НАЦИЯ

Найдено 32 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАЦИЯ
тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

Нация
историческая общность людей, связанная между собой единым культурным наследием и осознающая себя как естественно сложившееся политическое сообщество.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Нация
особая социальная общность, тип этноса, который сохраняет свою идентичность. Существование Н. составляет особую социальную ценность образующих его личностей и социальных групп.

Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.

НАЦИЯ
лат. natio — народ, нация) — историческая общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономической жизни, культуры, языка и особого самосознания.

Источник: Новейший политологический словарь

Нация
(nation) – устойчивая общность людей, сложившаяся на основе единства происхождения, языка, территории (общность «крови»), совместного проживания, культуры и коммуникаций (экономических, политических и др.).

Источник: Политика. Основные понятия справочник словарь.

НАЦИЯ

Исторически сложившаяся форма общности людей. Для Н. характерны общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни, языка, черт характера, проявляющихся в общности культуры.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Нация
тип этноса, исторически возникшая социально экономическая и духовная общность людей, характеризуемая общностью территории, языка, экономических связей, психологического склада населения, культуры и самосознания.

Источник: Политико-терминологический словарь

Нация
устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения, культуры, совместного проживания и коммуникаций. В структуре нации соединены этнические (см: этнос) и социально-экономические компоненты.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Нация
(Nation, Улут) - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Нация
тип этноса, социально-экономическая и духовная общность людей, проживающая на определенной территории и объединяемая общим правлением. В большинстве западных стран под нацией принято понимать согражданство независимо от этнической принадлежности.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Нация
совокупность граждан одного государства как политическая система. Большинство современных государств-наций де-факто являются полиэтническими. Высокая степень полиэтничности характерна, например, для США и Индии; Китай, Японию и Польшу с некоторым допущением можно считать моноэтническими нациями.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

НАЦИЯ
лат. natio племя, народ) - устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения (общности "крови"), культуры, совместного проживания и коммуникаций (экономических, политических и др.). В структуре Н. соединены этнические (происхождение, язык, культура) и социальные (совместность экономической жизни, развитые коммуникации и групповая идентификация) компоненты.

Источник: Политология: Словарь-справочник

НАЦИЯ
понятие, вошедшее в обиход с XVII в. и отразившее переход к современному обществу, его политической организации. Первоначально обозначало народ, объединенный в политическое общество;
-исторически устойчивое социальное или этническое образование, выступающее основой государства и обладающее единой экономической, социальной и духовной жизнью, общей территорией, общностью культуры, языка, социальной психологии, организации.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

Нация
устойчивая социальная и политическая общность, сложившаяся в результате сочетания ряда факторов – этноконфессионального, территориального, социокультурного и экономического. Консервативно настроенные авторы указывают на этнические и культурные факторы превращения народности, этнической общности, в нацию, леволиберальные - делают акцент на территориальном, экономическом, политико-государственном единстве нации, сближая понятия «нация» и «народ».

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

НАЦИЯ
Исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей, характеризуемая единством территории, языка, экономических связей, психологического склада населения, культуры, особого самосознания2. Характеризуется также единой, многообразно проявляющейся системой политической жизни, сложным этнопсихологическим характером. Нация обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства. Является наиболее развитой историко-культурной общностью людей3.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

НАЦИЯ
(политическая нация) (от лат. natio – племя, народ) – историческая социально‑экономическая и культурно‑политическая общность людей, складывающаяся в ходе формирования собственного государства (страны). То есть если государство (страна) сформировалось, то у него должна быть и политическая Н., нет государства – нет и его Н. Как правило, Н. выступает как исторический союз разных национальностей и народов, объединенных идеей общей государственности и гражданственности для защиты или расширения сферы интересов этого союза.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

Нация
(лат. - племя, народ) - в наиболее общем виде это - исторически возникшая экономическая и духовная общность людей, имеющая общую экономическую жизнь, территорию, язык, культуру, психический склад, национальное самосознание. Нациям предшествовали более простые общности людей - род, племя, союзы племен, народности. Процесс формирования наций объективно вел к образованию государств. Любая нация наряду с общими для всех наций чертами имеет свою неповторимую историю, свои отличительные признаки, свой менталитет. Вместе с тем, при наличии общих черт любая национальная общность не является чем-то однородным, цельным, она распадается на подсистемы - группы, слои, классы.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Нация
от лат. natio племя, народ)
1) историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей (Этническая общность). Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству;
2) тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Нация
тип этноса, характерный для развитого классового общества, и исторически связанныйо со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением национального самосознания. По П. Сорокину, нация - это группа людей, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих людей и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они и жили их предки. Только единство всех этих признаков образует нацию. "Нация - это народ, обретший государственность" (И.А. Ильин). Русская нация в указанном смысле возникла в середине IX века.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

НАЦИЯ
социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства и выработки надэтнической культурной и политической традиции. Нация может быть полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Понятие «нация» зачастую употребляется как тождественное понятию «государство» и трансформируется в понятие «нация-государство». Такое отождествление принижает нацию как сообщество граждан и преувеличивает значение институтов власти. Другое распространенное отождествление – применение понятия «общество» (или «гражданское общество») там, где следует применять понятие «нация». Следует различать общество как множество различных социальных институтов, а нацию – как единство этих институтов и заложенный в них единый смысл исторического существования.

Источник: Война и мир в терминах и определениях

Нация
(от лат. natio – племя, народ) – 1) историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей (этническая общность). 2) сторонники конструктивизма считают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные так называемыми интеллектуальными элитами (учёными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта — идеологии национализма. Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения (политическая нация).

