НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Национал-социализм (нацизм)
получившая распространение в гитлеровской Германии форма фашизма, определяющими чертами которой были тоталитарный террор, переросший в геноцид евреев, антисемитизм и расизм экспансионистского характера.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ
в широком смысле, идеология, политическое движение и система власти, основанные на использовании лозунгов национализма и социализма. В узком смысле — немецкая форма фашизма, провозглашающая расизм, идею народного общества, военной экспансии, культ фюрера, антисемитизм, антикоммунизм .
Словосочетание «национал-социализм» практически не используется в повседневном общении, т. к. для этих целей предназначен негативный синоним «нацизм», который с самого начала стал ярлыком. Само же это словосочетание скорее несет нейтральную коннотацию, прочно ассоциируясь с государственной идеологией, экономической и политической доктрины Третьего Рейха.
См. также: антисемитизм, нацизм, холокост.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ (НАЦИЗМ)
термин для обозначения германского фашизма, фиксирующий наиболее радикальный из известных в истории этого типа движений и режимов вариации тоталитарного господства и агрессии на международной арене, является выражением неадекватной правоконсервативной реакции определенных слоев германского общества на результаты Первой-мировой войны и кризисные процессы в стране в невоенный период. Она выразилась в конструировании особой националистической идеологии, представляющей собой конгломерат идей государственного социализма, этатизма, национализма, расизма, милитаризма. В политическом плане она выразилась в создании тоталитарной политической партии (НСДАП), которая реализовывала эту идеологию в практике все проникающей партийно-государственной диктатуры. В обществе создавался особый тип тоталитарной личности, устанавливался особый социально-психологический климат, эрозии подвергались нравственные установки личности.

Источник: Политология: Словарь-справочник

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ
(National Socialism) Национал-социалистская рабочая партия Германии (НСДАП) пришла к власти под руководством своего вождя Адольфа Гитлера (1889–1945), ставшего в 1933 г. канцлером Германии. Пыталась осуществить полное преобразование государства и общества, проводя беспощадную диктаторскую политику и создав однопартийную монополию на власть. Этот режим весь мир рассматривает как одну из форм тоталитаризма (totalitarianism). Идеологически национал-социализм сочетал крайние формы национализма (nationalism) (включая четко выраженные расистские и антисемитские взгляды, убежденность в превосходстве германо-арийцев над всеми остальными народами и культурами) с концепцией государственного социализма (socialism), далекой как от "революционного" марксизма (Marxism), так и от социал-демократии (social democracy). Основная цель партии заключалась в открытии новой исторической эпохи, воплощенной в "третьем рейхе", или империи, которая стала бы доминирующей силой в мировой политике. Доминирующий милитаристский уклон привел национал-социалистскую Германию к развязыванию войны как необходимого средства реализации национальных устремлений, в т.ч. увеличения "жизненного пространства" для германского народа. Только после военного поражения в 1945 г. и целенаправленной политики денацификации, последовательно проводившейся оккупировавшими Германию державами, национал-социалистское движение было окончательно уничтожено. С момента создания Федеративной Республики Германии в 1949 г. возникло несколько крайне правых националистических движений, некоторые из них разделяли неонацистские идеи. Тревога по поводу возможности появления новых форм национал-социализма не только в Германии, но и в других европейских странах продолжает сохраняться. См. также: фашизм, национализм.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

