МНОГОПАРТИЙНОСТЬ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Многопартийность
черта политической системы, в которой существует ряд партий, обеспечивающая выражение интересов различных социальных групп и слоев.

Источник: Политико-терминологический словарь

Многопартийность
основное проявление политического плюрализма в демократическом обществе, в рамках которого власть формируется и отправляется свободно выражающим себя большинством.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Многопартийность
разновидность политической системы, в рамках которой существует конкуренция между несколькими партиями. «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность» (см. Конституция РФ. Ст. 13)

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Многопартийность
один из важнейших, сущностных признаков демократического устройства общества, допускающего на конституционной основе деятельность тех или иных партий, объединений и т.д., представляющих интересы различных политических сил.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ
ан. multi-party system) -одновременное существование и деятельность двух или нескольких политических партий в одной стране. На крутых поворотах истории, и в России существовали многие десятки партий: в 1917 г. около 70, в 1995-96 гг. более 50. Как правило, спектр видов их взаимодействия весьма широк - от противоборства или игнорирования друг друга до совместных акций участия в правительственных или антиправительственных коалициях.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ
состояние, когда в государстве или регионе легально действуют три или более политические партии, принимающие активное участие в политической жизни. М.предполагает, что каждая партия или большинство из них способны получить на выборах число голосов, позволяющее войти в парламент или принять участие в формировании правительства. При этом партии, не набравшие достаточного числа голосов и потому не имеющие представителей в этих органах власти, тем не менее способны играть определенную роль на политической сцене: участвовать в выборах местной власти, иметь собственные СМИ, формировать общественное мнение. М. существует в большинстве государств мира и во всех странах Европы, в том числе в Российской Федерации. М. обеспечивает народное представительство в органах государственной власти.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ
один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма. В РФ принцип М. впервые провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990) и закреплен в КОНСТИТУЦИИ РФ (1993). Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан приподняться в соответствии со своими политическими воззрениями в политических партии, равенство всех политических партий перед законом, свободу их деятельности. Принцип М. не исключает права компетентных государственных органов в установленном законом порядке запрещать и распускать политические партии, проповедующие национальную, расовую, религиозную или с социальную нетерпимость, насильствен мое свержение законных органов государственной власти или иным образе нарушающие действующее законодательство. От юридической (формальной) М. следует отличать реальную , Последняя выражается в существовании в конкретном государстве развито и эффективной системы партий, представляющих весь спектр социальных политических интересов.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Многопартийность
наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы. М. может существовать только в демократическом обществе, гарантирующем всем гражданам равные политические права, в том числе и право на создание политических организаций. Законодательство современных демократических государств не определяет предельного количества партий, которые могут быть созданы в стране. Вместе с тем практика показала, что обычно складываются два основных вида М. или партийной системы: двухпартийные и многопартийные. В случае двухпартийной системы две примерно равные по весу в обществе партии, чередуясь, поднимаются на вершину политической власти. Продолжительность нахождения партий на политическом Олимпе определяется итогами всеобщих выборов. Двухпартийная система не исключает существования в стране других партий. Она лишь подчеркивает, что реальным правом формирования органов государственной власти обладают только две партии, только они в ходе предвыборного состязания определяют, кто в течение нового срока будет держать в руках рычаги власти. Типичными странами с двухпартийной системой являются США, где конкурируют демократическая и республиканская партии, и Великобритания, где основными противниками в политической другой стране есть и другие мелкие партии, которые часто самостоятельно выступают на выборах, некоторые из них представлены в парламенте, но существенного влияния на политическую жизнь страны они не оказывают. Многопартийную систему отличает не столько - количество партий, сколько предоставление реальной возможности каждой из них при благоприятном исходе всеобщего голосования участвовать в формировании органов государственной власти. Отсутствие партиилидера ведет к тому, что вмешательство в спор за места в парламенте нескольких партий не дает ощутимого преимущества ни одной из них. Отсюда — типичная для многопартийной системы политика союзов, альянсов, блоков, обеспечивающих временное соглашение между партиями, необходимое для формирования правительства, создания коалиции в парламенте.