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

Нация
исторически сложившаяся Устойчивая общность людей, возникшая на основе общности «я зыка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» (Сталин). Нация возникает в период ликвидации Феодализма и развития капитализма. На западе Европы, как правило, образование наций было вместе с тем и созданием самостоятельных буржуазно-национальных государств (Англии, Франции, Германии, Италии и других). В Восточной Европе в силу того, что образование централизованных государств происходило в условиях феодализма, когда нации еще не сложились, возникли многонациональные государства (Австро-Венгрия, Россия). В период империализма несколько крупных империалистических держав господствует над многочисленными колониями и угнетенными нациями. Только в СССР происходит подлинный расцвет наций и их культур, национальных по форме, социалистических по содержанию. Национальность-принадлежность к какой-нибудь нации.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

нация
Nation (лат. natio – племя, народ). Определение Н. имеет два различных значения. 1) Консервативное толкование подчеркивает статичный элемент, т. е принадлежность к этническому сообществу (также: народу), который как крупное объединение людей обладает определенными гомогенными чертами (например, общие язык, культура, история) и (в основном) совместно проживает на определенной территории (родовое сообщество). 2) При открытой интерпретации обращается внимание на изменение и развитие возможностей, они возникают в силу того, что в одном государстве живут совместно (крупные) группы, которые имеют как общие, так и различные черты, поэтому появляются шансы для общения людей различного происхождения (общество принадлежности). Открытая интерпретация термина Н. больше соответствует пониманию современных демократических обществ. С учетом территориального аспекта различают: безгосударственную (культурную) Н., признаки которой присутствуют в общем языке, культуре и религии (например, курды); нациюгосударство, которая живет на более или менее закрытой территории и отдает предпочтение не этническому, а политическому сообществу (конституционный патриотизм). См.: Мультикультурализм – Национализм – Национальность – Национальное государство – Плюрализм

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Нация
(от лат. «natio» – народ) – 1) В западноевропейской традиции, первоначально, нация – синоним этноса. Далее – совокупность подданных одного государя, граждан одной республики. С появлением «nation's state» (национального государства) – совокупность подданных, граждан государства (исторически сложившаяся полиэтническая общность). Так, испанскую нацию составляют этнически собственно испанцы, каталонцы, баски. Одна из распространенных точек зрения состоит в том, что нации складываются в процессе возникновения индустриальных обществ. Другая точка зрения состоит в том, что Н. может быть признан такой этнос, который создал национальное государство или явился ядром империи. Также существует точка зрения, состоящая в том, что из круга этносов, имеющих национальную государственность, нацией могут считаться только те, кто внес заметный вклад в процесс формирования мировых культур. 2) В Восточной Европе и Азии господствует точка зрения, согласно которой, нацией считается этнос, который может включать в себя иноэтничные группы (по Л. Н. Гумилеву – «ксении»), разделяющие основные национальные интересы. В силу вышесказанного под национализмом (см. Национализм) в одних случаях подразумевается приоритет интересов этноса; в других случаях – приоритет интересов гражданского общества, нации; сторонники массового общества подразумевают под национализмом приоритет интересов олигархии (см. Олигархия) и охлократии (см. Охлократия).

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Нация
исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности национальной культуры. Лишь наличие всех этих,- признаков придает той или иной общности людей качество нации. Нация —• общность не только биологическая, но и социальная, в отличие от расы, в основе которой лежит биологический признак (цвет кожи и т. д.). Народы прошли длительный путь исторического развития, прежде чем сформировались в нации и образовали свои национальные государства. Капитализм порождает и углубляет национальное неравенство и угнетение одною нацией другой, противопоставляет нации друг другу. Социализм в корне меняет взаимоотношения наций, уничтожает все виды социального и национального гнета, порождает братские отношения между нациями, основанные на великих принципах социалистического интернационализма. Советский строй основал и утвердил эти принципиально новые отношения между нациями внутри СССР. С образованием мировой социалистической системы такие взаимоотношения установились между народами стран социалистического лагеря. Цементирующей, прогрессивной силой наций является рабочий класс во главе со своими коммунистическими и рабочими партиями, ведущий нации по пути национальной независимости, свободы, демократии и социализма. Нация — явление историческое, невечное. С победой коммунизма произойдет еще большее сближение наций, возникнут условия для постепенного отмирания национальных различий.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

Нация
лат. natio — народ) — одно из наиболее сложных понятий в общественных науках. На сегодняшний момент существует уже несколько сотен определений этого понятия, но ни одно из них не является общепризнанным. Большинство ученых придерживаются одного из трех основных подходов к пониманию этого феномена: 1. примордиалистский (объективистский) подход отождествляет Н. и этнос, полагая, что Н. являются органичными социальными (или биосоциальными) образованиями, существующими независимо от воли людей и складывающимися в процессе исторического развития человека; 2. инструменталистский подход представляет Н. как социальную группу, связанную общими интересами и использующую свой национальный статус в качестве средства политической борьбы; 3. конструктивистский подход предполагает, что Н. — искусственное образование, не имеющее исторических корней и созданное интеллигенцией и политиками для мобилизации людей на коллективные действия во имя политических или социальных целей. Несмотря на различия в понимании сущности и происхождения Н., приверженцы всех трех подходов выделяют два типа Н. — этнокультурный и гражданский. Пример первого типа — немцы и итальянцы, чьи Н. сложились до образования национальных государств на основе общности языка, культуры и исторического наследия, т. е. чтобы быть немцем, надо иметь немецкое происхождение и немецкий язык в качестве родного. Пример второго типа — французы и англичане, чьи Н. образовались в пределах уже существующих государств в результате общей политической истории и конституции, т. е. чтобы быть французом, надо прежде всего быть гражданином Франции.

