леворадикальных модификаций). К основным направлениям неомарксизма относят его неогегельянскую версию (К. Корш и Д. Лукач), франкфуртскую школу (Т. Адорно, М. Хоркхаймер), фрейдомарксизм (Э. Фромм, Г. Маркузе), экзистенциальный марксизм (Ж.-П. Сартр), феноменологический марксизм (Э. Пачи), структуралистский марксизм (М. Годелье, Н. Пуланцас), антипозитивистский неомарксизм (Ч.Р. Миллс, А. Гоулднер).

Источник: Новейший политологический словарь

Неомарксизм
(neomarxism) – одна из ведущих школ в современных международных отношениях. Неомарксисты подчеркивают экономическое неравенство в современном мире и расслоение населения по экономическому параметру, происходящее не по линиям национальных границ, а главным образом по осям «север – юг», «центр – полупериферия – периферия». Развитие неомарксизм получил в западном марксизме, затем проник и в СССР.
Сторонники неомарксизма представляют мир в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Неомарксисты вводят в тезаурус международных отношений понятия «мир-система» и «мир-экономика». Понятие «мир-экономика» отражает самую обширную систему взаимодействия международных акторов, ведущую роль в которой играют экономически наиболее сильные. Основные черты «мир – экономики» – это всемирная организация производства; усиливающаяся координация производственных комплексов; интернационализация капиталов и уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов. Как утверждают неомарксисты, государства, которые ранее защищали себя от внешних потрясений, сегодня превращаются в агентов, передающих национальным экономикам требования «мир – экономики» с целью адаптации к условиям конкуренции на мировом рынке. При этом указанные процессы, как и соответствующие структуры, являются результатом деятельности людей, продуктом истории. Но существуют и процессы, противоположные глобализации, – диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и иных организаций и структур, поиски путей развития. По мнению представителей неомарксизма, радикально-либеральная идеология стремится завуалировать эти процессы. Она внушает людям, что альтернативы глобализации нет, что в основе наблюдающихся на мировой арене жесткой конкуренции, дерегламентации взаимодействий и эгоизма лежит экономическая логика. Наиболее крупные представители неомарксизма: И. Валлерстайн, Д. Кокс, С. Амин.

Источник: Политика. Основные понятия справочник словарь.

