МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Монтескье Шарль Луи
(1689-1755) французский политический мыслитель, представитель первого поколения просветителей. Основное произведение – «О духе законов»(1748).

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Монтескье Шарль Луи
1689–1755) – французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма (монархического самодержавия). Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства, утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип “разделения властей”. Уделял большое значение географическому фактору в истории государств, эта сторона его философии повлияла в дальнейшем на геополитическую науку. Основные сочинения: “Персидские письма” (1721 год), “О духе законов” (1748 год).

Источник: Философия политики: словарь персоналий

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи
Франция, 1689–1755. Произведения — «О духе законов», «Рассуждения о причинах величия и падения римлян», «Персидские письма» и др. Просветитель, сторонник естественного права, считал первым законом естественного права — мир, а не «войну всех против всех» (как Гоббс). Выдвинул идею позитивного закона, который понимал как потребность в порядке и как разум бытия. В этой связи необходимо искать не букву, а дух закона. Законы, по Монтескье, определяются типом государства и правления. Выступал за разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Разделение властей необходимо для обеспечения политической свободы в обществе. Выделил республику, монархию и деспотию как типы государства, определяющие формы законов и их действие. Деспотию при этом считал противоречащей природе человека. Наказание должно следовать за действием, а не за мыслью. Наказание за мысль — это ликвидация гарантий свободы. Сторонник парламентской демократии.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ

1689-1755) — выдающийся философ, политический мыслитель и правовед эпохи французского Просвещения, автор классической теории разделения властей, один из первых представителей школы политической географии. Выделял три основные формы государственной власти — республику, монархию и деспотию, возникновение которых обуславливалось размерами территории, оригинальным климатом, природными ресурсами и пр. В своей главной работе — «О духе законов» (1748), развивая идеи Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо, Монтескье предлагает оригинальный способ ограничения государственной власти путем ее разделения на три равноправные и независимые ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Не разделяя, в отличие от Дж. Локка, идею о верховенстве законодательной власти, Монтескье дополняет принцип разделения властей системой «сдержек и противовесов», призванной предотвратить концентрацию государственной власти. Данный принцип был впервые реализован на практике Дж. Мэдисоном в Конституции США. Цитата: «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела». Монтескье Ш. Л. «О духе законов»

Источник: Новейший политологический словарь

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи (1689- 1755)
французский философ-просветитель.
М. известен как основатель теории разделения властей. Эта теория происходит из идеи смешанного правления которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон. Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля. Анализируя британскую политическую систему, где в ходе естественного развития был создан механизм разделения властей, М. теоретически осмыслил его. Т.к. политической властью, подчеркивал М., всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы они могли взаимно сдерживать друг друга. Цель такого разделения - гарантия безопасности граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечение политической свободы, которую мыслитель определяет как "право делать все, , что дозволено законом".
Политическим идеалом М. было государство умеренного правления - демократия, аристократия, монархия, - которые характеризуются господством законов.
М. считается основателем школы географического детерминизма в политологии и социологии. По его мнению, климат, почва, ландшафт и размеры страны определяют дух народа и характер общественного развития в целом. Так, он утверждал, что "республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится", а в жарких странах климат способствует установлению деспотической формы правления.
Идеи М. оказали значительное влияние на разработку политических программ в ходе Французской революции; он почитался "вождем законодателей" в Европе, пользовался авторитетом у правителей, в частности у Екатерины II; критика русского деспотизма использовалась А.Н.Радищевым, декабристами, П.Я.Чаадаевым, русскими либералами.
Основные работы: "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748).

Источник: Политология: Словарь-справочник

МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ

(Montesquieu, Charles-Louis de Secondat de) (1689–1755) Французский философ, политический мыслитель, историк и романист, считается одним из основателей социологии. Землевладелец-феодал, мировой судья и глава парламента в Бордо, Монтескье был настоящим представителем правящей элиты ancien r?gime (старого режима), однако его крайний релятивизм подвергал сомнению не только религиозные доктрины, но даже теории Французского просвещения (Enlightenment French), к которому он сам принадлежал. Монтескье считал, что люди лишены внутреннего стержня. У них нет ни непреложности инстинкта, не оставляющей возможности выбора, которая присуща другим животным, ни определенности совершенного знания, каким обладает Бог. Люди с неизбежностью оказываются под воздействием окружающей среды (вероятно, самой известной идеей Монтескье является идея влияния климата), но с развитием общества возможности выбора становятся больше, но разум людей ограничен и его возможности следует использовать осмотрительно. В своем лучшем политическом сочинении, которое в переводе обычно называется "О духе законов" (1748), Монтескье разделил политические системы на: деспотии, основанные на страхе; республики, основанные на добродетели; и монархии, основанные на чести. Деспотизм противоестествен, тогда как другие политические системы естественны. Какую принимать – зависит от конкретных обстоятельств. В современном ему мире Монтескье предпочитал монархию. Идеальной формой была предшествовавшая французская система, где Церковь, военная аристократия и судебная аристократия были способны ограничивать монарха и друг друга, поскольку имели независимое моральное и социальное положение. Другой идеальной системой была английская, добавившая новый, коммерческий дух к монархическому принципу чести. Это позволяло развивать свободу в ее современной форме, как сферу жизни каждого человека, независимую от общества в противовес ее древней форме, типичной для республики и допускавшей прямое участие класса граждан в отправлении власти. Монтескье утверждал, что английская система правления, в отличие от французской, характеризовалась реальным разделением властей. Независимо от того, верно это утверждение или нет, оно оказало сильное влияние на составителей Конституции США.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Монтескье, Шарль Луи
Montesquieu) (1689-1755)
французский просветитель, правовед, политический философ. Существенным вкладом Монтескье в политическую мысль явилась разработка им проблемы совокупности факторов, определяющих «дух законов», или «образ правления», в работе «Дух законов» (1748). Он считал, что моральные и физические факторы в их совокупности непосредственно влияют на природу и организацию различных форм правления, их стабильность и вырождение, на характер отношений между правителями и подданными. Монтескье исследует влияние на форму правления со стороны религии, нравов, обычаев, черт характера, образа жизни, характера основных занятий, факторов географической среды и т.д. Так, от утверждает, что в жарких странах климат способствует установлению деспотической формы правления. Жара приводит к утрате мужества, малодушию народа, и он не может успешно выступать против произвола и злоупотреблений властью со стороны правителей, смиряется со своим рабским положением. Напротив, холодный климат сохраняет людям мужество, и в странах с таким климатом чаще устанавливаются республики. Умеренный климат Европы способствует установлению монархий. Среди факторов, воздействующих на формы правления, Монтескье называл почву, ландшафт, величину страны. Так, он утверждал, что «республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится». Монархии же по своей природе требуют территории средней величины таких размеров, как Франция, Англия, Испания середины XVIII в. Напротив, для деспотии характерны обширные размеры государства. «Чем более усиливается в каждой нации действие одной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих». Как и другие французские философы XVIII в., Монтескье верил в прогресс и разум. Но название книги говорит, что он шел дальше века Просвещения. Монтескье интересовали не законы, а дух законов. Мыслитель различал три вида законов: закон наций (относящийся к международным делам), закон политический (регулирующий отношения правительства и граждан) и закон гражданский (говорящий о взаимоотношениях граждан).
Теория разделения властей - еще одно достижение Монтескье. Эта теория происходит из идеи «смешанного правления», которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон. Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля. Анализируя британскую политическую систему, где в ходе естествен­ного развития был создан механизм разделения властей, Монтескье теоретически осмыслил его. Так как политической властью, подчеркивал ученый, всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник