Мораль
Мораль
(Moral, Мораль) - форма общественного сознания, один из способов духовно- практического освоения человеком окружающей его социальной действительности на основе различения добра и зла.
Мораль
(от лат «moralis» – нравственный) – форма общественного сознания, система норм и принципов, регулирующих поведение людей по отношению друг к другу с позиции противоположности добра и зла, честности и бесчестности, справедливости и несправедливости.
МОРАЛЬ
(sittlichkeit) переводится на основании трудов Гегеля (Hegel) как мораль. Относится к этическим нормам, возникающим в результате взаимодействия субъективных ценностей личности и объективных ценностей общественных институтов. Если эти ценности совпадают, то человек, согласно Гегелю, свободен.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Мораль
(лат. mores - нравы) - форма общественно-политического сознания, в которой закрепляются политико-этические и нравственные качества социальной действительности (благо, добро, степень политической свободы и справедливости и т. п.). Но мнению автора этих строк, мораль в самом общем виде: особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, нравственных отношений, регулирующих его гуманное поведение в обществе.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
МОРАЛЬ
-и, ж., мн. нет (лат. moralitas, от лат. mores – нравы, общепринятые традиции, негласные правила). 1. Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Вернуть мораль в политику (РГ. 2015.17.09). 2. Логический, поучительный вывод из чего-н. Но мораль одна: угрозы полномасштабной войны никто не отменял и не отменит… (Взгляд. 2016.02.01). 3. Разг. Нравоучение, наставление. Но когда кто-то пытается нам читать мораль, хочется сказать: забрались на амвон, манишку, что ли, оденьте (АИФ. 2015.06.01).
МОРАЛЬ
(от лат. mores, moralitas – общепринятые, негласные правила) – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. М. определяет собой должное поведение людей на основе общественного мнения и несёт на себе печать своей эпохи и культуры. Текущее состояние М., моральный уклад общественной жизни (отношений) принято называть «нравами». Чувственная опора (критерий) М. – страх перед общественным мнением («что люди скажут?!»).
Источник: Советский политический язык 1984 г.
Мораль
(лат. - нравственный) - одна из форм общественного сознания, совокупность норм и правил, определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг другу. Мораль опирается на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычки. Она носит исторический характер, и поэтому нет единой морали, пригодной для всех времен, народов, наций, социальных слоев. Мораль изучается специальной наукой - этикой. Представление о нравственном и безнравственном, о добре и зле у различных народов и классов различны. Вместе с ним в ходе истории складываются и общечеловеческие моральные ценности.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
МОРАЛЬ
(фр. morale нравственность, от лат. mos, moralis нрав, нравственный) одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение к-рых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы М. опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждения, традиции и привычки. М. находит выражение в поступках человека, в его отношении к обществу, труду, семье, коллективу. В классовом обществе М. носит классовый характер, и представления о нравственном и безнравственном, добре и зле у различных классов различны. Вместе с тем в ходе истории складываются и общечеловеческие Нравственные ценности. Высшей исторической ступенью нравственности человечества является коммунистическая мораль.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Мораль
от лат. moralis нравственный)
1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой;
2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).
1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой;
2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Мораль
- (нравственность) - правила, нормы общежития, поведения людей, определяющие их обязанности и отношения друг к другу и к обществу, одна из форм общественного сознания.
В классовом обществе мораль имеет классовый характер и призвана, прежде всего, узаконить разделение людей по имущественному признаку и право имущих на эксплуатацию неимущих.
Паразитические цели и разрушительный характер деятельности эксплуататоров формируют соответствующую мораль, которая носит торгашеский характер, способствует развитию паразитизма и неограниченного потребительства, и такие личностные качества, как скрытность, хитрость, алчность, агрессивность, эгоизм. Их устремленность - к роскоши, пресыщенности и извращениями. Их лозунги: "человек человеку - волк!", "Живи настоящим!". Они создают состояние при котором идет "война всех против всех!".
Созидательный характер деятельности трудящихся формирует соответствующую мораль и такие личностные качества, как честность, общительность, сердечность, самоотверженность и т.п. Класс трудящихся совершенствует полноценные разумные потребности, отличается скромностью, воздержанностью, развивает социально-положительные личностные качества, духовность, культуру. Во взаимоотношения людей вносятся доброжелательность, дружба, бескорыстная взаимопомощь.
Лозунгом класса трудящихся является: "Человек человеку друг, товарищ и брат!" Его высшей целью является творческий и радостный Труд, приносящий полноценное счастье. Их девиз: "Слава Труду!".