НАЦИОНАЛ‑СОЦИАЛИЗМ
(от англ. national‑socialism или нем. national‑sozialismus) – это идеология, соединяющая принципы социализма с нацизмом (см. Нацизм). Н.‑с. провозглашает расизм, нацизм, идею народного общества, военной экспансии, культ диктатора, антисемитизм, антикоммунизм. Типичным образцом Н.‑с. являлась идеология Германии в период 1933–1945 гг. Диктатора (фюрера) А. Гитлера и его партию привели к власти Великобритания и США, поэтому Н.‑с. можно отнести к социальному эксперименту империи англосаксов. Чувственной опорой Н.‑с. является идея национальной ненависти к инородцам и идея исключительности немецкой нации. Идеология предполагает милитаризацию экономики, поскольку высшей целью Н.‑с. является силовое достижение господства немцев над другими народами и освобождение мира от коммунизма (марксизма‑ленинизма) при полном уничтожении еврейства как основного носителя идей коммунизма. Н.‑с. и коммунизм являются разновидностями тоталитаризма XX в., поддержанными империей англосаксов вне своей территории (см. Геополитика). Н.‑с. намеревался создать «рай на земле» для избранной нации (расы) за счёт всех других народов. Германская модель Н.‑с. отличалась высоким уровнем тоталитарной организации. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, Н.‑с. время от времени возникает вновь в виде неонацистских партий, поддерживаемых всё той же империей англосаксов. Работа спецслужб и агентов влияния англосаксов, масонских и других теневых структур, а также кризисные феномены (экономические трудности, межнациональные противоречия) провоцируют неонацистские проявления в различных странах современного мира. Идеологическим критерием истинности Н.‑с. признаётся мнение (учение) диктатора (например, А. Гитлера в Германии). В России Н.‑с. никогда не был представлен влиятельными политическими силами. На территории Донбасса (в частности, в ДНР) феномен Н.‑с. как сколько‑нибудь влиятельной идеологической парадигмы исторически отсутствует.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

национал-социализм
Nationalsozialismus. National Socialism (Nazism) Политическое движение, возникшее в Германии в период кризиса после Первой мировой войны, приведшее в 1933 г. к уничтожению Веймарской республики и установлению диктатуры (т. н. Третьего рейха). Н.с. проповедовал крайне националистические, антисемитские, расистские и империалистические цели, которые были ранее изложены в книге Гитлера «Майн кампф» (1925). В политическом плане Н.с. выступал с радикальной критикой и отвергал демократические принципы (которые были приняты и в консервативных кругах) и выступал против Версальского мирного договора. Н.с. не являлся единым учением, но создал «мировоззрение», где центром был «арийский народ господ», который мог использовать любые средства при создании для себя «жизненного пространства», подчинять другие (по разумению его лидеров, менее достойные) народы и нации и должен был освободить мир от (по его теориям, во всем виноватых) евреев. К идеям превосходства арийской расы и завоевания жизненного пространства в качестве третьего элемента добавлялся фанатичный антибольшевизм. Презрение к человеку нашло в Н.с. выражение в поставленном на поток уничтожении беззащитных жертв (евреев, враждебных народу лиц, асоциальных элементов, диссидентов и т. д.) в концентрационных лагерях, а также в военной агрессии в не известных человечеству доселе масштабах, направленной на уничтожение европейских соседей. При Н.с. была установлена система господства, при которой действовали: авторитарный принцип вождя – фюрера (приказ и подчинение), необузданная активность, не регулировавшееся сосуществование государства и партии (НСДАП), планируемая военная экономика, «совершенная импровизация», касавшаяся сплочения сил путем сочетания убеждения и репрессии, переплетения конформизма и террора. Политическими последствиями диктатуры Н.с. стали создание «нового порядка», перераспределение влияния между государствами Европы (и мира), что в дальнейшем привело к уменьшению территории и разделу Германии. См.: Союзники – Холокост – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП)