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

НАЦИЯ
от лат. natio - народ, племя) - исторически высшая форма этносоциальной общности людей, возникающая в основном в эпоху зарождения и развития товарно-денежных отношений (разложения феодализма и зарождения капитализма) на базе связанного с этим сплочения территории с населением, говорящим на одном языке, и характеризующаяся общностью языка, культуры, психологии, исторических судеб, этнического самосознания, обычаев и традиций.
Решающим фактором формирования Н. из предшествующих им народностей является экономический. Прежде всего, под влиянием расширения и углубления рыночных отношений происходит все более тесная, устойчивая и прочная консолидация населения в рамках определенной этнической территории, преодоление средневекового партикуляризма, раздробленности и этнической неоднородности, включая и постепенное преодоление глубоких диалектных различий и складывание единого литературного языка. Конкретные пути возникновения той или иной Н. могут быть различны: прямое продолжение этнической линии развития от данной народности к данной Н.; появление Н. на основе этнической конвергенции (сближения) двух или не- скольких народностей; образование двух или нескольких Н. в результате этнической дивергенции (расхождения) частей одной народности. Важным фактором образования и развития Н. является государство. Не случайно важнейшей тенденцией национальных движений всегда было стремление к созданию народом своего национального государства. Следует иметь в виду, что понятие Н. нередко используется не в этническом, а в государственно-политическом смысле («национальная безопасность», «национальная экономика», «национальный доход», «национальные интересы» и т.д.). В этом случае под Н. понимается все или почти все население страны, ее граждане независимо от их этнической принадлежности.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

НАЦИЯ
от лат. natio - племя, народ) - исторически сложившаяся в процессе развития устойчивая общность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание. Характеризуется экономической общностью и единой, многообразно проявляющейся системой политической жизни, сложным этнопсихологическим характером. Нация обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства.
Будучи наиболее развитой историко-культурной общностью людей, нация продолжает развиваться, культурно обособляться и интернационализироваться. Выделяют две взаимопересекающиеся тенденции в развитии национальных отношений - тенденция экономической интеграции и интернационализации всех сторон человеческой жизни и тенденция к национальному самоопределению, самовыражению, самоуправлению. Эти тенденции часто находятся в состоянии острых конфликтных ситуаций, противоречий, которые обусловлены объективными и субъективными факторами и причинами, имеющими корни в экономической, социальной, политической и особенно духовной областях. В сознании, культуре, психологии отдельной нации заключен основной источник и причина всех возможных и реальных противоречий современной жизни. Каждая нация в острых ситуациях обязана искать корень неразрешимой проблемы в себе, а потом во взаимосвязи предметности спора, конфликта с другими нациями. Жизнь, практика показывают, что пробуждение национальной жизни, национальная суверенизация довольно часто вступают в противоречие с тенденцией интернационализации, взаимного обогащения отношений сотрудничества и единства, что ведет к перманентным национальным конфликтам. Национально-государственные образования строят свою политику на традиционной политической целесообразности, а не на строгом учете интересов людей.
В результате многих причин объективного и субъективного характера резко обострились межнациональные отношения на посткоммунистическом пространстве общественной жизни. Экономическая неразвитость, социальная рыхлость и неопределенность, политическая неустроенность и духовно-ментальная традиционность, сопряженная с односторонним, автономным пониманием своего национального сознания и самосознания ведут к сепаратизму и конфликтным ситуациям, преодолеть которые в одночасье невозможно. Национальная проблема стала ведущей в постсоциалистических странах, и эффективной национальной политики и демократического решения ее до сих пор нет.

Источник: Словарь по политологии

Нация

- исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности территории, экономической жизни, языка и психического склада, проявляющегося в общности культуры (С., 2, 296). Нация формируется на общей или соседствующих территориях в результате установления общего экономического уклада, что способствует выработке единого языка общения, взаимопроникновению культур и духовному сближению различных народов, населяющих эти территории.
Право наций на самоопределение (право народа добровольно войти в состав общего с другими народами государство, а также право выйти из него) прогрессивно в первой части и регрессивно во второй. Соединение наций позволяет более оптимально построить общее хозяйство, осуществить рациональное разделение труда, создать более оптимальные хозяйственные связи в интересах трудящихся всех объединившихся наций. Разъединение наций ведет к нарушению сложившихся связей, разрушению общего хозяйственного механизма, к натурализации хозяйства, а далее к разобщению и вражде народов, в чем может быть заинтересована только национальная буржуазия.
Признак "русский" - это признак национальности, а не нации, т.к. русские живут во многих странах мира, где сохраняют язык и некоторые традиции. Но они оторваны от территории России и имеют иной экономический уклад. Русские в России также являются национальностью, а не нацией в связи с большим смешением кровей самых разных народов. Под русской нацией до революции можно было подразумевать все население России, перевязанное многочисленными родственными и экономическими связями.
За 70 лет существования СССР на его территории сформировалась новая советская (или социалистическая) нация, советский народ, включающий в себя около ста различных народов и национальностей, в котором русские составляли большинство, но в котором принадлежность к той или иной национальности практически потеряла значение. Общий экономический уклад, ликвидация эксплуататорских классов, зависимость благополучия каждого гражданина от благополучия страны и общества в целом формировали единство интересов трудящихся в укреплении социалистической экономики и общей для всех народов СССР Родины. Особенно ярко это проявилось в годы Великой отечественной войны.
В перспективе после восстановления единого экономического социалистического уклада следует принять меры к исключению возможности разъединения и самоизоляции народов по национальным признакам, например, путем замены территориально-национального административного дробления на территориально-хозяйственное, исключением отметки "национальность" в паспортах и т.п.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