Неомарксизм
собирательное наименование ряда течений западной социально-политической мысли, в той или иной мере опирающихся на теоретическое наследие Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), и интерпретирующих его в русле новых идейно-политических позиций - неогегельянства, экзистенциализма, неофрейдизма, структурализма, философии жизни и герменевтики и т. д. (герменевтика - греч. - толкование, объяснение предыдущих, в том числе древних текстов, в данном случае - социально-политического характера).
Эти течения объединяются термином «неомарксизм», благодаря скорее внешним признакам, чем общностью методологических посылок или содержательных научных выводов. Среди таких признаков, во-первых, фокусирование исследований на специфике общественных (в основном экономических и социально-политических) процессов на Западе, проводимых в контексте критического анализа политического освобождения, в поисках форм и методов политического освобождения, соответствующих реальностям Западной Европы, США и других развитых стран, выявление причин его слабости и путей её реализации в политической практике. Исторически этот ракурс был задан невозможностью повторить опыт России в октябре 1917 года в конце XX века, а тем более в начале XXI столетия. Во-вторых, это размежевание, а затем и социальное противопоставление «западного» и «вое-точного» марксизма, т.е. неомарксизм из догматизированного и вульгаризованного революционного учения конца XIX века, превратился в известной мере в достаточно творческое учение.
Глубинная логика исторического развития неомарксизма определяется поисками ответа: каким образом марксизм (или другая политическая теория) может быть одновременно концепцией действия революционного субъекта и концепцией эволюции и функционирования объективных общественных структур? По выражению К.Корша, одного из признанных родоначальников неомарксизма, это проблема стыковки «объективной» и «субъективной» формул в объяснении исторического процесса, восходящая к самому К.Марксу, к противоречию между предисловием «К критике политической экономии» и «Манифестом Коммунистической партии» (совместная работа К.Маркса и Ф.Энгельса, написанная по заданию Союза коммунистов). По существу вся история неомарксизма может быть изложена как последовательность колебаний между этими формулами, амплитуда которых зависела как от поворотов реальном политической истории, так и от идейного наследства, доставшегося последующему этапу неомарксизма от предыдущего.
В начале 20-х годов XX века образование и развитие неомарксизма проходит под знаком доминирования той версии гегельянского марксизма, которая связана с именами К.Корша и Д.Лукача. Нестыковка «объективной» и «субъективной» формул преодолевается здесь тем путем, что общество фетишизируется, изображается тотальностью, сторонами которой выступает общественное бытие и общественное сознание - фетишистское сознание (фетиш: фр. fetiche - волшебство). Здесь принято выделять:
- Субъект общественной, социально-политической деятельности - это личность, которая наделена сверхъестественной магической силой, личность - с особыми харизматическими свойствами.
- Предмет слепого поклонения сеть не просто отражение бытия, но существенный момент и участник реального хода истории. Пролетариат, преодолевающий фетишистское сознание и становящийся во всеобщее отношение к тотальности (Д.Лукач), превращается в субъект исторического процесса и социально-политического освобождения. В центре внимания этой версии неомарксизма оказывается социальный и философский анализ политических и духовных предпосылок реализации пролетариатом своей исторической миссии и «объективной истинной» истории.
В 30—40-с гг. XX века на первый план выдвигается другая версия гегельянизированного марксизма, связанная с Франкфуртской школой. ЕС теоретики (М.Хоркхаймер, Т.Адорно) ставят под сомнение и потенциальную способность пролетариата обрести критическое, нефетишистское сознание и то, что объективное положение этого класса закономерно ведет к преодолению отчуждения (по К.Марксу) работника от результатов его труда. Критический анализ форм буржуазной культуры, которая в рамках общества тотальности усваивается рабочим классом, показывает, что их общим знаменателем выступают отчуждение и политическое господство. Сам разум инструментален по своей природе, превращая все, на что он направлен, в средство и предмет овладения. Поэтому он в сущности своей репрессивен по отношению к человеку, его индивидуальности и свободе (об этом писал еще Томас Гоббс). Господство, воля к власти оборачиваются не факторами внешнего принуждения человека, а глубинной структурой его сознания. Коренная проблема - уже не отчуждение, а то, что у человека нечего отчуждать и то, что он не способен к политической свободе. В 50-60-с годы на авансцену политических исследований выходят различные течения «индивидуалистического марксизма»: фрейдомарксизм (Э.Фромм. Г.Маркузе), экзистенционалистский марксизм (М.Мерло-Понти, Ж.П.Сартр), феноменологический марксизм (Э.Пачи, П.Пиччоне). Их сверхзадача определялась стремлением разомкнуть круг господства, очерченный теоретиками Франкфуртской школы, выявить потенциал освобождения человека, который предполагалось найти в глубинных пластах субъективности индивида, не испытавших обезличивающего влияния социальности или обладающих иммунитетом против неё. Но если политическая и экономическая свобода - это не определенная форма субъективно-объективных отношений, а нечто имманентное субъекту (имманентный: лат. immanens - свойственный, присущий, проистекающий из природы индивида или явления, по Шуппе и Ремке), то в каких объективных структурах она может реализоваться? Возможна ли вообще не репрессивная по отношению к индивидуальной свободе объективность? Та социально-политическая позиция, которая вытекает из основных течений «индивидуалистического марксизма» - это постоянное «нет» объективности, перманентное (перманентный: лат. permanens, permanentis - постоянный, непрерывный) отрицание и бунт как единственно адекватные способы существования и удержания свободы. Этими гранями некоторые течения «индивидуалистического марксизма» входят в соприкосновение и даже подпитывают политическую культуру и политическую практику «новых левых», возникшую в конце 60-х п. XX века. С середины 60-х годов XX века широкое распространение получает структуралистский марксизм (Л.Альтюссер, М.Годельс).
В англоязычных странах (США. Англия и др.) неомарксизм развивается преимущественно в виде особой тенденции в областях социологии, политологии и политэкономии, имевшей выраженную антипозитивную направленность. (И.Р.Миллс. А.Гоулднер. II.Баран. И.Суизи и др.).
В течение своей долгой истории неомарксизм распространялся преимущественно в кругах левой и леволиберальной интеллигенции. Его выход на реальную политику имел место, но не столь значительное, на что рассчитывали его идеологи.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
365.30 кб