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ (нацизм)
идеология, политическое движение, а в 1933–45 гг. и государственный режим в Германии, придавшие при диктатуре А. Гитлера законную силу наиболее агрессивным устремлениям правого экстремизма и расизма.
Одно из немногих учений в мировой истории, признанное на международно-правовом уровне человеконенавистническим, пропаганда его запрещена во всем цивилизованном мире и сама по себе является преступлением. В отношении национал-социалистических убеждений принципы плюрализма и свободы слова, являющиеся священными для демократической цивилизации, не действуют: нацизм, как и расизм, шовинизм, терроризм, объявлен международным сообществом вне закона. И это более чем справедливо, поскольку реализация нацистских идей на практике ввергла мир в страшную войну и привела к неисчислимым жертвам, которых человечество не знало за всю свою многотысячелетнюю историю (более 50 млн чел.).
Нюрнбергский процесс осудил не только главарей нацистской партии, но и саму идеологию гитлеризма, руководствуясь которой национал-социалисты совершали чудовищные преступления против человечества.
Как получилось, что Гитлер, который никогда не был выдающимся мыслителем и вообще не получил систематического образования, стал вдруг не просто лидером политической партии, а вождем нации?
Прежде всего, следует отказаться от штампа, что национал-социализм придумал сам будущий фюрер, который изложил его азы в «библии» нацизма «Майн Кампф», первый том которой он продиктовал своему соратнику Гессу в баварской тюрьме Ландсберг, где оба отбывали срок за участие в «пивном путче» в 1923 г.
Когда Гитлер в 1919 г. занялся политической деятельностью, теоретическая база для возникновения нацизма была уже подготовлена в виде т. н. ариософии, созданной Г. фон Листом, Р. Д. Горслебеном, Ф. Б. Марбки, З. А. Куммером и др. крайне правыми идеологами. Учение это в основе своей базировалось на ставших модными среди европейских интеллектуалов на рубеже XIX–XX вв. эзотерических восточных доктринах и обосновывало «историческое» право арийской расы (лучшими представителями которой являются якобы германцы) господствовать над народами Земли и уничтожать их в войне за «жизненное пространство», как позже заявят Гитлер, Розенберг, Гиммлер, Геббельс и др. практики национал-социализма.
Другим важным компонентом будущей теоретической платформы нацистов стали идеи антисемитизма, зерна которых в послеверсальской Германии легли в подготовленную почву. В поражении страны в Первой мировой войне, крушении империи, унизительном для нации Версальском мире будущие нацисты обвиняли крупный еврейский капитал. Он действительно во многом определял как стратегию держав-победительниц, так и внешнюю и внутреннюю политику побежденной Германии. Неудивительно, что вскоре после подписания Версальского договора в стране возникли многочисленные движения реваншистского толка.
Послевоенная разруха, чудовищная инфляция (зарплату тогда выдавали по 2 раза в день), страшная нищета провоцировали народные массы в Веймарской республике на социальный взрыв.
Социальные проблемы, необустроенность на фоне идейной неразберихи, отсутствие четких идеологических ориентиров в государстве — вот почва, на которой взошли ядовитые сорняки нацизма в Германии 1920-х гг. Поэтому Гитлер и его сторонники демагогически позиционировали свое движение как партию социального действия, защищающую интересы трудового народа.
Партия, куда вступил бывший ефрейтор вермахта А. Гитлер, называлась Немецкой рабочей партией, а позднее, когда Гитлер стал ее лидером, — Национал-социалистической немецкой рабочей партией.
Таким образом нацизм как теория являет собой причудливое, эклектичное сочетание элементов восточных мистических учений, к тому же вошедших в гитлеровскую доктрину не непосредственно, а в вольной интерпретации европейских же теоретиков (теософов, антропософов, позднее — ариософов), вульгарного псевдоницшеанского имморализма, геополитических построений К. Хаусхофера, расистского учения Чемберлена-Гобино, реваншистских настроений германского послевоенного общества, антисемитизма и идей социальной справедливости, препарированных как привилегия «избранного народа», т. е. арийцев, на мировое господство. К слову, последнее объясняет, почему между нацизмом и коммунизмом нельзя ставить знак равенства, как это ничтоже сумняшеся сделали либералы и демократы.
Коммунизм — принесение в жертву себя ради других, спасение других народов от тотального уничтожения. В коммунистической доктрине со времен Маркса заложен принцип интернационализма, в России идея всемирной революции соединилась с существовавшей веками православной традицией мессионизма, жертвенности, необходимости отдать жизнь «за други своя». Это полностью противоречило тому, что составляло идейный фундамент нацизма — право одной нации на мировое господство, исключающее право других на полноценное существование в этом мире.
Вторая мировая война была в глазах всего человечества столкновением этих двух принципов. Победа над Германией означала не по просто победу над отдельным государством, а историческую победу над самими принципами национал-социализма.