НАЦИЯ
исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, для к-рой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д,), проявляющихся в особенностях ее культуры и быта. Как социально-историческое явление Н. возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда упрочиваются экономические связи между отдельными областями страны, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации Н. играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком Н.
В условиях классового общества Н. представляет собой не что иное, как этническую форму сосуществования социально различных сил. Антагонизм наций, этнические и расовые конфликты составляют основное содержание национального вопроса при капитализме. Межнациональная вражда, национальные раздоры и распри неизбежные спутники капитализма (см. Национализм).
С победой социализма коренным образом меняется облик Н., они преобразуются в Н. нового, социалистического типа. Для социалистических Н., базирующихся на общественной собственности на средства производства и соответствующем ей политическом строе, характерны дружественный союз и морально-политическое единство составляющих их классов и др. социальных групп, равноправие во всех областях жизни, интернациональная солидарность, ведущая роль рабочего класса, преобладание интернационалистской, марксистско-ленинской идеологии.
В условиях социализма наивысшие достижения каждой Н. во всех сферах жизни становятся общим достоянием, накапливаются общие интернациональные черты в культуре, образе жизни и духовном облике Н. Для национальных отношений в нашей стране Характерны как дальнейший расцвет наций и народностей, так и их неуклонное сближение, к-рое происходит на основе добровольности, равенства, братского сотрудничества. Сложилась и крепнет новая социальная и интернациональная общность советский народ, — объединяющая более 100 наций и народностей. В резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О межнациональных отношениях» многонациоиальность в условиях СССР рассматривается как «могучий источник развития и духовного обогащения народов».
«...Всякое стремление к национальной замкнутости, отмечал в своем докладе на конференции Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, может привести только к экономическому и духовному оскудению. Наш, социалистический, подход иной: мы добиваемся того, чтобы человек любой национальности был на деле полноправным в любом районе страны, чтобы он везде мог реализовать свои права и законные интересы».
Становление и развитие Н. важный фактор национально-освободительных движений и революций. Антиимпериалистическая борьба угнетенных Н. и народов развивающихся стран является важной составной частью мирового революционного процесса.
Н. являются объектом острой идеологической борьбы, находящей свое выражение в противоборстве интернационализма и национализма, испытывают на себе неоднозначное воздействие интернационализационных и интеграционных процессов. Интернационалисты выступают как против искусственного подталкивания, форсирования национальных процессов, так и против их намеренного сдерживания. Оии за свободное развитие национальных отношений. И это, как отмечается в Программе КПСС, «несет с собой в отдаленной исторической перспективе полное единство наций».

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Нация
(от лат. nation - народ) - тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием. Острые дискуссии о ее сущности и своеобразии как общественного явления начались еще в прошлом веке и продолжаются в настоящее время. Она настолько сложна по содержанию и многогранна по конкретным проявлениям, что охватить её общим, формальным определением, не искажая её сущности, совершенно невозможно. Правомерно, что основные школы, теоретические концепции и их крупные представители стремились выделить наиболее важные, сущностные характеристики нации. Представители психологической школы, возникшей в западной политологии и социологии, сводят нацию к культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой. Отто Бауэр считает, что нация - это вся совокупность людей, связанных общностью национального характера на почве общности судьбы; Р.Шпрингер полагает, что нация - это культурная общность, союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей. Близкую к ним позицию занимает Н.А.Бердяев, определяя нации, как единство исторической судьбы, а осознание этой судьбы и есть национальное сознание. Крупные представители материалистической теории нации не стремились к общим определениям, выделяя в качестве существенной основы нации общность экономических связей (К.Маркс и Ф.Энгельс). В социологии существует и точка зрения, согласно которой нация - это искусственная конструкция, которая не имеет собственной субстанции. Питирим Сорокин был убежден, что нация представляет сложное и разнородное тело, подобное «бутерброду» в химии, которое распадается на ряд социальных элементов.
Сталин И.В. дал развернутое определение нации как исторической общности людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка особенностей культуры, психологии и национального характера.
Современные нации зарождались вместе и на основе формирования буржуазных отношений начиная с XV-XVII вв. Но нации формировались и развивались и до капитализма. Согласно концепции К.Каутского, важнейшими факторами консолидации людей в нации, их сближения и общения были товарное производство и торговля. Нации напрямую связаны с формированием национальных государств. Современная мировая практика показывает возрастание роли национальной государственности, которая становится нормой, мировым правилом, особенно целесообразной с точки зрения прогресса национальной жизни, исходным пунктом и началом их сближения и сотрудничества, дает толчок прогрессивным интеграционным процессам на истинно демократической и добровольной основе. (Литература: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М..1999: Рассел Б. Человеческое познание. Киев,1997; Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М..1999 и др.).
Существует и такой подход к определению нации: нация - совокупность людей, объединенных наличием общего отечества. В отличие от этноса, с которым нередко отождествляют нацию, сущность нации наиболее отчетливо проявляется в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, во главе с политическими лидерами, направленную на достижение национальной независимости от экономического и политического господства, от положения государств - сателлитов (сателлит - от лат. - слуга, исполнитель чужой воли).
Нации первоначально возникли в Западной Европе, их появление связано со становлением и развитием капитализма. В процессе преодоления феодальной раздробленности шло формирование централизованных государств и рыночных отношений. Вместе с появлением каждого такого, единого в экономическом отношении социоисторического организма, возникли и его объективные интересы, которые не могли не быть интересами значительной массы людей, входивших в его состав. В результате единый социоисторический организм, который одновременно был и централизованным государством, выступал в глазах его членов как их общее отечество, а они, все вместе взятые, стали общественной силой, отстаивающей интересы этого отечества, т. е. идея национального единства, без которой нет нации, могла оформиться только в борьбе за интересы социоисторического организма. В ходе буржуазных революций окончательно утвердилась идея отечества, оформилось национальное самосознание и, тем самым, завершился процесс формирования нации.
Появление нации не устранило и не могло устранить национального гнёта. Он с неизбежностью порождал у представителей дискриминируемой этнической общности общие интересы, отличные от интересов социоисторического организма, вынуждал их объединяться для борьбы за свои экономические и политические права. Таким образом, дискриминируемый этнос становился политической силой, преследующий свои собственные цели. Если дискриминируемый этнос сравнительно велик и члены его более или менее компактно населяющие определенную территорию, то они начинают осознавать как свое отечество только данную область, данный регион, а не весь социоисторический организм, в котором живут. В результате они становятся особой нацией, противопоставляющей себя всему остальному населению сраны, а их борьба против дискриминации приобретает характер борьбы за интересы своего отечества против его угнетателей. Чаще всего новая нация начинает стремиться к созданию собственного независимого государства, а тем самым самостоятельного социоисторического организма.
Необходимо отметить, что всегда причиной движений за отделение и создание самостоятельного государства является национальный гнёт. Иногда у его истоков - корыстные интересы местной политической элиты, столь же эгоистические интересы местного чиновничества, местных предпринимателей, старающихся вытеснить опасных конкурентов, желающих монополизировать экономическую сферу и получить в результате монопольно высокую прибыль. Но и они, исходя из политических соображений, апеллируют к народным массам, спекулируя на различного рода теневых сторонах жизни государства, и стремятся выдать себя за истинных защитников национальных интересов. Типичный пример - создание в России в конце 2011 года новой партии Правое дело во главе с Михаилом Прохоровым, одним из крупнейших олигархов - миллиардеров страны, он тоже обещал бороться за национальную гармонию в России. Многие российские политологи подобного рода политические движения называют псевдо-национальными.
Очевидно, целесообразно отметить важное обстоятельство, замалчиваемое в научной литературе, начиная с хрущевского «великого десятилетия» в бывшем СССР, что первым, кто лал классическое определение нации, был Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1879-1953) - подобно тому, что первым, кто дал развернутое определение «класса» как научной категории, был В.И.Ленин. В интерпретации И.В.Сталина, нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны общность материальных условии жизни: территории и экономической жизни, общность языка, психического склада, а также особых черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии, и её культуры. С тех пор и до начала XXI столетия это классическое определение нации прочно утвердилось на страницах монографий многих отечественных политологов, хотя и без упоминания автора, что, по мнению составителя настоящего словаря политологических терминов, по крайней мере не отличается политкорректностью и морально-этическими нормами, какие бы тяжелые политические процессы не происходили в тоталитарном советском государстве в сталинский период его существования. (Литература: Семенов Ю.И. Философия и политическая история от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М.. 1999: Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М.,1974; Мур Дж. Принципы этики. М..1984: Соловьев В.С. Оправдание добра/ соч, в 2-х т. T.I.M..I991.C.152-169; Тойнби А. Постижение истории. М..1991; Сартр Ш.-П Бытие и ничто. М.,2000 и др.).

