одно из обстоятельств, исключающих преступность деяния, нарушающего международное право. В соответствии со ст. 25 Статей об ответственности государств за международнопротивоправные деяния (приложение к резолюции Генеральной Ассамблеи A/RES/56/83 от 12 декабря 2001 г.) государство может ссылаться на состояние необходимости только в том случае, если:
а) это деяние является единственным для государства путем защиты существенного интереса от большой и неминуемой опасности; б) это деяние не наносит серьезного ущерба существенному интересу государства или государств, в отношении которых существует данное обязательство, или международного сообщества в целом; в) данное международно-правовое обязательство не исключает возможность ссылки на состояние необходимости; г) это государство само не способствовало возникновению состояния необходимости.
Обычно-правовой характер этого правила подтверждается ссылками различных международных судов и трибуналов на возможность использования необходимости как основания, исключающего противоправность деяния. В частности, это было признано Международным судом ООН в решении от 25 сентября 1997 г. по делу о проекте ГабчиковоНадьмарош (Венгрия против Словакии) и в Консультативном заключении от 9 июля 2004 г. о правомерности возведения стены на оккупированной Палестинской территории, а также Международным трибуналом по морскому праву в решении от 1 июля 1999 г. по делу «Сайга» (№ 2) (Сент-Винсент и Гренадины против Гвинеи).
Н. следует отличать от двух других оснований, исключающих преступность деяния, а именно: форс-мажора и бедствия. Форс-мажор предполагает совершение действий, носящих недобровольный, вынужденный характер. Ссылка на бедствие может использоваться в случае, если у исполнителя данного деяния не было иного разумного способа спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему других лиц.
80.07 кб
Необходимость и возможность теории мироустройства XXI В.
В статье рассматриваются процесс и результат становления политологической концепции справедливого мироустройства XXI в.