Страшные преступления, документальные подтверждения которых были представлены на Нюрнбергском трибунале (фабрики смерти, газовые камеры, трудовые концентрационные лагеря, пытки и медицинские эксперименты над заключенными, промышленное производство мыла из человеческих тел) ужаснули человечество. Казалось, такое невозможно в XX в., казалось, такое не забудется еще несколько тысячелетий. Однако единодушно осужденная всем миром теория, оправдывающая массовое убийство целых народов, до сих пор, увы, жива и даже стала знаменем для отдельных сил на Западной Украине, в странах Прибалтики. Потомки тех, кто по замыслам нацистов, должны были быть полностью уничтожены, либо онемечены, сегодня ставят памятники эсесовцам и оскверняют могилы тех, кто спас их народы от тотального уничтожения и рабства.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ
НАЦИЗМ — германская разновидность фашизма. В отличие от Италии, в Германии фашизм имел более глубокие идеологические и политические корни. Еще до Первой мировой войны здесь распространялись правоконсервативные концепции националистического, «почвеннического» толка и процветал антисемитизм. Марксистскому социализму пытались противопоставить какой-либо немецкий, националистический эквивалент. Одна из таких попыток связана с деятельностью «Немецкой рабочей партии», возникшей в начале XX в. в Богемии, которая входила в то время в состав Австро-Венгерской империи. Руководители этой партии противопоставляли интересы немецких рабочих чешским и настаивали на том, что социализм должен развиваться не на интернациональной, а на национальной основе. После окончания Первой мировой войны эта партия перенесла свою деятельность на территорию Германии, в Мюнхен, приняв в 1918 г. название «Национал-социалистическая рабочая партия Германии» (немецкая аббревиатура NSDAP — НСДАП). Возглавивший партию в 1919 г. Адольф Гитлер (1889—1945) быстро сумел превратить ее из маргинальной правоэкстремистской организации, которых было много в послевоенной Германии, в многочисленную и влиятельную партию.
Формирование идеологической платформы нацистской партии и ее политической стратегии проходило под влиянием концепции «консервативной революции» правонационалистического теоретика Артура Мёллера ван ден Брука (1876—1925). Основные положения этой концепции, появившейся в начале 20-х гг., сводились к следующему: консервативная революция призвана разрушить несоответствующую немецкому духу Веймарскую республику, ставшую результатом национального предательства; подлинная революция должна быть национальной по своему характеру; после ноябрьской революции 1918 г. и Версальского мирного договора 1919 г. вся немецкая нация стала пролетарской, поэтому классовая борьба внутри нее должна быть прекращена, а усилия нации следует сосредоточить на внешней экспансии; марксистскому социализму надо противопоставить подлинный национальный социализм, который может быть только империалистическим; империалистическая политика — единственно возможная политика для такой перенаселенной страны, как Германия; только покорив соседние, находящиеся на более низкой ступени развития народы и перепоручив им всю грязную и тяжелую работу, немецкий рабочий перестанет быть пролетарием и тем самым осуществит конечные цели социализма.
Важнейшей задачей «консервативной революции» Мёллер ван ден Брук считал уничтожение либерализма. Либерализм рассматривался как идеология упадка и национального предательства, убивающая религию и разрушающая родину. Должен быть уничтожен важнейший институт либерализма-парламентаризм, все политические партии должны быть распущены, а вместо них следует создать одну, принципиально новую партию, которая преодолеет различия между левыми и правыми, будет одновременно и национальной, и социальной. «Консервативная революция», по мысли ван ден Брука и его сторонников, должна была покончить с наследием Великой французской революции в самом широком смысле, реставрировать сословный строй в новой форме и передать власть «новому дворянству».
Идеологическая платформа нацистской партии, в основном сложившаяся к середине 20-х гг., соответствовала всем параметрам идеологии фашизма. Но у германского Н.-С. были свои особенности. «Левое» крыло нацистов во главе с Г. Штрассером увлекалось социальной демагогией, антикапиталистической риторикой, что нашло отражение в официальных документах НСДАП, включая ее программу. Особый акцент делался на термине «социализм», обозначенном и в названии партии. При этом «социализм», исходя из националконсервативной традиции, понимался как такая форма организации общества, при которой государству принадлежат важнейшие функции во всех сферах — от политики, экономики и культуры до частной жизни граждан.