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

НАЦИЯ
от лат. natio - народ) - устойчивая социально-этническая общность людей, сложившаяся исторически на фундаменте общих антропологических особенностей и единой этнической судьбы, общности языка, черт психического склада и особенностей культуры, чаще всего связанных общностью территории и экономической жизни. Национализм - идеология, ставящая в центр внимания свою нацию (национальность) и ее проблемы, отдающая национальному приоритет перед социальным.
Одна из характерных черт сталинского марксизмаленинизма - принижение роли национального в общественной жизни, подчинение национального как второстепенного общесоциальному или интернациональному. Вульгарная политология, стремясь преодолеть сталинизм и предоставить национальному должное место, вообще отказалась от всякой субординации национального и социального.
Исходным пунктом для правильного понимания сути национального и его роли в общественной жизни является признание того, что человек - биосоциальное существо. А это значит, что природа человека не может быть сведена ни к "совокупности общественных отношений", как это делал вульгарный марксизм, сталинизм, игнорировавший роль биологических сторон человеческой сущности (антропологические, этнические, половозрастные, эмоционально-волевые, психические и другие особенности), ни к "комплексу биологических качеств", что свойственно социал-дарвинизму, расизму и другим учениям, недооценивающим общественную сторону человеческой сущности (общецивилизационные, социальнопроизводственные, общественно-политические и другие качества).
Однако признание человека биосоциальным существом, ориентирующее на учет и биологических и социальных сторон человеческой сущности, вовсе не означает, что на разных этапах антропогенеза, на различных исторических переломах и для любых этнических общностей эти аспекты человеческой сущности всегда выступали и выступают в статических, а не динамических взаимосвязях и взаимодействиях, что можно хоть в какой-то мере игнорировать исключительную сложность, подвижность и все еще слабую изученность протекающих здесь процессов (скажем, влияние особенностей развития этноса, его возраста на социальное поведение наций, на взрывы межэтнических, расовых и межнациональных конфликтов и т.д.).
Нации и национальные отношения, развившиеся уже в новое время, все еще не имеют адекватной своей важности теории. Несмотря на все претензии марксизм не решил эту проблему. Выпячивание социальной сущности человека в ущерб его биологической стороне, характерное и для Маркса, и для Ленина, привело не только к постоянному подчеркиванию интернационализма в ущерб национальному, но и к постоянной критике любой защиты национального, к отождествлению такой защиты с чуждым прогрессу национализмом. В действительности идеология национализма, понимаемая как идеология защиты прав и свобод граждан своей нации, как защита языка, национальной культуры, обычаев и привычек (традиций), сама по себе не содержит ничего реакционного. Другое дело, если национализм превращается в шовинизм, в деление всех наций на высшие и низшие, в отождествление своей нации с общностью, которой уготована особая миссия, чем оправдываются неуважение к другим нациям и народам, агрессивность и другие несправедливые действия.
Отождествив национализм с шовинизмом, некоторые марксисты часто противопоставляли свои демократические лозунги, осененные знаменем интернационализма, вполне естественной защите национальных интересов. Сталинизм довел эти односторонности до крайностей, осуждалась всякая защита своей нации, национального языка и культуры, считалось, что сама нация уже принадлежит прошлому, что уже идет всемирный процесс слияния наций. Советский Союз, задуманный и провозглашенный как федеративное объединение суверенных народов и наций, был шаг за шагом перестроен в деспотически централизованное унитарное государство со многими чертами империи с бесчисленными национальными неравенствами и несправедливостями. Такой подход, выдававшийся за марксистско-ленинский, был повторен во всех многонациональных странах "реального социализма". Под прессом репрессий и идеологической демагогии, скрывавших действительное положение дел, накапливались и множились национальные противоречия и обиды.
Национальный вопрос, провозглашенный в "социалистическом мире" подчиненной частью социальноклассового вопроса и объявленный во всех многонациональных странах чуть ли ни решенным раз и навсегда, сразу же обнаружил и свою нерешенность и крайнюю остроту, как только с началом перестройки в СССР (1985) развернулась демократизация и пришла свобода печати.
При всех особенностях межнациональных отношений в СССР, СФРЮ, Чехословакии и других европейских странах общими для всех стали взрыв национализма и полная неспособность как партийно-государственной бюрократии, так и пришедших ей на смену демократов найти разумное теоретическое и практическое решение национального вопроса: началось разрушение прежних отношений, структур и многонациональных государств. Фактический недемократизм прежней и новой власти исключал возможность действительного решения национального вопроса.Советский Союз первым пошел на сознательную перестройку прежних отношений, встал на путь подготовки нового Союзного договора, подписание которого было сорвано августовским переворотом 1991 г., а затем упразднением СССР в результате второго, декабрьского переворота (Беловежское соглашение). Захлестнувшая распадающийся СССР суверенизация республик стала угрожать целостности Российской Федерации, Украины, Грузии. Где же выход?
В настоящее время есть основания утверждать, что социальное и национальное находятся в столь сложном взаимодействии, что эта сложность не допускает ни примата социального (выражением чего являлась ошибочная формула "ограниченного суверенитета" или "делегирования прав республик центру"), ни примата национального над социальным (выражением чего стала ошибочная формула "брать суверенитета столько, сколько переварите"). Жизнь обнаружила очевидную несовместимость принципа суверенизации и принципа нерушимости границ, роста производительных сил, интернационализации и интеграции экономик с суверенизацией и т.д.