Коммунистическая мораль - естественное развитие морали трудящихся. Она подчинена интересам классовой борьбы трудящихся, уничтожения всякой эксплуатации и развития коммунистических отношений, утверждающих приоритет общественных интересов перед личными.
На этапе социализма происходит борьба между коммунистической и мелкобуржуазной моралью. Приоритетное развитие общественного потребления и сокращение товарно-денежных отношений в сфере потребления предопределяет победу коммунистической морали.
Мораль
После краха советской системы возобладала точка зрения, что мораль и нравственность — сфера сугубо частной жизни, куда государство вмешиваться не должно. Многие продолжают считать так и поныне. Однако гораздо больше тех, кто все настойчивее ставит вопрос о возможности и целесообразности регулирования, в том числе и законодательного, отношений в этой области.
Морально-нравственная проблематика все чаще перемещается в центр общественного внимания, становясь не только предметом острых дискуссий, но и конфликтов, которые в ряде случаев приобретают ярко выраженный политический оттенок. Столь обостренное восприятие ситуации в морально-нравственной сфере обусловлено в первую очередь тем, что, по мнению россиян, дела в этой сфере обстоят крайне неблагополучно и имеют тенденцию к ухудшению. Как показывают опросы, главная проблема, которая волнует респондентов, — это не столько избыточная свобода нравов, распущенность, аморальность, в том числе и в средствах массовой информации, сколько изменение характера взаимоотношений между людьми. На вопрос: «Какие поступки и действия людей являются наиболее безнравственными?», значительное число россиян, помимо алкоголизма и наркомании, отметили безразличие людей друг к другу (26%), ложь, лицемерие, подлость (20%), а также неуважение людей к окружающим, проявляющееся в бытовом хамстве и практически тотальном использовании ненормативной лексики, в том числе и при общении с женщинами и детьми (17%).
Еще более жесткими и даже в чем-то самоуничижительными выглядят оценки тех изменений, которые произошли в людях и в их взаимоотношениях за годы реформ. Респонденты фиксируют «обвал» таких традиционно присущих россиянам качеств, как доброжелательность, душевность, искренность, бескорыстие. И заметное усиление агрессивности, цинизма. Единственно, что изменилось к лучшему, это отмечаемый многими рост образованности россиян. Иначе говоря, в России налицо кризис межличностного доверия. Взаимоотношения между людьми все больше начинают напоминать те, которые присущи любому массовому, потребительскому обществу, где, по словам известного британского социолога З. Баумана, давно утвердился «каинов» принцип «Разве я сторож брату своему?!».
Судя по результатам исследований, сегодня мы имеем дело не столько с тотальным падением нравов и всеобщей моральной деградацией, сколько с вербализацией страхов и фобий. Многие россияне по-прежнему отдают приоритет традиционным российским добродетелям, таким как трудолюбие и честность (их отметили соответственно 44 и 40% опрошенных), хотя и не всегда ощущают востребованность этих качеств в реальной жизни.
Для большинства населения (52%) по-прежнему важнее честно прожитая жизнь. Даже ради достижения успеха в жизни они не переступят через свои моральные принципы. Многие (40%) опрошенные согласны с тем, что в современном жестоком мире нельзя руководствоваться исключительно моральными принципами, а нужно действовать сообразно обстоятельствам. Чем моложе респонденты, тем чаще они придерживаются этой точки зрения. «Метания» массового сознания становятся еще более явными, когда речь заходит о том, подвержены ли влиянию времени основные моральные нормы и принципы. Мнение людей раскололось практически пополам: 48% респондентов считают, что основополагающие моральные принципы не подвержены влиянию времени, а 47% — придерживаются противоположного мнения.
В целом жизнь среди хаоса 1990-х годов наложила серьезный отпечаток на социально-психологический климат в стране. Почти каждый третий россиянин испытывал в конце прошлого — начале нынешнего века состояние страха, тревоги, пессимизма, неуверенности; каждый пятый — чувство разобщенности с окружающими его людьми. В последние годы ситуация начала выправляться, но тем не менее социально-психологическая реабилитация общества займет, судя по всему, еще много времени. А пока приверженность многих опрошенных моральным ценностям подвергается большим испытаниям. Это проявляется, в частности, в моральном релятивизме, когда не только размывается грань между «добром и злом», но и усиливается «толерантность» людей в отношении отступления от общепринятых норм и правил поведения, особенно когда речь идет о взаимоотношениях с государством. Из 18-ти предложенных респондентам поступков, которые принято считать аморальными или, по меньшей мере, неэтичными, табу для большинства опрошенных стали лишь 5 (их не оправдали бы ни при каких условиях более 75% опрошенных). Это употребление наркотиков, жестокое обращение с животными, обогащение за счет других, пьянство, алкоголизм и детская безнадзорность, беспризорность. По всем остальным позициям (супружеская измена, уклонение от уплаты налогов, уклонение от службы в армии, дача и получение взяток и т.д.) разброс мнений очень широк.