Отличительными чертами германской разновидности фашизма стали расовая теория и воинствующий, зоологический антисемитизм. Немцы были объявлены представителями высшей, «арийской» расы, и этим обосновывалось их право на господство над другими «неполноценными» народами. Все беды Германии связывались со «всемирным еврейским заговором», проявление которого нацисты видели и в господстве еврейского финансового капитала, и в марксистском социалистическом и коммунистическом движениях, и в Версальском мире, и в Октябрьской революции в России. Для подтверждения своей теории «еврейского заговора» нацисты активно пользовались антисемитскими публикациями русских черносотенцев (см. «Черная сотня»), включая и печально известные «Протоколы сионских мудрецов». В последующем нацисты пришли к выводу о том, что окончательным решением «еврейского вопроса» может стать физическое уничтожение евреев. После провала попытки захвата власти насильственным путем во время «пивного путча» 1923 г. нацисты переориентировались на использование возможностей отвергаемой ими «либеральной демократии». Но, участвуя в выборах и в других легальных формах политической борьбы, одновременно нацисты создали полувоенные штурмовые отряды — СА (SA) для осуществления террора. Штурмовики, носившие униформы коричневого цвета, отчего сами нацисты получили обобщенное название «коричневые», нападали на митинги и демонстрации коммунистов и социал-демократов, устраивали массовые избиения недовольных деятельностью национал-социалистов. Уже тогда нацистские террористы совершали политические убийства. В составе штурмовых отрядов было большое количество уголовных преступников.
В январе 1933 г. Гитлер был назначен канцлером Германии, и штурмовики приступили к массовому террору (см. террор), объектом которого стали все противники фашистской диктатуры. Штурмовики вместе с полицией, а часто и самостоятельно, производили обыски и аресты, сводили счеты со старыми врагами, избивая и убивая их. Для арестованных создавались первые в Германии концентрационные лагеря. Штурмовики становились там охранниками. После прихода Гитлера к власти численность штурмовых отрядов резко возросла и они стали самой многочисленной из всех национал-социалистических организаций. Однако присутствие среди штурмовиков большого количества откровенных уголовников, а также плохая управляемость отрядов СА не устраивали в новых условиях гитлеровское руководство. Верхушка штурмовиков во главе с Э.Ремом также была недовольна политикой Гитлера. В прошлом она была тесно связана с «левым» крылом нацистской партии и считала, что Гитлер предает «революцию», не выполняет данных ранее обещаний, игнорирует антикапиталистические пункты партийной программы. Опасаясь за свою власть, Гитлер организовал 30 июня 1934 г. массовую резню, вошедшую в историю над названием «ночь длинных ножей». В эту ночь все основные руководители штурмовых отрядов были уничтожены.
Значение штурмовиков резко упало, и их место заняли «охранные отряды» (СС), выросшие внутри СА из группы личных телохранителей Гитлера. СС и стала новой террористической организацией фашистской диктатуры. Во главе СС находился Г. Гиммлер, под его руководство перешли репрессивные органы нацистского государства.
Все годы пребывания нацистов у власти в Германии осуществлялся организованный государственный террор (см. государственный терроризм) по отношению ко всем, кто подозревался в нелояльности к гитлеровскому режиму. За первые два года нацистской диктатуры было убито около 5 тысяч человек, арестовано порядка полумиллиона, более 200 тысяч человек подверглись пыткам, получили увечья и ранения. Затем масштаб репрессий только увеличивался. К началу Второй мировой войны в концентрационных лагерях побывало около одного миллиона человек. После 1 сентября 1939 г. жертвами нацистского террора становятся уже не только немцы, но и население захваченных гитлеровской Германией государств Европы и оккупированной территории Советского Союза. Число жертв нацизма исчисляется миллионами человек. Формы и методы массового уничтожения, изобретенные нацистами, не знали аналогов в истории.
После окончания Второй мировой войны оставшиеся в живых руководители нацистской партии и «Третьего рейха» предстали перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге (20.10.1945—1.10.1946). Им были предъявлены следующие обвинения: в преступлениях против мира, т. е. планировании, подготовке и развязывании агрессивной войны; в военных преступлениях, т.е. убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных стран, угоне гражданского населения в Германию для принудительных работ, убийствах заложников, разграблении общественной и частной собственности, разрушении городов и деревень; в преступлениях против человечности, т. е. в истреблении, порабощении, ссылках и других жестокостях, совершенных в отношении гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам.
Главные нацистские преступники — Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Розенберг, Г. Франк, В. Фрик, Ю. Штрайхер, Ф. Заукель, А. Йодль, А. Зейсс-Инкварт, М. Борман (заочно) были приговорены к смертной казни. Г. Гесс, В. Функ, Э. Редер получили пожизненный срок заключения. Остальные обвиняемые были приговорены к различным срокам заключения либо были оправданы. Нюрнбергский трибунал объявил преступными организациями все руководство НСДАП, а также такие структуры нацистского режима, как СС, СД и гестапо. Идеология и политика фашизма в любой его форме были названы преступными.

Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
452.39 кб

Протестантизм и национал-социализм

Бровко Людмила Николаевна
В настоящей статье анализируется история отношений между протестантской немецкой евангелической церковью и нацистским государством в 1933-1945 гг. Исторический опыт этих отношений разнообразен и противоречив.
Читать PDF
134.32 кб

Немецкая философия периода национал-социализма. Протестантская этика Д. Бонхеффера

Абрамов Сергей Витальевич, Ивченков Андрей Иванович
В статье рассматриваются особенности немецкой философии периода национал-социализма, приводятся примеры возникновения данной идеологии, описывается позиция и мировоззрение немецкого философа-протестанта Д. Бонхеффера.
Читать PDF
123.00 кб

О национальных путях формирования христианского социализма: Ш. Пеги и Г. П. Федотов

Иванов Сергей Сергеевич
На основе работ Ш. Пеги и Г.П. Федотова автор дает сравнительно-исторический анализ теории и практики христианского социализма во Франции и в России.
Читать PDF
361.08 кб

ВОЛИН Р. "ЧЕРНЫЕ ТЕТРАДИ" ХАЙДЕГГЕРА. НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ, МИРОВОЕ ЕВРЕЙСТВО И ИСТОРИЯ БЫТИЯ

Погорельская С.
Читать PDF
563.00 кб

Современные неонацистские тенденции в общественной жизни Швеции в зеркале национал-социализма 1920-1

Корунова Евгения Валерьевна
В статье на основе представленной краткой истории шведского национал-социалистического движения в 1920-е 1930-е годы, так и не ставшего в межвоенный период массовым явлением общественно-политической жизни в стране, освещаются совр
Читать PDF
509.62 кб

98. 04. 007. Фрайер Д. О духе: Хайдеггер и деррида о метафизике, этике и национальном социализме. Fr

Фомичев П. Н.

Похожие термины:

  • Нацизм (национал-социализм)

    идеология, общественно-политический идеал, движения, правый вариант тоталитарных политических режимов, крайняя форма национализма. В основе нацизма – теоретически развитая идея национального, р