С учетом сложившейся ситуации выход видится в следующем: всюду, где налицо развившиеся нации и народности, должен быть провозглашен и обеспечен абсолютный и неотчуждаемый суверенитет каждой нации или народности. Если такая нация входит в более широкое, многонациональное объединение (федерацию, конфедерацию, содружество, союз), в этом более широком объединении должны быть учреждены постоянные совместные органы, которым вовсе не делегируются какие-либо права и полномочия наций (республик), и где их представители совместно решают представляющие для них индивидуальный и общий интерес вопросы. При этом каждая нация имеет неотчуждаемое право принимать или не принимать участие в том или ином акте, соглашении, действии. Причем представляющая нацию республика как независимое государство будет участвовать в решении общих проблем либо в федеративных, либо в конфедеративных формах, либо как ассоциированный член. При этом никакие решения совместных государственных (политических) органов, как и национальнореспубликанских, затрагивающих интересы данной нации (народа), не могут иметь места без законодательно предусмотренного согласия нации (народа), их полномочных представителей.
В течение всей истории человечества любое организованное человеческое общество считалось нацией. Под нацией подразумевался народ со своей историей, культурой и языком, у которого даже не всегда было официальное правительство или четко определенное место проживания. Многие нации, по сути, представляли собой племена, как, например, чероки из штата Оклахома. В XVII в. определение нации изменилось, т.к. политические ценности сместились в сторону понятия "нация-государство". С появлением современной концепции национализма, под которым понимается сильно развитое чувство культурного исторического и территориального единства, люди осознали свое право проживать в своих собственных национальных государствах. Сегодня понятие нации или национального государства определяется как минимальная численность людей с четко выраженным чувством культурного единства, которые проживают на территории с официально признанными границами и имеют независимое национальное правительство.
Стремительное развитие современного понятия нации вызвало за прошедшие века серьезные изменения в мире. Преданность монархам, церкви или своим владыкам сменилась преданностью делу нации. В двадцатом столетии мировая политическая структура продолжала коренным образом меняться, что было вызвано развитием современных средств связи и передвижения, вследствие чего национализм стал еще более заметной политической силой. Обширные империи, подобно Австро-Венгрии или Британской империи, раскалывались по мере того, как покоренные народы начинали борьбу за права своих наций на самоопределение. Это вызвало появление многих новых государств, особенно в Америке, Азии и Африке. Сейчас в мире насчитывается 160 отдельных наций, и процесс их образования еще не закончился, хотя это происходит и не так быстро.
Что такое нация? Различные нации мирового сообщества являют собой пример разных стадий социального, экономического и культурного развития. Некоторые из них, например, американцы и японцы, представляют собой сильно развитые в техническом отношении государства с высоким жизненным уровнем. Другие же, как Индия и Заир, пытаются побороть у себя нищету. Но несмотря на все их различия, все нации имеют ряд общих характерных особенностей, которые делают их национальными государствами.
Каждая нация занимает и контролирует независимую географическую территорию с признания (если не одобрения) этого мировым сообществом. Например, весь мир признает, что Уэльс является частью Великобритании, а Украина - частью Советского Союза, хотя и Уэльс и Украина имеют свои культурные традиции и говорят на национальных языках. Иногда одна нация может отказаться признать дипломатический статус другой нации, действуя при этом из политических или идеологических соображений. В течении почти 25 лет Соединенные Штаты отказывались признать Китайскую Народную Республику как законный политический режим на территории Китая. Но КНР была признана в качестве независимого государства большинством наций мирового сообщества.
Территориальные претензии наций иногда приводят к спорам вокруг границ из-за того, что оба государства считают, что они вправе контролировать данную территорию. Разногласия вокруг территории Техаса привели в 1846 г. к войне между Мексикой и США; а между Индией и Пакистаном возник вооруженный конфликт вокруг территории Кашмира и Бангладеш. Подобные конфликты обычно не урегулируются, пока не начнется война, и нацияпобедительница не получит право на признание законности своих требований.
Способность людей к единению; национализм. Национализм является главной опорой существования нации. Во времена перемен политических сдвигов и беспорядков чувство национального единства выступает как объединяющая сила, которая позволяет народу почувствовать себя нацией, что облегчает действия правительства по урегулированию ситуации. Национализм помогает оправдать действия государственной власти, т.к. люди, обладающие чувством национального единства, вряд ли будут считать свое правительство чуждой политической надстройкой. Национализм, таким образом, помогает оправдать применение властями силы против собственного народа или в отношении других государств.
Важным моментом национализма является эмоциональная приверженность людей какому-либо географическому региону. Каждый народ питает свои чувства по отношению к родине. Английские колонизаторы тоже пытались захватить в Америку частицу родины, поэтому они давали своим поселениям такие названия, кал Джорджия, Вирджиния и Нью-Йорк. Сейчас русские говорят о "Матери-России", а японцы считают гору Фудзияма символом своей нации.
