НЕЙТРАЛИЗМНЕЙТРАЛЬНЫЙ

НЕЙТРАЛИТЕТ

Найдено 13 определений термина НЕЙТРАЛИТЕТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Нейтралитет

невмешательство в отношения противоборствующих сторон, отказ принимать ту или иную позицию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: глоссарий по книге

НЕЙТРАЛИТЕТ

1.уклонение от вмешательства в коллизию или конфликт между двумя сторонами; 2. Политика и особый правовой статус государств, принципиально уклоняющегося от участия в войнах и в военно-политических союзах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

НЕЙТРАЛИТЕТ

лат. neutralis — не принадлежащий никому) — международно-правовой статус государства, предполагающий отказ от участия в вооруженных конфликтах, войнах, а также от вступления в военно-политические блоки и союзы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политологический словарь-справочник

НЕЙТРАЛИТЕТ

1) Невмешательство в чужой спор, в борьбу между двумя сторонами. 2) Политическое и правовое положение государства, не вмешивающегося в войну между двумя сторонами и сохраняющего с ними мирные отношения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

НЕЙТРАЛИТЕТ

(neutrality) Правовая позиция, согласно которой государство либо не участвует в войне, либо проводит политику неучастия в войне. Нейтрал вправе требовать уважения от воюющих сторон в ответ на его строгий нейтралитет.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Нейтралитет

нем. Neutralitat, от лат. neuter ни тот, ни другой)

1) неучастие в войне, уклонение от вмешательства в коллизию или конфликт между двумя сторонами;

2) политика и особый правовой статус государств, принципиально уклоняющего уклоняющегося от участия в войнах и в военно-политических союзах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Нейтралитет

невмешательство в чужие споры. В международном праве — невмешательство государства в войну между другими странами и сохранение с ними мирных отношений. Например, в соответствии с Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии это государство обязалось соблюдать постоянный нейтралитет, не вступать ни в какие военные союзы и не допускать создания на своей территории иностранных военных баз.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: понятия и дефиниции

НЕЙТРАЛИТЕТ

neutrality от лат. neutralis - не принадлежащий ни к тому, ни к другому) - 1) невмешательство в чужие споры, чужие дела, дистанцирование от политического противоборства; 2) международно-правовое положение государства, взявшего на себя обязательство в случае войны не принимать участия в ней на стороне той или иной из воюющих стран, а последние в свою очередь, обязуются не допускать агрессивных действий по отношению к нейтральному государству; в мирное время -отказ от участия в военных блоках.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

НЕЙТРАЛИТЕТ

лат. neuter ни тот, другой) - политика неучастия в мирное время - отказ от участия в военных союзах и блоках. Нейтральное государство имеет право на неприкосновенность его территории, граждан, участвующих в военных действиях. Существуют различные формы H. а) вооруженный (соблюдение Н. полной готовности к войне); б) виртуальный (соблюдение Н. в конкретной войне); в) позитивный (неучастие в военных союзах); г) постоянный (обязательства государства никогда не принимать участия в войне, кроме самообороны от агрессии, и не участвовать в Военных блоках).

Права и обязанности нейтральных государств, т.е. их правовой статус, регламентируются международным право-Нейтральными государствами являют Швеция (с 1814), Швейцария.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

НЕЙТРАЛИТЕТ

от лат. neutialis - не принадлежащий ни тому ни другому) - международно-правовой статус государства и соответствующая линия его внешней политики, согласно которым оно не входит ни в какие военно-политические блоки (союзы), а в случае войны между другими государствами не участвует в ней и не поддерживает ни одну из сторон.

Н. - один из важных путей обеспечения национально- государственных интересов соответствующих стран и их вклада в дело мира и международной безопасности. Он проявляется в различных формах, но особо следует выделить постоянный Н. отдельных стран, которого более или менее последовательно эти страны придерживаются десятилетиями и даже столетиями (напр., Швеция с 1814 г., Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г. и др.). Международно-правовой статус Н. закрепляют Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг., Женевская конвенция 1949 г. и др. документы, согласно которым нейтральные государства пользуются правом неприкосновенности их территории, имущества, граждан, правом защиты своего Н. силой оружия и т.д. Эти государства не должны оказывать помощь военным действиям какой-либо из воюющих сторон. Одной из коллективных форм своеобразного проведения политики Н. является международное движение неприсоединения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

НЕЙТРАЛИТЕТ

нем. Neutralitat; от лат. neuter ни тот, ни другой) - принцип внешнеполитической деятельности государства. Предполагающий его неучастие в вооруженных конфликтах, а в мирное время - отказ от участия в военных союзах и блоках. Данный принцип оформляется как особый правовой статус государства. Рассматривается как политика, т.е. целесообразная, сознательная деятельность высших лиц государства, осуществляющих от имени государственных органов и народов действия, направленные на стабилизацию мирных отношений, их развитие в сторону человечности, гуманистичности.

