Наблюдение
Наблюдение
метод сбора данных, при использовании которого фиксируется интересующее исследователя явление или поведение. Как метод сбора первичной информации о текущем поведении объекта Н. полезно в случае, когда его нельзя опросить. При прямом Н. (англ. direct observation) исследователь непосредственно наблюдает поведение, а при косвенном н. использует устройство записи информации (англ. behavior recording device). Оно осуществляет постоянное, обычно скрытое, Н. поведения. Пример — счетчик или измеритель скорости проезжающих машин. Примеры Н. в искусственных условиях (англ. contrived observation) — фиксация выборов опрашиваемых относительно расположения дисплеев в определенном помещении, распределения пространства на полках и др. Н. участника (англ. participant observation) — метод сбора информации, при котором исследователь осуществляет наб,модение за целевой аудиторией, являясь ее членом. Виды наблюдения: 1) Прямое наблюдение - используется для изучения повеления и оценок, напр., эффективности рекламы. Желательно, чтобы опрашиваемые не знали о наблюдении. В противном случае они могут изменить свое поведение. Поэтому часто используются маскировка, видеокамеры и полупрозрачные зеркала. 2) Наблюдение в искусственных условиях - поведение людей, помещенных в искусственно созданную ситуацию, позволяет выявить их скрытые убеждения, взгляды и мотивы. Этот метод подобен проекционному. 3) Контент-анализ — объективное, систематическое количественное исследование текста Анализ смысловых элементов письменного документа с использованием четких правил. Объектами анализа могут быть слова, символы, темы, единицы времени и пространства. Разрабатываются категории их классификации. Метод используется для анализа текста рекламных обращений, газетных статей, теле- и радиопрограмм и др. 4) Косвенное наблюдение - изучение «остаточных явлений» поведения требует большой изобретательности и обычно позволяет определить лишь общие характеристики. Напр., чтобы выбрать радиоканал для размещения рекламы, компания — автомобильный дилер — фиксировала наиболее популярные настройки приемников в автомобилях, которые поступали на техническое обслуживание. Музей проводит оценку популярности отдельных экспонатов по степени износа напольного покрытия перед ними, а также по числу отпечатков носов на стеклах, прикрывающих экспонаты. 5) Интервью с сопереживанием - поисковый метод, основанный на знании социологии, психологии, маркетинговых исследованиях и антропологии. Помогает выявить социальные факторы, влияющие на поведение объекта. 6) Включенное наблюдение - исследователь внедряется в изучаемую систему и ведет два дневника. Первый предназначен для теоретических положений. В него исследователь записывает выводы. основания, на которых они были сделаны, гипотезы, изменения своих взглядов. Второй журнал является методическим В нем фиксируются используемые процедуры исследования, а также возможные искажения и ошибки.