Неомарксизм: возможности и результаты применения в политологии

Жуковский Александр Г Еоргиевич
Cтатья посвящена анализу неомарксизма как одного из ключевых методологических направлений политологических исследований. Исторические события века минувшего и наступившего актуализировали творческое наследие К.
Читать PDF
260.99 кб

Неомарксизм и трансформационно-ценностные перспективы левого идейно-политического дискурса в глобали

Зинченко Виктор Викторович
Проанализирована история и современность левого движения.
Читать PDF
199.85 кб

Неомарксизм на фоне марксизма (Орлов В. В. , Васильева Т. С. Философия экономики. – Пермь, 2003)

Баранов В. Е.
Читать PDF
91.10 кб

Актуальность марксизма в современном мире: неомарксизм Ф. Джеймисона

Назарова Оксана Юрьевна
Статья посвящена неомарксистской проблематике философской системы видного американского теоретика Фредрика Джеймисона.
Читать PDF
423.90 кб

Постмодернистский неомарксизм Фредрика Джеймисона

Евгения Александровна Вахрушева
В статье предпринята попытка обозначить контуры политической философии Фредрика Джеймисона.
Читать PDF
192.22 кб

Концепция повседневности в неомарксизме А. Лефевра

Шихардин Николай Владимирович
Читать PDF
154.30 кб

Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера

Раевский Павел Эдуардович
Читать PDF
1.06 мб

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИКИ НЕОМАРКСИЗМА И ПОСТМОДЕРНА

Газнюк Лидия Михайловна
В статье анализируются различные варианты реализации диалектики как опосредования, трансформации, поиска будущего.
Читать PDF
362.89 кб

Литература как предмет анализа во французском неомарксизме

Шихардин Николай Владимирович
Произведения крупнейших писателей ХХ века: Ф. Кафки, Б. Брехта и других стали объектом анализа таких представителей неомарксизма, как Р. Гароди, Л. Гольдман, Л.
Читать PDF
155.88 кб

Диалектика отрицательности в неомарксизме

Дудник Сергей Иванович
Статья посвящена одному из главных принципов марксизма. Диалектика отрицательности играет ключевую роль в понимании человеческой истории и в социальных науках.
Читать PDF
380.12 кб

Неомарксистский поиск революции и ее агентов

Михайловский Вадим Сергеевич
Цель статьи исследование неомарксистского подхода к социальной трансформации и выявление неомарксистских субъектов революционного действия.
Читать PDF
872.79 кб

Проблема дифференциации образования и его социальных функций в неомарксистских концепциях

Рысакова П.И.
Данная статья посвящена анализу основных положений неомарксистского подхода одного из классических макро-социологических подходов в современной социологии образования.
Читать PDF
265.14 кб

Общество потребления и реклама как условия объективации человека: неомарксистское понимание проблемы

Хренков Вадим Владимирович
Статья посвящена анализу сквозь призму идей одного из неомарксистских направлений -отчужденного положения современного человека в условиях его существования в обществе потребления и роли рекламы в детерминировании индивидов.
Читать PDF
250.48 кб

Контргегемония антонио Грамши как неотьемлемая часть неомарксистской политической теории

Мармазова О.И., Мармазова Т.Р.
В статье рассмотрены последствия влияния «теории гегемонии» марксиста Антонио Грамши на современную политическую теорию.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие рациональности в веберовской и неомарксистской традициях

Сапонов Д.И.
Рассматриваются две интерпретации рациональности модерна. Утверждается, что антипозитивизм приводит Г.