Мультикультурализм на Юге России

Найдено 1 определение
Мультикультурализм на Юге России
вид интегративной либеральной идеологии, посредством к-рой в полиэтнич. об-вах реализуется стратегия достижения общественного согласия на принципах равноправного сосуществования разных культур. Главная идея М. - гармоничное взаимодействие различных культур, существующих в одном политич. пространстве. Идеология М. возникла в странах Европы, США и Канаде в 70-80-е годы XX в., и пришла на смену идее «плавильного котла» -представления о том, что совместное проживание представителей различных этнич. групп в границах развитого индустриального об-ва (в частности, в США) приводит к их «переплавке» в единое социо-культ, сообщество. М. как идеология и политич. практика ориентирован на интеграцию и стабилизацию полиэтничных государств, при отказе от этнокульт. ассимиляции как стратегической цели. М. сегодня трактуется на трех уровнях: 1) на демографическом, где описывается изменения демографического состояния населения под воздействием этномиграционных процессов, т.е. пространственного перемещения этнокультурных сообществ; 2) на политическом, предполагающем разработку внутренней политики в стране, на основе принципа равноправия нац. меньшинств и этнич. большинства населения; в этом случае политика направлена на поддержание гармонии отношений между этнич. группами, структурирования взаимодействия государства и различных этнокульт. сообществ; 3) на идеологическом, в рамках к-ого формируется концепция межкультурного диалога и обосновываются ценности межкультурного взаимопонимания, поддержания культ, самобытности различных народов. Согласно идеологии и практике М., межкульт, (межэтническая) толерантность должна поддерживаться в об-ве всегда и всеми имеющимися средствами. Важным механизмом реализации М. в повседневной жизни об-ва наряду с рынком является модель мультикультуральной школы. На уровне конкретных образовательных технологий мульти культурная школа имеет ряд конкретных целей: развитие этнич. и культ, грамотности детей и учителей, т.е. определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в об-ве этнич. групп; акцент на личностное развитие каждого ребенка; формирование мульти культурной соц. компетентности в ходе учебно-воспитательного процесса, т.е. умение взаимодействовать и понимать людей, этно-культурно отличных. Формирование мульти культурной модели школы опирается на бикультуральную компетентность. В наст, время в России М. не является специально обоснованной идеологией. Однако на Ю.Р. со стороны федерального центра фактически проводится политика, в основе к-рой лежит принцип равноправия всех народов, независимо от их численности и степени укорененности в регионе. Вместе с тем в сфере культ, политики существует колебание между поддержанием нац. (этнич.) школ или формированием мультикультуральной модели школы.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.