Различают следующие виды нейтралитета: 1. Постоянный, который оформляется в международном порядке (Швейцария, Австрия). 2. Договорный, представляющий собой соглашение, договор о применении принципа нейтралитета в отношениях между двумя или несколькими государствами. 3. Традиционный - принцип, соблюдаемый определенным государством в течение длительного времени его существования, развития, то есть ставший традицией. 4. Позитивный - принцип и политика отдельных государств, проводящих политику неприсоединения к военным блокам, союзам.

Устав ООН предусматривает норму, в соответствии с которой в случае нападения на нейтральное государство оно имеет право на индивидуальную защиту или коллективную самооборону.

Следует отметить, что принцип нейтралитета и его виды не остаются неизменными. Происшедший в мире процесс перехода от "биполярного" к "однополярному и многополярному" сотрудничеству, изменение геополитической обстановки, ее региональных составляющих и т. д., происходящая модернизация, реформирование государств и обществ, переход их на рельсы открытости, рынка и демократии автоматически не ведут к закреплению этого принципа во взаимоотношениях между государствами. Рост сепаратизма, национализма, локализма и т. п. способствует нарушению принципа нейтралитета.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

НЕЙТРАЛИТЕТ

от лат. neuter - ни тот, ни другой) - особый международно-правовой статус государства. В международном праве различаются Н. в военное время (эвентуальный) и Н. постоянный. Под эвентуальным Н. понимается заявление определенного государства в случае возникновения войны о неучастии его в этой войне ни на стороне к.-л. воюющего государства, ни самостоятельно. Эвентуальный Н. соблюдается только на случай данной войны и в принципе может быть отменен односторонним актом государства, заявившего о Н. Между народно-правовые нормы, касающиеся Н. в военное время, содержатся в 5-й и 13-й Гаагских конвенциях 1907, а также в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 и некоторых др. актах. В соответствии с этими документами территория нейтрального государства неприкосновенна и не может быть театром военных действий; воюющим сторонам запрещается проводить через нее войска, транспорты с оружием, др. военными материалами и т. п. На территории нейтрального государства запрещается создание в целях помощи воюющим сторонам военных формирований и учреждений для вербовки. Нейтральное государство вправе с помощью вооружен ной силы отражать покушение на его Н. Под нейтралитетом постоянным понимается международно-правовой статус государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, могущих возникнуть между др. государствами, не входить в военные союзы и блоки, не предоставлять свою территорию для иностранных войск и военных баз. Постоянный Н. может быть негарантированным или гарантированным к.-л. государствами (напр. великими державами). В настоящее время статус постоянно нейтрального государства имеют Швейцария (согласно решениям Венского конгресса 1814-15 я Парижскому акту относительно при знания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 (20) XI 1815), Австрия (в соответствии с Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии 1955 и Федеральным конституционным законом о нейтралитете Австрии от 26 Х 1955), Мальта (в соответствии с Декларацией правительства Республики Мальта относительно нейтралитета Мальты от 14.V 1981). Декларация о Н. Мальты принята к сведению в итоговом документе Мадридской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Политику Н. проводит Швеция. Однако положение о ее Н. не зафиксировано ни в конституционных актах страны, ни в к.-л. международном договоре. Поэтому можно говорить о традиционном Н. Швеции. В офиц. шведских заявлениях и внешнеполитических документах концепция Н. определяется как «политика свободы от союзов в мирное время, имеющая целью сохранение нейтралитета Швеции в случае воины». Суверенная воля страны, провоз гласившей Н., должна уважаться др. государствами. В международном праве существует также понятие невоюющего государства. Так, во время второй мировой войны ряд государств заявили о том, что они не будут соблюдать Н., но вместе с тем и не примут участия в военных действиях. Статус невоюющего государства не должен служить противоправным целям (помощи агрессору), т. к. это является нарушением принципов и норм международного права. Примером противоправной деятельности может служить позиция ряда стран во время второй мировой войны, которые, заявив, что они придерживаются статуса невоюющего государства, завуалировано, а подчас и открыто помогали державам «оси».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