Российское общество демонстрирует высокий уровень терпимости к существованию множественности нравственных стандартов. Это не означает, что все, кто оправдывает те или иные аморальные действия, могут их совершать. Однако подобные действия, не будучи осужденными общественным мнением, получают тем самым право на дальнейшее тиражирование и, в конечном счете, могут стать социально-приемлемыми.
В. В. Петухов
Морально-нравственная проблематика все чаще перемещается в центр общественного внимания, становясь не только предметом острых дискуссий, но и конфликтов, которые в ряде случаев приобретают ярко выраженный политический оттенок. Столь обостренное восприятие ситуации в морально-нравственной сфере обусловлено в первую очередь тем, что, по мнению россиян, дела в этой сфере обстоят крайне неблагополучно и имеют тенденцию к ухудшению. Как показывают опросы, главная проблема, которая волнует респондентов, — это не столько избыточная свобода нравов, распущенность, аморальность, в том числе и в средствах массовой информации, сколько изменение характера взаимоотношений между людьми. На вопрос: «Какие поступки и действия людей являются наиболее безнравственными?», значительное число россиян, помимо алкоголизма и наркомании, отметили безразличие людей друг к другу (26%), ложь, лицемерие, подлость (20%), а также неуважение людей к окружающим, проявляющееся в бытовом хамстве и практически тотальном использовании ненормативной лексики, в том числе и при общении с женщинами и детьми (17%).
Еще более жесткими и даже в чем-то самоуничижительными выглядят оценки тех изменений, которые произошли в людях и в их взаимоотношениях за годы реформ. Респонденты фиксируют «обвал» таких традиционно присущих россиянам качеств, как доброжелательность, душевность, искренность, бескорыстие. И заметное усиление агрессивности, цинизма. Единственно, что изменилось к лучшему, это отмечаемый многими рост образованности россиян. Иначе говоря, в России налицо кризис межличностного доверия. Взаимоотношения между людьми все больше начинают напоминать те, которые присущи любому массовому, потребительскому обществу, где, по словам известного британского социолога З. Баумана, давно утвердился «каинов» принцип «Разве я сторож брату своему?!».
Судя по результатам исследований, сегодня мы имеем дело не столько с тотальным падением нравов и всеобщей моральной деградацией, сколько с вербализацией страхов и фобий. Многие россияне по-прежнему отдают приоритет традиционным российским добродетелям, таким как трудолюбие и честность (их отметили соответственно 44 и 40% опрошенных), хотя и не всегда ощущают востребованность этих качеств в реальной жизни.
Для большинства населения (52%) по-прежнему важнее честно прожитая жизнь. Даже ради достижения успеха в жизни они не переступят через свои моральные принципы. Многие (40%) опрошенные согласны с тем, что в современном жестоком мире нельзя руководствоваться исключительно моральными принципами, а нужно действовать сообразно обстоятельствам. Чем моложе респонденты, тем чаще они придерживаются этой точки зрения. «Метания» массового сознания становятся еще более явными, когда речь заходит о том, подвержены ли влиянию времени основные моральные нормы и принципы. Мнение людей раскололось практически пополам: 48% респондентов считают, что основополагающие моральные принципы не подвержены влиянию времени, а 47% — придерживаются противоположного мнения.