Но на одной привязанности к географической территории чувства национального единства не построишь. Для его возникновения также необходимы общие исторические и культурные корни. Сознание общего прошлого, общей истории очень объединяет людей, подобно тому как оно объединяет граждан Республики Ирландии, которые гордятся вековой борьбой своего государства с Англией. Точно так же сознание общего культурного наследия, такого как религия, национальная литература, художественные или музыкальные традиции, могут помочь формированию чувства национального единства. Римская католическая церковь и памятники архитектуры и искусства эпохи Возрождения в Италии, русское литературное наследие таких писателей, как Лев Толстой, - все это в немалой степени способствовало формированию чувства национального единства итальянцев и русских. Отсутствие общих традиций - один из источников нестабильности политических режимов многих африканских и азиатских государств. Этим странам приходилось рассчитывать на пропаганду с помощью средств массовой информации, на "внушения" в школах, на воспитание на примере новых национальных героев, чаще всего военных, чтобы развить в людях чувство национального единства, которое на самом деле не смогло восполнить исторический и культурный вакуум.
Подобно исторической и культурной общности, языковая общность также является важной частью национализма. Именно с помощью языка происходит передача исторических, культурных и социальных традиций из поколения в поколение; кроме того, язык - основной признак, по которому различаются этнические группы. В некоторых странах, как, например, в Индии и Швейцарии, используются два языка. Но в принципе существование и функционирование в стране нескольких языков лишь ведет к расколу общества, в то время как национальный язык выступает как его объединяющая сила. Деление Канады на англоговорящее население и франкоговорящее население, пожалуй, один из самых трудных моментов в истории нации. В некоторых азиатских и африканских государствах, состоящих из множества племен, наряду с национальным языком получил распространение английский или французский, поскольку ранее эти государства были английскими или французскими колониями.
Что же удерживает от распада государство, в котором вроде бы нет общих традиций и народы которого составляют различные в этническом отношении группы со своей религией, историей и традициями? В Соединенных Штатах отсутствуют многие признаки национального государства: в стране нет единой национальной религии, а культура США представляет собой "синтез" культурных традиций других стран. Деннис Броган, английский политический обозреватель, заметил, что американский национализм опирается в первую очередь на некие символические понятия: в качестве объединяющей силы выступают идеалы нации, выраженные в Конституции и Билле о правах. В самом деле, религиозное учение мормонов гласит, что Конституция была божественным вдохновением и написана рукой Господа.
Независимость и законность. Важной составной частью национализма является историческая и культурная общность, но другой, не менее важной - стремление наций к независимости. Под независимостью нации подразумевается управление страной без вмешательства извне. Как уже говорилось.., оплотом национальной независимости служит законность, которая может быть определена как способность правительства поддерживать в народе доверие к себе. Как происходит развитие наций? Что появляется вначале - государства или нации? Нация - это общность людей, обладающих самосознанием, чувством единства, сходностью позиций и идеалов и чаще всего (но не всегда) говорящих на одном и том же языке. Государство - это правительственная структура, чаще всего независимая и обладающая достаточной властью, чтобы заставить выполнять свои предписания (надо заметить, что здесь слово "государство" используется в своем прямом значении, в этом смысле 50 штатов США государствами не являются). Многие, возможно, возразят, что нации появились задолго до возникновения государства. Государства, в конце концов, довольно искусственные образования: они рождаются, умирают и претерпевают изменения. Естественно, что именно нации лежат в основе государств, а не наоборот; люди с их общими национальными чувствами важнее, чем правительственные структуры.
Исторические исследования, однако, опровергают эту точку зрения, основанную на здравом смысле. Почти во всех случаях сначала появлялись государства - правительственные структуры - и только затем вокруг них формировались нации.
Толпы мятежников, выкрикивая антиправительственные лозунги, разливаются по улицам столицы страны третьего мира. Они устали от постоянного голода, в то время как друзья и родственники президента живут в роскоши. Даже привилегированные деловые круги отдают себе отчет в том, насколько коррумпировано правительство, и выступают за отставку президента. Президент, опасаясь за свою жизнь и благосостояние, дает армии приказ стрелять в мятежников. Вместо этого армия встает на сторону бунтовщиков, и президент спасается бегством, прихватив с собой чемоданы с деньгами, драгоценностями и произведениями искусства. И хотя он провозглашал себя отцом и спасителем своей страны, оказалось, что мало кто поддержал его.
На другом континенте члены радикальной подпольной группы встречаются в маленькой квартире для разработки плана террористического акта. Они раздражены и возмущены тем, что они принимают за нарушение их национальных прав. Каждый человек имеет родину, почему они не могут ее иметь? Правительство, которое они ненавидят, отказывается их признать; более того, оно определяет их как врагов государства, их мирный политический протест был встречен полицейскими дубинками и арестами, поэтому террористы решают добиться своего более действенными средствами. Они начиняют машину взрывчаткой и ставят ее на стоянку возле правительственного здания; часовой механизм приводит в действие взрывное устройство, в результате чего погибают прохожие. Террористы считают, что они сделали важное дело и гордятся своей работой.
В это время американский президент пытается осторожно отказаться от своих обещаний по ряду политических вопросов. На выборах победил его простой лозунг, продвинувший его далеко вперед от соперников по одному из событий текущего момента. Однако, вступив в президентство, он осознал, насколько затруднительно будет выполнять свои обещания по данному вопросу и как сложно провести этот вопрос через Конгресс, бюрократическую систему и через слои с различными интересами. Президент пытается ослабить свою политику, высказывает стремление к компромиссам и старается выглядеть уверенным в данном политическом вопросе. Критики говорят, что он становится слабым и нерешительным. По иронии судьбы именно в таких выражениях президент высказывался о своем предшественнике, которого он победил на выборах. Быть президентом, молчаливо размышляет он, значительно труднее, чем он себе представлял.