НЕЙТРАЛИТЕТ

от лат. neuter, т. е. ни тот, ни другой) - политическое и юридическое положение государства, не принимающего участия в войне между другими государствами и не оказывающего военной помощи ни той, ни другой воюющей стороне. В качестве политического поведения, выражающегося в неучастии в войне и в поддержании мирных отношений с обеими воюющими сторонами, Н. известен и в древности и в средние века. Однако тогда практика Н. не получила сколько-нибудь широкого развития, поскольку не существовало всеобщих и регулярных политических и экономических связей между государствами.

Как более или менее сложившийся юридический институт, определяющий в полном объеме взаимные права и обязанности воюющих и не участвующих в войне государств, Н. развивается уже в новое время. В 17 в. самый термин "Н." прочно входит в международный обиход.

Содержание правил Н. изменялось в каждую историческую эпоху под влиянием экономических, социальных и политических условий данной эпохи и в частности характера войн. В период абсолютизма этот институт носил весьма заметную печать феодальных порядков и практики феодальных войн. Обязанности нейтрального государства ограничивались воздержанием от вооруженного участия в войне, но оно могло предоставлять свою территорию для прохода войск одного из воюющих, позволять воюющему производить на ней вербовку войск и т. д.

Напротив, в эпоху капитализма устанавливается взгляд, что Н. означает полное воздержание от какого бы то ни было содействия государству, ведущему войну, и строго беспристрастное отношение к обеим воюющим сторонам. Этот взгляд на протяжении 19 в. получает признание как в теории, так и на практике. Известный русский юрист-международник Ф. Ф. Мартенс писал: "В настоящее время Н. может быть только абсолютным. Те различия, которые и теперь еще допускаются некоторыми писателями, доказывающими, что Н. бывает "полный" и "неполный", "договорный" и "благожелательный", не имеют никакого значения".

Правила H., сложившиеся в практике войн 19 в. главным образом в виде обычаев, были кодифицированы на Гаагской конференции 1907 в двух конвенциях: 5-й - о правах и обязанностях держав и лиц в случае сухопутной войны и 13-й - о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, и затем дополнительно - в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 (не ратифицированной, но признававшейся на практике). В основных чертах они сводятся к следующему.

Территория нейтральных государств неприкосновенна. Воюющим запрещается проводить через нее войска и военные транспорты; в случае если войска воюющей стороны окажутся на территории нейтрального государства, последнее обязано их интернировать. Нейтральное государство обязано также не допускать на своей территории формирования военных отрядов в пользу воюющих. Оно не вправе производить снабжение воюющих оружием и военными материалами. Все запреты и ограничения нейтральное государство должно применять одинаково к обеим воюющим сторонам. Оно имеет право отражать покушение на его Н. вооруженной силой, и это не может рассматриваться как враждебное действие.

В случае морской войны в территориальных водах нейтрального государства запрещается производить военные действия, в т. ч. захват торговых судов, создавать в этих водах, а равно в портах и на рейдах нейтрального государства базы для военно-морских операций или средства связи для сообщения с воюющими. Нейтральное государство обязано не допускать снаряжения в пределах его юрисдикции судов, предназначенных для участия в военных действиях на стороне кого-либо из воюющих, и выхода таких судов в море. Военные суда воюющих могут проходить по территориальным водам нейтрального государства лишь при условии, если их пребывание в этих водах не превышает 24 часов и если одновременно в одном и том же месте находится не свыше 3 судов одного воюющего. Удлинение указанного срока допускается только по причине аварии или угрожающего состояния моря, но судно обязано покинуть нейтральные воды, как только причина задержки исчезнет. Приз может находиться в нейтральных водах лишь для производства ремонта и пополнения запасов, а затем должен выйти в море. В отношении морской торговли признается правило неприкосновенности нейтрального груза под неприятельским флагом и неприятельского груза под нейтральным флагом.

Что касается Н. в воздушной войне, то его правила не зафиксированы в международных конвенциях. Считается, что в данном случае должны применяться правила 5-й или 13-й Гаагской конвенции в зависимости от того, идет ли речь о самолетах или о гидросамолетах.