В целом жизнь среди хаоса 1990-х годов наложила серьезный отпечаток на социально-психологический климат в стране. Почти каждый третий россиянин испытывал в конце прошлого — начале нынешнего века состояние страха, тревоги, пессимизма, неуверенности; каждый пятый — чувство разобщенности с окружающими его людьми. В последние годы ситуация начала выправляться, но тем не менее социально-психологическая реабилитация общества займет, судя по всему, еще много времени. А пока приверженность многих опрошенных моральным ценностям подвергается большим испытаниям. Это проявляется, в частности, в моральном релятивизме, когда не только размывается грань между «добром и злом», но и усиливается «толерантность» людей в отношении отступления от общепринятых норм и правил поведения, особенно когда речь идет о взаимоотношениях с государством. Из 18-ти предложенных респондентам поступков, которые принято считать аморальными или, по меньшей мере, неэтичными, табу для большинства опрошенных стали лишь 5 (их не оправдали бы ни при каких условиях более 75% опрошенных). Это употребление наркотиков, жестокое обращение с животными, обогащение за счет других, пьянство, алкоголизм и детская безнадзорность, беспризорность. По всем остальным позициям (супружеская измена, уклонение от уплаты налогов, уклонение от службы в армии, дача и получение взяток и т.д.) разброс мнений очень широк.
Российское общество демонстрирует высокий уровень терпимости к существованию множественности нравственных стандартов. Это не означает, что все, кто оправдывает те или иные аморальные действия, могут их совершать. Однако подобные действия, не будучи осужденными общественным мнением, получают тем самым право на дальнейшее тиражирование и, в конечном счете, могут стать социально-приемлемыми.
В. В. Петухов
Источник: Словарь политических терминов.
МОРАЛЬ
(лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека; внутренние ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание.
Впервые слово «М.» — moralis употребил в своих работах Цицерон, выводя общее моральное правило: «кто следует природе, тот не ошибается». В дальнейшем понятие «М.» формулируется в философском размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначались словами «добро и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное» и т.д.
Основные различия в философско-этических трактовках М. определяются расхождениями в понимании источника М. и содержания морального идеала. По пониманию источника М. типологически различаются: 1) натуралистические концепции, под основаниями морали признают природные и биологические закономерности (Ж.О. Ламетри, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, П.А. Кропоткин, школа социобиологии); 2) социологические концепции (Т. Гоббс, Дж.С. Милль, марксизм, М. Вебер, Э. Дюркгейм, этнологические теории), выводят М. из общественной организации, как разновидность социальной дисциплины; 3) «антропологические» концепции (Демокрит, киренаики, Аристотель, К.А. Гельвеций, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм) видят истоки М. в природе человека; 4) супранатуралистические концепции (Гераклит, Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция, Тейяр де Шарден) выводят М. из некоторого трансцендентного источника; например, в религиозных учениях М. представляется как данная в откровении божественная заповедь. Необходимо отметить, что религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии четче и жестче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие.
По интерпретации идеала различаются: 1) гедонистические учения (Аристипп, Эпикур, Д. Пирс), согласно которым высшей ценностью и целью человека является удовольствие и все моральные обязательства укладываются в желание получать удовольствия; 2) утилитаристские или прагматистские учения (софисты, Дж. Милль, Б. Франклин, Н.Г. Чернышевский, марксизм), согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху; 3) перфекционистские учения (Платон, А. Августин, Б. Спиноза, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев), согласно которым высшей ценностью является совершенство и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу; 4) гуманистические учения (А. Шопенгауэр, Э. Фромм), согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и обязанностью каждого является содействие благу другого.
Кроме личного уровня М. относится и к общественной деятельности человека. Основные социальные функции морали: регуляторная, ценностно-ориентационная, социализирующая, личностного самоопределения. Выделяют три компонента М.: 1) моральная деятельность — важнейший компонент М., проявляющийся в поступках; 2) моральные отношения — отношения, в которые вступают люди, совершая поступки; 3) моральное сознание, которое включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов.
В случае, когда сталкиваются противоречащие моральные суждения из разных нормативных систем, нет оснований для выбора между ними. Таким образом, некорректно называть какую-то систему моральных ценностей хорошей или плохой без упоминания того, что оценивается она с позиций другой моральной системы. При таком понимании М. общечеловеческие ценности теоретически невозможны из-за разнообразия моральных норм. Практически же в мире идет постоянная борьба различных цивилизаций, одной из причин которой, по мнению наблюдателей, является именно несовпадение моральных ценностей. В этой связи интересны слова Карла Маркса: «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто не способен мыслить».
Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает М. как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества.
Такому пониманию М. и близко ее определение как коллективной интуиции. М. направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
М. и нравственность — близкие понятия. Концептуализация данных понятий носит, как правило, авторский характер, однако часто нравственность подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). М. в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
М. и право тесно переплетены. М. вырабатывается обществом и в случае, если она признается государством, моральная норма становится правом и закрепляется в государственных актах. Например, десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Однако практика тоталитарных режимов показала, что иногда М. может вступать в противоречие с правом. За нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы М. — общественное осуждение и самокритика.
