Некоммерческие организации

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Некоммерческие организации
юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Некоммерческие организации
(Noncommercial organizations, Коммерциялык эмес уюм) - организации, которым закон запрещает распределение прибыли между отдельными лицами.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Некоммерческие организации
В последнее время в СМИ активно обсуждается проект закона о некоммерческих организациях. Одни эксперты высказывают опасения, что в случае его принятия многие из этих структур не смогут оказывать помощь социально незащищенным группам населения, в частности, инвалидам, т. к. лишатся финансовой поддержки из-за рубежа. Другие выражают надежду, что благодаря новому закону будет легче бороться с порабощающими людей сектами; с политическими организациями, находящимися на содержании у других стран и лоббирующими интересы этих стран в России, с экстремистскими организациями. В связи с этой дискуссией интересно выяснить, как некоммерческие организации воспринимаются общественным мнением, что россияне думают об их целях, взаимоотношениях с властью и источниках финансирования.
Выражение «некоммерческая организация» (НКО) еще не стало для россиян привычным и понятным. Только 13% опрошенных знают это понятие; 39% что-то о нем слышали, 43% впервые узнали в ходе опроса от интервьюера. Информированность об НКО лучше среди хорошо обеспеченных россиян, жителей мегаполисов, а также среди лиц с более высоким образованием. Так, знают это понятие от 4% респондентов с образованием ниже среднего до 24% с высшим и незаконченным высшим образованием; что-то слышали о нем от 26 до 47% в этих группах; доля не слышавших о нем ранее сокращается с 61% в первой группе до 26% среди наиболее образованных.
Мало что известно россиянам и о работе некоммерческих организаций. Лишь 3% респондентов лично сталкивались с их деятельностью, еще 9% определенно знают о работе НКО в своем регионе, 32% что-то слышали об этом, а каждый второй (51%) ничего не знает об их деятельности. По сравнению с 2004 г. число респондентов, которые «что-то слышали» о работе НКО, увеличилось на 10%; в свою очередь на 7% сократилась доля тех, кому об этом ничего не известно.
Россияне скорее согласны с суждениями, что работа НКО для большинства граждан незаметна и неважна (40% скорее согласны, 25% скорее нет); что эти организации защищают права граждан, способствуют проявлению общественной инициативы (+38%, –24%); содействуют решению социальных проблем и развитию социальной сферы (+38%, –26%, год назад с этим тезисом соглашалось большее число респондентов: +43%, –20%). Скорее не разделяют опрошенные точки зрения о том, что НКО осуществляют независимый общественный контроль над деятельностью государственных органов (+26%, –32%). Идеи, что эти структуры работают в интересах только их членов или руководителей, вызывают разноречивые оценки.
Некоммерческие организации должны направить свои усилия на охрану материнства, родительства и детства (считают 47% россиян); благоустройство жилья, дворов, улиц (31%); образовательные программы (30%); охрану здоровья и медицину (29%); помощь социально уязвимым слоям населения (29%). Реже респонденты отмечают среди желательных сфер деятельности НКО физкультуру и спорт (14%), охрану природы (12%), научные исследования (10%), культуру и искусство (10%). За прошедший год в общественном мнении возросла значимость таких направлений работы НКО, как охрана родительства и детства (на 7%), охрана здоровья и экология (на 4%), физкультура и спорт (на 8%). Таким образом, очевиден акцент на социальную составляющую работы «третьего сектора». В условиях, когда государство постепенно выходит из этой сферы, вполне логично, что наши сограждане хотели бы заполнения этого вакуума. Большинство (66%) считает нормальным и даже желательным сотрудничество общественных организаций с властью. Это мнение разделяет более половины респондентов во всех группах, выделенных по полу, возрасту, типу поселения, уровню образования, доходов. Полагают, что у власти и общественных организаций разные цели и задачи, и поэтому сотрудничать они не должны, 18% опрошенных. Еще 16% затрудняются высказаться по этому поводу. Среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга на нежелательность такого сотрудничества указывают 28%, в этой группе респондентов меньше затруднившихся с ответом — 4%.
Наиболее приемлемыми источниками финансовой поддержки общественных организаций респонденты считают российские власти (46%) и отечественный бизнес (37%). Реже в качестве таких источников отмечают международные организации, иностранные общественные организации и другие государства (12, 8 и 4%). Полагают, что некоммерческие организации должны рассчитывать только на себя, 14% опрошенных. Среди москвичей и петербуржцев больше, чем в среднем по стране, тех, кто главным источником финансирования общественных организаций хотел бы видеть российский бизнес (53%) и российские власти (51%), и меньше сторонников финансирования со стороны международных организаций (6%).
Таким образом, гражданское общество в России фрагментировано, неравномерно распределено по стране. Россиянам мало известно о работе НКО, лишь немногие непосредственно сталкивались с их деятельностью. Главным источником финансирования НКО респонденты считают государство, сотрудничество с властными институтами рассматривают как верный путь к решению задач НКО. Это свидетельствует как о наличии патерналистских настроений в обществе, так и о реальной значительной зависимости НКО от государства. Такое положение дел лишает граждан одного из важных стимулов участия в работе НКО — самодеятельности, которая оказывается ограниченной не только рамками закона, но и не преодоленной в должной мере «традицией» формировать гражданское общество «сверху».
В свою очередь пассивность граждан вынуждает государство проявлять инициативу, создавая все новые НКО, естественно, зависимые от своего основателя. Помимо государства российского инициаторами образования НКО могут выступать другие страны, чтобы лоббировать свои интересы, улучшать имидж своей страны в российском общественном мнении. Нередко основателями некоммерческих организаций становятся отдельные граждане России, однако и в этом случае нет никакой гарантии, что эти объединения действуют в интересах гражданского общества, а не только лишь самих учредителей организации.
В результате НКО не пользуются доверием россиян, а их влияние на общественную жизнь страны оценивается респондентами как крайне незначительное. Лишь 15% считают их влияние высоким, тогда как 72% — незначительным либо вовсе никаким. Что же может изменить ситуацию и побудить россиян к более активному участию в деятельности НКО? Главным стимулом является их уверенность в том, что эта деятельность будет результативной (49%). Немало респондентов исходят исключительно из личных прагматических соображений (возможность заработать, попасть «во власть», реализовать свой проект), хотя есть и те, кто готов участвовать в общественной жизни, в работе некоммерческих организаций из альтруистических соображений — стремясь помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию.
Е. Н. Кофанова