С наступлением войны государства, в ней не участвующие, обычно издают декларации о Н., хотя это и не считается обязательным.

В период империализма, когда войны порождаются борьбой капиталистических держав за передел мира, приобретают всемирные масштабы и ведутся крупными империалистическими коалициями, стремящимися любой ценой вовлечь в свою орбиту наибольшее число государств, все вышеуказанные правила систематически и грубо нарушаются империалистами. Во время первой мировой войны Германия вторглась на территорию нейтральных Бельгии и Люксембурга, топила торговые суда нейтральной (до 1917) Америки, поставила себе на службу торговлю ряда нейтральных стран Европы: Дании, Швеции, Норвегии и др. Державы Антанты высадили свои войска на территории нейтральной Греции и превратили ее в базу военных операций на Балканах. Ленин писал, что в этой "беспощадной империалистической войне... всемирные договоры и все законы о нейтральности попирались, попираются и будут попираться до тех пор, пока будет существовать капитализм".

После первой мировой войны - в связи с установлением коллективных военных и экономических санкций против агрессора по статуту Лиги наций (ст. 16) и запрещением агрессивной войны по Парижскому пакту 1928 - в доктрине международного права был поставлен вопрос о необходимости пересмотра классических принципов Н. В частности на 38-й конференции Ассоциации международного права в Будапеште в 1934 были приняты т. н. "Будапештские статьи толкования" Парижского пакта, согласно которым (ст. 4, п. "в") в случае нарушения пакта государства, не участвующие в войне, могут отказаться соблюдать в отношении агрессора обязанности, налагаемые Н. Однако предложения, выдвинутые в доктрине, не привели ни к каким практическим результатам, ибо капиталистические государства, даже не принадлежавшие к блоку фашистских агрессоров, отнюдь не стремились к действительной борьбе против агрессии и отнюдь не препятствовали развязыванию агрессорами новой войны. В этих условиях гитлеровская Германия всячески спекулировала на понятии Н., для того чтобы подорвать попытки создания коллективной безопасности.

Вскоре после начала войны гитлеровская Германия оккупировала целый ряд нейтральных стран Европы: Данию, Норвегию, Голландию, Бельгию и Люксембург. Она заставила своих европейских союзников и сателлитов фактически включиться в войну без формального объявления войны, чтобы они могли одновременно продолжать экономические и политические отношения с ее противниками. С этой целью указанные государства объявили себя не нейтральными, а "невоюющими". В начале войны (сентябрь 1939) "невоюющей" объявила себя Италия. После того как Италия (в июне 1940) вступила в войну, аналогичное заявление сделала Испания, ранее издавшая декларацию о Н. По сути дела это была особая форма военного союза с агрессором. Если Испания в отличие от Италии затем и не вступила открыто в войну, то в качестве "невоюющего государства" она оказывала Германии большую помощь, чем способна была бы оказать открытым участием в войне. Она предоставляла Германии свои военно-морские базы и порты, строила для нее военные суда, снабжала ее оружием и военными материалами (особенно важное значение имело снабжение вольфрамом), переправляла ей контрабандные товары и т. д. и даже посылала войска (под видом "добровольцев") на советско-германский фронт.

Некоторые другие страны, прежде всего Швеция и Турция, формально все время придерживавшиеся Н., также оказывали различного рода помощь Германии в явное нарушение Гаагских правил Н. Швеция разрешила транзит германских войск, перелет германских военных самолетов (под видом "почтовых"), постройку на своих верфях судов для военных нужд Германии и снабжение ее предметами военного значения. Еще более активную помощь Германии оказывала Турция, которая снабжала ее ценными видами сырья (в частности хромом), пропускала через черноморские проливы германские военные суда вопреки прямому запрещению по конвенции в Монтре и держала войска на границе с СССР, чтобы при подходящих обстоятельствах вступить в войну.

США, где к началу второй мировой войны действовал закон о Н. 1937, налагавший более строгие обязанности Н., чем Гаагские конвенции, впоследствии, еще до своего вступления в войну, отошли не только от этих обязательств, но и от гаагских правил Н. В ноябре 1939 в закон 1937 было внесено изменение, допускавшее вывоз оружия в воюющие страны на судах экспортера и за наличный расчет, что позволило Англии и Франции закупать в США оружие и военные материалы. В марте 1941 в США был издан закон о передаче взаймы или в аренду вооружения (см. Ленд-лаз), дававший президенту право разрешать поставку любых предметов обороны той стране, "оборона которой, по мнению президента, имеет жизненно важное значение для обороны США". Наконец, в ноябре 1941 было принято новое изменение закона о Н., разрешавшее американским торговым судам заходить в порты воюющих стран, а также вооружаться для борьбы с подводными лодками держав оси.