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
130.62 кб

Российская гражданская нация: проблемы укрепления и интеграции

Цветков Олег Михайлович
В статье рассматриваются актуальные проблемы укрепления российской гражданской нации. Анализируются имеющиеся точки зрения на гражданскую нацию. Предлагаются пути ее дальнейшей интеграции.
Читать PDF
159.28 кб

Этнос, нация и политика

Медведев Николай Павлович
В статье автором раскрывается сущность понятий «этнос», «нация», «этничность», «национальность».
Читать PDF
454.37 кб

Нация или умма: исламский мир в поисках самоидентичности

Воронин Сергей Анатольевич
Автор рассматривает идеологии национализма и исламизма как факторы идентификации на мусульманском Востоке. Национализм и исламизм объединяет оппозиция Западу, проекту глобализации.
Читать PDF
253.04 кб

Нация и национализм как научная проблема

Хамутаев Владимир Андреевич
В статье анализируются теоретические подходы к нации и национализму в контексте обеспечения оптимальных условий равноправного развития наций,
Читать PDF
1.44 мб

97. 01. 010. Нация и государство. (реферативный обзор)

Верченов Л. Н.
Читать PDF
402.85 кб

Нация как иллюзия

Фадеичева М.А.
Читать PDF
151.80 кб

Нация как субъект политической коммуникации: современный опыт России

Баранов Николай Алексеевич
Читать PDF
374.74 кб

ГРАЖДАНСКАЯ НАЦИЯ И ЭТНОНАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Колесников В. А.
Читать PDF
201.30 кб

Концептуальный смысл понятия «Нация» и идеология мультикультурализма

Плужникова Н. Н.
Читать PDF
169.45 кб

Татарская нация и ислам в 90-е годы XX века и в настоящее время

Юзеев Айдар
"Религия и идентичность", М., 2003 г., с.169176.
Читать PDF
31.67 кб

Патриотизм и нация как источники моральной мотивации в национализме* (часть 2)

Беспалова Татьяна Викторовна
В статье автор обращается к рассмотрению моральных фреймов современных политических идеологий, анализирует моральные аспекты национализма. Представлена проблема гражданского и этнического национализма.
Читать PDF
357.64 кб

«Нация» как незаконный и анонимный концепт (к вопросу о национальном строительстве в постсоветских г

Поцелуев Сергей Петрович
В статье развивается тезис о том, что основанием относительно устойчивого развития постсоветских государств де-факто является успешное строительство наций на их территориях. Автор анализирует проблемные стороны этих процессов.
Читать PDF
337.92 кб

Государство и нация в Украине после 2004 г. : анализ и попытка прогноза

Миллер Алексей Ильич
Статья анализирует развитие политики национализирующегося государства на Украине в 2005-2008 гг.
Читать PDF
94.75 кб

Политическая нация и традиционализм как координаты развития национализма в современной Грузии

Кирчанов Максим Валерьевич
Автор анализирует политические и традиционные тренды в идеологии современного грузинского национализма.
Читать PDF
160.93 кб

Татарская нация и ислам в 90-е годы XX В. И в настоящее время

Юзеев Айдар
"Религия и идентичность в России", М., 2003 г., с. 169-175.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТСТВУЕМАЯ НАЦИЯ

    (Most Favoured Nation (MFN)) Принцип наиболее благоприятствуемой нации содержится в ст. I Устава ГАТТ (GATT) и ее преемницы – Всемирной Торговой Организации (World Trade Organization). Название может ввести в заблуждение. Пр
  • Государство-Нация

    независимое политическое сообщество, скрепленное прочными узами единого гражданства и национальности; принцип «одна нация — одно государство».
  • Государствообразующая нация

    этническое большинство, являющееся основой национального государства и включенное в его наименование (эстонцы - Эстония).
  • Титульная нация

    государствообразующая нация, представленная в наименовании государства.
  • Государство государство-нация этатизм

    Инстанция общего управления народом или обществом, организованным в виде политической и территориальной единицы. Какова бы ни была его форма, государство — которое римляне называли «Рее публика
  • Нация национализм новый национализм

    Этимологически «нация» это народное и политическое сообщество одного и того же этнического происхождения, одного и того же «рода». Не следует путать нацию и государство-нацию. «Нация» и «этнос» —