В связи с этим раскрывается особенность моральной регуляции в сравнении с другими регулятивами (правовыми, локально-групповыми, административно-корпоративными, конфессиональными и т.п.). В отличие от других инструментов социальной дисциплины, которые обеспечивают противостояние человека как члена сообщества (как социального животного) природным стихиям, — М. призвана обеспечить самостоятельность человека как личности по отношению к его собственным влечениям, спонтанным реакциям и внешнему групповому и общественному давлению.
А.В. Симонова
Впервые слово «М.» — moralis употребил в своих работах Цицерон, выводя общее моральное правило: «кто следует природе, тот не ошибается». В дальнейшем понятие «М.» формулируется в философском размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначались словами «добро и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное» и т.д.
Основные различия в философско-этических трактовках М. определяются расхождениями в понимании источника М. и содержания морального идеала. По пониманию источника М. типологически различаются: 1) натуралистические концепции, под основаниями морали признают природные и биологические закономерности (Ж.О. Ламетри, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, П.А. Кропоткин, школа социобиологии); 2) социологические концепции (Т. Гоббс, Дж.С. Милль, марксизм, М. Вебер, Э. Дюркгейм, этнологические теории), выводят М. из общественной организации, как разновидность социальной дисциплины; 3) «антропологические» концепции (Демокрит, киренаики, Аристотель, К.А. Гельвеций, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм) видят истоки М. в природе человека; 4) супранатуралистические концепции (Гераклит, Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция, Тейяр де Шарден) выводят М. из некоторого трансцендентного источника; например, в религиозных учениях М. представляется как данная в откровении божественная заповедь. Необходимо отметить, что религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии четче и жестче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие.
По интерпретации идеала различаются: 1) гедонистические учения (Аристипп, Эпикур, Д. Пирс), согласно которым высшей ценностью и целью человека является удовольствие и все моральные обязательства укладываются в желание получать удовольствия; 2) утилитаристские или прагматистские учения (софисты, Дж. Милль, Б. Франклин, Н.Г. Чернышевский, марксизм), согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху; 3) перфекционистские учения (Платон, А. Августин, Б. Спиноза, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев), согласно которым высшей ценностью является совершенство и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу; 4) гуманистические учения (А. Шопенгауэр, Э. Фромм), согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и обязанностью каждого является содействие благу другого.
Кроме личного уровня М. относится и к общественной деятельности человека. Основные социальные функции морали: регуляторная, ценностно-ориентационная, социализирующая, личностного самоопределения. Выделяют три компонента М.: 1) моральная деятельность — важнейший компонент М., проявляющийся в поступках; 2) моральные отношения — отношения, в которые вступают люди, совершая поступки; 3) моральное сознание, которое включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов.
В случае, когда сталкиваются противоречащие моральные суждения из разных нормативных систем, нет оснований для выбора между ними. Таким образом, некорректно называть какую-то систему моральных ценностей хорошей или плохой без упоминания того, что оценивается она с позиций другой моральной системы. При таком понимании М. общечеловеческие ценности теоретически невозможны из-за разнообразия моральных норм. Практически же в мире идет постоянная борьба различных цивилизаций, одной из причин которой, по мнению наблюдателей, является именно несовпадение моральных ценностей. В этой связи интересны слова Карла Маркса: «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто не способен мыслить».
Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает М. как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества.
Такому пониманию М. и близко ее определение как коллективной интуиции. М. направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
М. и нравственность — близкие понятия. Концептуализация данных понятий носит, как правило, авторский характер, однако часто нравственность подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). М. в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
М. и право тесно переплетены. М. вырабатывается обществом и в случае, если она признается государством, моральная норма становится правом и закрепляется в государственных актах. Например, десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Однако практика тоталитарных режимов показала, что иногда М. может вступать в противоречие с правом. За нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы М. — общественное осуждение и самокритика.
В связи с этим раскрывается особенность моральной регуляции в сравнении с другими регулятивами (правовыми, локально-групповыми, административно-корпоративными, конфессиональными и т.п.). В отличие от других инструментов социальной дисциплины, которые обеспечивают противостояние человека как члена сообщества (как социального животного) природным стихиям, — М. призвана обеспечить самостоятельность человека как личности по отношению к его собственным влечениям, спонтанным реакциям и внешнему групповому и общественному давлению.
А.В. Симонова
Источник: Политический словарь нашего времени.