Позиция отказа от классических принципов Н., занятая США до их непосредственного вступления в войну, с точки зрения международного права была вполне обоснована как ввиду грубого нарушения прав нейтральных государств агрессивными державами, так и в силу принципов коллективной безопасности и взаимной помощи против агрессии. Однако это отнюдь не могло служить основанием для утверждений ряда американских юристов (Уильсон, Фенвик, Райт и др.), что Н. отходит в прошлое, что он теперь стал анахронизмом, что ему на смену приходит статус "невоюющей страны" и т. д., т. е. для отрицания Н. вообще, независимо от характера той войны, в которой он должен применяться. В действительности отступление от принципов Н. может быть правомерным только в случае несовместимости этих принципов с принципами коллективной безопасности против агрессии.

Советский Союз, проводя последовательную политику мира, пользовался институтом Н. в качестве средства укрепления как своей собственной безопасности, так и всеобщего мира. В 20-х и 30-х годах он заключил с целым рядом государств (Турцией, Ираном, Афганистаном, Финляндией, Польшей, Францией, Китаем, Германией и др. ) договоры о ненападении и Н., которые предусматривали обязательство каждой договаривающейся стороны соблюдать Н. в случае вооруженного конфликта другой стороны с какой-либо третьей державой. Эти договоры не только препятствовали попыткам капиталистических государств втянуть СССР в военные авантюры, но и содействовали всеобщему миру. В условиях отказа всех капиталистических держав от политики коллективной безопасности договоры о ненападении и Н., заключенные Советским Союзом, являлись тогда наиболее эффективным дипломатическим оружием охраны мира и безопасности. В период от начала второй мировой войны в Европе до вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Н., который соблюдал СССР в соответствии с советско-германским договором о ненападении 1939, был использован им для того, чтобы укрепить свою оборону и "преградить путь беспрепятственному продвижению немецкой агрессии на Восток" ("Фальсификаторы истории. Историческая справка"), что в значительной степени предопределило победу миролюбивых народов над агрессорами во второй мировой войне.

В настоящее время принципы и правила Н. должны быть согласованы с уставом ООН. В силу § 5 ст. 2 устава "все члены Организации Объединенных наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера". Эта общая обязанность исключает в случаях агрессии соблюдение правил Н. для членов ООН - так же, впрочем, как и для не членов ООН, поскольку в силу § 6 ст. 2 такая обязанность может быть возложена и на последних. Однако все это нисколько не означает упразднения Н. из международной жизни и международного права. Международные принудительные действия, согласно ст. 48 устава, могут быть предприняты только по решению Совета безопасности и, поскольку речь идет о военных действиях, - в соответствии с особыми соглашениями, предусмотренными в ст. 43. Но, не говоря уже о том, что такие соглашения до сего времени еще не заключены, на практике возможны такие случаи (о чем свидетельствует и опыт первых лет деятельности ООН), когда при возникновении вооруженного конфликта Совет безопасности окажется не в состоянии принять решение о санкциях и даже констатировать акт агрессии. В этих случаях каждое государство вправе занять позицию Н. в отношении участников конфликта, и тогда оно будет обязано соблюдать постановления Гаагских конвенций 1907 и другие общепризнанные правила Н. Таким образом наличие устава ООН, несомненно, ограничивает сферу применения Н., но отнюдь не исключает его существования как действующего института международного права.

От Н. в его обычном понимании, т. е. как института, применяемого во время войны, следует отличать т. н. постоянный нейтралитет (см.), как особый постоянный международный статус определенных государств (напр., Швейцарии).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Дипломатический словарь

Найдено схем по теме НЕЙТРАЛИТЕТ — 0

Найдено научныех статей по теме НЕЙТРАЛИТЕТ — 0

Найдено книг по теме НЕЙТРАЛИТЕТ — 0

Найдено презентаций по теме НЕЙТРАЛИТЕТ — 0

Найдено рефератов по теме НЕЙТРАЛИТЕТ — 0