Источник: Словарь политических терминов.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
204.62 кб

Роль некоммерческих организаций в обществе

Руслан Магомедович Багандов
В статье рассматриваются роль некоммерческих организаций в обществе, сфера деятельности некоммерческих организаций и влияние их деятельности на жизнь граждан.
Читать PDF
126.14 кб

Человеческие ресурсы некоммерческих организаций

Шестак Е.А.
Читать PDF
404.10 кб

Взаимодействие вуза и некоммерческой организации

Чёрствая Ольга Евгеньевна
В статье показана актуальность проблемы взаимодействия вузов и некоммерческих организаций на современном этапе развития общества. Раскрыты направления данного взаимодействия.
Читать PDF
259.75 кб

Некоммерческие организации как социальный институт

Боронникова Елена Валерьевна, Кузнецова Лариса Архиповна
Читать PDF
266.43 кб

Педагогический потенциал некоммерческой организации

Черепанова Н. В.
Читать PDF
387.79 кб

Состояние и перспективы развития некоммерческих организаций

Фёдорова М. Н.
Читать PDF
224.51 кб

Добровольцы в государственных и некоммерческих организациях

Чирхарт Мэри
Добровольцы привлекаются для работы в государственных и некоммерческих организациях в США и других странах на протяжении многих лет.
Читать PDF
541.34 кб

Классификация некоммерческих неправительственных организаций

Мысин Сергей Васильевич
В статье автором проводится классификация некоммерческих неправительственных организаций по различным признакам, положенным в ее основу.
Читать PDF
891.13 кб

Организация рекламной деятельности некоммерческих организаций

Чиняева Эльмира Фуадовна
В статье рассмотрен вопрос о том, какая реклама является «социальной». А также каким образом организовать рекламную деятельность некоммерческих организаций, если для этого нет достаточного количества денежных средств.
Читать PDF
116.37 кб

Социальные технологии в деятельности некоммерческих организаций

Мардарь Ирина Бориславовна
В статье раскрывается понятие «социальная технология», дается ее характеристика и типология, анализируется использование социальных технологий в деятельности некоммерческих организаций на основе исследования, проведенного на Юге Р
Читать PDF
275.44 кб

Некоммерческие организации сферы здравоохранения Иркутской области

Сараев Владимир Григорьевич, Попов Петр Леонидович, Черенев Алексей Анатольевич
Актуальность. Выявление социально-экономических структур сибирских регионов, том числе в сфере здравоохранения необходимо для успешного управления их развитием.
Читать PDF
1.42 мб

Роль некоммерческих организаций в реализации социальных технологий

Сайганова Е.В., Дегтева А.С.
Читать PDF
767.79 кб

Роль некоммерческих организаций в повышении качества жизни населения

Минаева Татьяна А.
Во втором десятилетии XXI века произошли масштабные изменения, касающиеся деятельности некоммерческих организаций.
Читать PDF
1.93 мб

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Токсанбаева Майраш
Дети в трудной жизненной ситуации – одна из самых болезненных проблем российского общества. В ее решении активное участие принимают некоммерческие организации (НКО).
Читать PDF
80.41 кб

Некоторые аспекты деятельности Просемейных Некоммерческих организаций

Орешенкова Н. Э.