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ
форма политического представительства различных классов и слоев общества в условиях демократии. Многопартийная форма политических отношений в обществе принципиально отличается от монопартийных систем, встречающихся в современном обществе достаточно редко в некоторых авторитарных и тоталитарных обществах. В условиях европейской, или западной, цивилизации после разложения феодализма монопартийные политические системы возникали в условиях диктатур, например фашистских, или при социалистическом тоталитаризме. В процессе революционных преобразований России большевики уничтожили под разными предлогами все остальные партии, обвинив как представителей партий, так и партии в целом в буржуазной принадлежности. Буржуазия и все отношения, связанные с частной собственностью, были поставлены вне закона. Поэтому все, что выходило за рамки большевизма, в партийном отношении, политически и граждански, а зачастую, и физически, уничтожалось. Поэтому для стран бывшего социализма явление многопартийности является очень актуальным.
Господство марксистско-ленинской идеологии в странах, которые несколько десятилетий жили в условиях недопущения даже мысли о возможности существования партий некоммунистического толка, многопартийность казалась основой для выхода из ситуации тоталитаризма. С другой стороны, проблема достаточно проста. До тех пор, пока существуют классы и слои населения, которые имеют разные политические интересы, в нормальном демократическом обществе будут существовать различные партии. Многопартийность сама по себе говорит лишь о формальном отсутствии тоталитаризма. Главное заключается в том, чтобы эти партии выражали интересы реальных социально-политических субъектов. Если в политическом пространстве нет реальных субъектов, которые могли бы в условиях демократии легально отстаивать свои законные интересы, то вместо политических партий действуют корпорации пассионариев, которые претендуют на роль новой элиты.
Подобная ситуация сложилась в пореформенной России. Субъекты - носители капитала находятся в стадии становления. Поскольку они тесно связаны с теневым капиталом, они не могут прокламировать в полной мере своих интересов. Это обстоятельство приводит к тому, что партийные интересы новых носителей капитала в России существуют в форме опосредствованной идеологии и отстаиваются политическими субъектами самых разных ориентаций. Связи между носителями капитала и субъектами власти не афишируются. Сами по себе политические позиции еще не сформировались.
Что же касается наемной рабочей силы, то ее маргинализированное положение не может быть ресоциализировано в ближайшем будущем. Поэтому в современной России кроме коммунистов нет реальной политической силы, которая бы в партийной форме боролась бы за преодоление сверхэксплуатации, которой подвергается наемная рабочая сила. Причем, коммунисты, являясь организаторами сверхэксплуатации при социализме, никак не признают этого обстоятельства. Возникает парадокс: они программно декларируют борьбу с тем социальным явлением, которое сами создавали на всем протяжении своего политического господства.

Источник: Словарь по политологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
173.68 кб

Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность - конституционные принципы функциониров

Толстик О. В.
Читать PDF
329.74 кб

Многопартийность как необходимое условие современного парламентаризма

Борисовская Нина Валентиновна
В демократическом государстве политическая власть характеризуется многопартийностью, парламентаризмом, выборностью высших органов власти на строго определенный срок.
Читать PDF
214.44 кб

Российская многопартийность: истоки и перспективы

Никитин А. Ф.
В статье рассматривается история российской многопартийности с октября 1905 года до наших дней.
Читать PDF
374.84 кб

Многопартийность в условиях модернизации политической системы России в конце XX - начале XXI в

Гук Виктор Александрович
Представлен анализ влияния важнейших событий в политической жизни России конца XX начала XXI века на процесс становления российской партийной системы.
Читать PDF
261.81 кб

Многопартийность в России: бифуркации в развитии

Понеделков А. В., Старостин А. М.
Читать PDF
77.42 кб

Российская многопартийность: пока только начало

Миронов Сергей Михайлович
Читать PDF
88.25 кб

Многопартийность в Дальневосточном регионе в 1990-е гг. В условиях складывающегося моноцентрического

Коняхина Анастасия Петровна
Статья посвящена вопросам деятельности политических партий на дальнем Востоке России.
Читать PDF
548.09 кб

Многопартийность в Республике Молдова: энтропия развития

Боцан Игорь
The development of party system in the Republic of Moldova has been determined by the adoption of the proportional electoral system as well as by political events related to the dissolution of Soviet Union.
Читать PDF
536.28 кб

Стенограмма «Круглого стола» «Многопартийность в России: зло или благо»

Читать PDF
425.38 кб

Парадокс «Заката» политических партий на Западе и его проекция на российскую многопартийность

Кулик А. Н.
Argued is that in post-industriel societies, parties have given up many of their traditional functions in favour of other political actors. Nevertheless, they haven't lost their position in representative democracy.
Читать PDF
100.90 кб

Многопартийность

Дюверже Морис
Морис Дюверже (род. в 1917 г.) французский социолог, политолог, руководитель Центра сравнительного анализа политических систем (1948 1955), профессор политической социологии Сорбонны (1955 1985).
Читать PDF
311.76 кб

97. 02. 012. Рябов В. В. , Хаванов Е. И. Между народом и властью. Российская многопартийность: пробл

Листовская В. Н.
Читать PDF
648.65 кб

Многопартийность и выборы нового парламента России

Сачко Галина Владимировна
Читать PDF
242.79 кб

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ: ПЕРЕМЕНЫ НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ

Швейцер Владимир Яковлевич
Читать PDF
219.66 кб

Многопартийность и парламентаризм в регионе: Брянская областная Дума первого созыва

Горбачев В.Г.
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием и деятельностью Брянской областной Думы первого созыва в контексте современной многопартийности в регионе.

Похожие термины:

  • ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И МНОГОПАРТИЙНОСТЬ

    Партия - организованная часть социальной группы или общества, преследующая определенные политические цели и выступающая посредницей между общественностью и органами государственной власти. Мно