Важнейшим этапом социально-экономических реформ, которые были начаты в 2004 г. и в настоящее время только набирают обороты, стала замена льгот денежными компенсациями, так называемая монетизация льгот. Сегодня, когда реформа по сути своей завершена, можно подвести некоторые ее итоги. Анализ ситуации в преддверии и на всем протяжении этого процесса позволяет констатировать, что она имела для российского общества особое социальное значение, стала в некотором смысле феноменом наших дней. Благодаря монетизации, впервые за последние годы был открыт ранее «закупоренный» канал обратной связи между властью и обществом — вызванные реформой массовые протесты донесли до власти определенную и четко артикулированную реакцию общества на ее действия.
С другой стороны, монетизация — вполне рядовой социальный проект власти, стоящий в ряду других, не менее важных для населения процессов — реформы медицины, образования, ЖКХ. Более того, негативные ожидания россиян в отношении других преобразований были даже выше. Например, в связи с реформой ЖКХ ухудшения своего материального положения ожидали 72% россиян, а в связи с монетизацией — 27% (при том, что самих льготников среди россиян было 30–31%, имели льготников среди членов семьи еще 30%). Причин, вследствие которых реформа льгот вызвала столь бурную реакцию населения, было несколько.
Монетизация льгот вошла в противоречие с теми настроениями и ожиданиями, которые сложились в обществе к началу 2004 г. Тогда господствовали надежды, что высокие показатели социально-экономического развития страны вот-вот конвертируются в рост личного благосостояния граждан. Надежды эти подкреплялись декларированной в ходе выборной президентской компании установкой на борьбу с бедностью. Однако первая же реформа — монетизация — затронула интересы самых незащищенных, уязвимых и малообеспеченных слоев населения, традиционно имеющих низкие показатели материального благосостояния, качества и уровня жизни и являющихся объектом социальной поддержки государства.
Льготы были важным фактором и условием поддержания материального положения, а часто — и выживания их получателей.
О существенном влиянии их на свое благосостояние, по данным ФОМ, заявляли 56% россиян-льготников и 51% членов их семей.
Поэтому любые манипуляции с размером и порядком предоставления льгот, не говоря уже о самом праве их получения, были восприняты столь болезненно.
Негативные ожидания от монетизации подпитывались также опасениями, что из-за вброса в экономику денежных средств, направляемых государством на выплату компенсаций, произойдет заметный рост инфляции — так думали в первые месяцы реформы 51% россиян. При этом инфляция стоит в современной России в ряду 3–4 самых серьезных, по мнению населения, проблем, и потому угроза ее роста является важным негативным фактором социальных настроений.
То, что монетизация была «подана» обществу в составе целого пакета запланированных социальных реформ и то, что в целом все они ориентированы на либерализацию этой сферы, было воспринято обществом как уход государства из «социалки». По выражению одного из респондентов, «государство повернулось к своим гражданам спиной». Следует помнить, что социальная роль государства имеет в глазах россиян особое значение, является важной ценностью организации общества. Большинство наших сограждан (64%) уверены, что им лично и их семьям необходима помощь государства. Выбирая модель социальной политики государства, которую они считали бы приемлемой для России, почти половина россиян (44%) заявляют, что государство должно помогать всем нуждающимся, тогда как «адресную» помощь обездоленным выбирают только 19%. Кроме того, льготы воспринимались многими как свидетельство уважения и признания обществом и властью их заслуг перед страной, а монетизация, соответственно, как «капитализация» социальных ценностей, стремление государства заменить деньгами нематериальные по своей сути смыслы. Что касается собственно денежных компенсаций, то подавляющее большинство льготников (85%) полагают, что они ниже, чем увеличение расходов, связанное с отменой льгот. По мнению 2/3 из них разница между тем, что льготники имели, и тем, что они получили в результате монетизации, очень велика. Следует подчеркнуть, что «аппетиты» самих льготников в отношении желаемых размеров компенсаций вполне умеренны. На выплаты, которые «зашкаливали» бы по отдельным видам льгот за 2000 руб., претендуют лишь единицы. Ориентируясь на то, как увеличиваются их расходы в связи с отменой льгот, большинство (около 60%) оценили должные размеры компенсации на лекарства и услуги ЖКХ в пределах 500–1500 руб. Транспортные расходы, по мнению большинства, должны компенсироваться в сумме до 500 руб.
Важным фактором негативной реакции общества на монетизацию стала также непродуманная информационная и разъяснительная политика, которая сопровождала реформу. Долгое время льготники испытывали дефицит сведений о том, как конкретно будет проходить реформа, к чему она может привести. Кроме того, власть с самого начала преподносила ее как некое благо, которое ничуть не снизит, а даже улучшит материальное положение льготников. Отсюда — сильное разочарование людей, получивших весьма скромные, по сравнению с ожидаемыми, выплаты.
Как заявил один из участников фокус-групп, проводимых в ходе реформы, «ожидали чего-то позитивного, а получили дырку от бублика».
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image49.png" width="439" height="269" alt="" style="border-width:0px;"
Эти и некоторые другие факторы, собранные «в одно время в одном месте», создали эффект мультиплицирования негативных общественных ожиданий, в результате чего монетизация сфокусировала на себе недовольство россиян политикой социальных реформ в целом. В то же время потребность в реформировании системы льгот действительно была, и многими россиянами осознавалась. В ходе фокус-групп, проведенных в начале 2005 г., сами льготники отмечали нарушение прежней системой принципа социальной справедливости, так как многие не имели возможности воспользоваться положенными им льготами; бюрократизм при оформлении документов; несоответствие системы нынешнему государственному курсу, ориентированному на рыночные отношения и т.д. Многие говорили о зарубежном опыте, когда уровень пенсий позволяет их получателям жить достойно, и вопрос о льготах не является таким острым. Поэтому в целом идея замены льгот денежными выплатами с поправкой на неудачную тактику ее реализации нашла одобрение более половины россиян (54%).
В перспективе у россиян — продолжение социальных реформ. Заглядывая вперед, почти 80% россиян полагают, что жилищно-коммунальная реформа приведет к акциям протеста по аналогии с протестами против монетизации. И здесь все будет зависеть от того, как поведет себя власть, внесет ли она какие-либо коррективы в социально-политический курс, насколько она способна прогнозировать и предупреждать ту или иную реакцию населения на свои действия.
Н. Н. Седова
336.35 кб
Общественное мнение о монетизации льгот
Population attitude to the reform aimed at substitution of natural privileges by money compensation is analyzed in the paper.