МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008–09 гг

Найдено 1 определение
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008–09 гг.
кризис финансовых институтов, приведший к рецессии в мировом масштабе, характеризующейся резким падением основных экономических показателей в большинстве стран мира, снижением объемов производства товаров и услуг, вызванным угнетенной конъюнктурой, ослаблением международных торговых связей, высоким уровнем безработицы, кризисом доверия к банковской системе и государству как инструменту экономического регулирования.
Начало его связывают с крахом системы ипотечного кредитования в США, произошедшим в 2007 г. и ставшим, по словам финансиста Дж. Сороса, «спусковым крючком» разрушения созданной при Р. Рейгане и его преемниках финансовой системы Америки. Хотя кризисы капиталистического производства носят циклический характер, каждый из них имеет присущие только ему черты, обусловленные вызвавшими его причинами. Своя специфика была и у Великой депрессии начала 1930-х гг. в США, и у «энергетического кризиса» начала 1970-х гг., и у российского дефолта 1998 г. Своя «этиология» и у нынешнего кризиса. Истоки его лежат в потребительском буме начала XXI в., сменившем спад потребительской активности 1980– 90-х гг.
Рост потребления вызвал активность на рынке сырья и рост цен на нефть. Сырье, как и продукты питания, превратились в предмет спекуляций на фондовых рынках и спровоцировали их перегрев. Широкое распространение получили свопы и другие деривативы — вторичные производные финансовые инструменты. Еще в большей степени практика использования деривативов получила в системе кредитования в виде CDS (Credit Default Swap) — кредитных дефолтных свопов, когда страховались кредитные договоры. В условиях высокого спроса на недвижимость, когда ипотечные кредиты выдавались в массовом порядке, низкий процент по ним поднимал спрос, что устраивало всех: кредитополучатель приобретал жилье, банк — прибыль с выданных средств, а страховщики — процент за их сохранность. CDS стали торговать как ценной бумагой. Объемы проданных и купленных свопов превышали объемы ипотечных кредитов. Только одна AIG выдала CDS на 400 млрд долларов, не говоря о других страховых компаниях. И когда в конце 2006 г. спрос на недвижимость упал, и владельцы жилья потеряли до 20%, «мыльный пузырь» свопов лопнул. Страховщики и держатели CDS, на которые была замкнута фактически вся американская экономика, обанкротились.
Как результат банки перестали выдавать кредиты, в т. ч. на покупку автомобилей, что повлекло падение объемов реализации продукции ведущих автоконцернов. В августе 2008 г. продажи в Европе уменьшились на 16%, в сентябре в США — на 26%, в Японии — на 5,3 %. Это привело к сокращению рабочих мест в автопроме и смежных отраслях, включая металлургию. Оказавшиеся в сложном положении автопромышленники обратились к банкам за кредитами, но те не в состоянии были их дать.
Крупнейшие инвестиционные банки США оказались на грани банкротства. Merrill Lynch и Bear Stearns были перепроданы, Goldman Sachs и Morgan Stanley утратили прежний статус: их взяла «на буксир» Федеральная резервная система. А один из старейших американских банков Lehman Brothers прекратил свое существование.
В сходной ситуации оказались и страховые компании, включая крупнейшую — AIG. Крах системы CDS привел к резкому увеличению рисков страхования, что вызвало кризис доверия в межбанковской сфере. Резко выросли ставки кредитования, и это обескровило реальный сектор экономики, остро нуждавшийся в оборотных средствах в условиях значительного снижения продаж. Вслед за автопромом, металлургией, нефтепереработкой начался спад и в других отраслях. Рецессия сначала в США, а потом в Европе, Китае, Индии, России, др. странах приобрела масштабный характер. Уже к осени 2008 г. стало очевидно, что начавшийся в Америке кризис перерос ее границы и глубоко поразил всю мировую экономику, став наиболее глубоким за несколько последних десятилетий.
В различных странах осознание этого происходило не сразу. Еще в октябре 2008 г. Министр финансов РФ А. Кудрин уверял общественность, что Россию кризис обойдет стороной. В стране накоплены значительные средства, полученные от продажи нефти в период высоких цен на нее, и эти резервы, подобно «подушке безопасности», позволят избежать негативных последствий, вызванных мировым экономическим спадом.
Однако уже вскоре Россия оказалась на грани распада собственной банковской системы. Кризис ликвидности привел к значительному оттоку средств за рубеж, вкладчики стали забирать вклады, многие банки оказались на грани закрытия. Если в сентябре отток вкладов из Сбербанка составил 1,5%, то в октябре — уже 6%. Только решительные меры правительства, срочно выделившего крупнейшим банкам значительные средства, помогли предотвратить коллапс банковской системы. События последующих месяцев наглядно продемонстрировали иллюзорность представлений о том, что России удастся пережить тяжелые для мировой экономики времена относительно безболезненно. Кризис лишь обострил реальные проблемы.
Отечественная экономика в значительной степени существует за счет нефтедолларов: их приток позволяет государству финансировать различные проекты настолько щедро, насколько это возможно. Рост финансового сектора значительно опережает рост сектора реального производства, что тоже напоминает ситуацию финансового «пузыря», который в любой момент может лопнуть, что и происходит сейчас в мировом масштабе. Темпы роста доходов превышают темпы роста производительности труда. Российская экономика в целом остается малоэффективной, затратной и неконкурентоспособной.
Значительные инвестиции, пришедшие в Россию в последние годы, с началом кризиса тоже оказались «мыльным пузырем», отток капитала за последние месяцы приобрел огромные масштабы.
В России практически отсутствуют источники долгосрочных инвестиций. Более 50% всех банковских кредитов — сроком до 1 года. Это даже не инвестиции, а просто текущее пополнение оборотного капитала. Кредиты сроком более 3 лет в структуре инвестиций не превышают 20%. Если до кризиса российские компании получали с международных рынков более 40% всего финансирования — через кредиты, облигационные займы и т. д., то с наступлением кризиса финансирование из-за рубежа сократилось до минимума. Возможностей же банковской системы России для обеспечения экономического роста в стране недостаточно.
«Мягкая» девальвация рубля (во многих странах девальвация местных валют по отношению к доллару была проведена быстро) привела к потере до 25% российских золотовалютных запасов и поставила в сложное положение отечественного товаропроизводителя. Российская экономика, почти полностью зависящая от спроса на материалы и сырье в первой стадии обработки и энергоносители, оказалась беззащитной перед мировым экономическим кризисом. Как, впрочем, и вся мировая экономика — от сверхдержав до развивающихся государств.
Стало очевидно, что усилиями одной страны или группы стран преодолеть негативные последствия кризиса не удастся. Тем более что речь идет не об отдельных мерах финансового или политического характера, а о совместных, согласованных действиях.
Уже 8 октября 2008 г. все ведущие центробанки мира (кроме ЦБ Японии и России) приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США (ФРС) была снижена с 2% до 1,5%; на 0,5% были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского центробанка. Фактически это означало признание того, что кризис носит глобальный характер.
12 октября 2008 г. в Париже лидеры 15 стран Евросоюза договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции; системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счет бюджетных средств.
14 октября 2008 г. правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 млрд долларов на стабилизацию финансовой системы, 125 млрд из которых пойдет на покупку долей в 9 крупнейших американских банках. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков.
14 ноября 2008 г. в Вашингтоне прошел антикризисный саммит лидеров стран G20 (расширенный формат «Большой восьмерки»). В итоговой декларации признавалась необходимость реформирования финансовых рынков, реорганизации международных финансовых институтов, декларировалось обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в следующие 12 месяцев. Однако отсутствие плана согласованных конкретных антикризисных действий (как и после встречи лидеров стран — членов организации АТЭС, состоявшейся в Лиме 23 ноября) привело к тому, что ни одно государство так и не смогло принять действенных мер по борьбе с кризисом.
Руководитель МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, что 2009-й — очень плохой год. Первый квартал года оправдал самые худшие ожидания. Стала очевидна необходимость более действенных, решительных и оперативных антикризисных мер мирового сообщества. На этом фоне 2 апреля 2009 г. в Лондоне состоялся II антикризисный саммит G20. Россия подготовила к встрече пакет предложений по формированию новой финансовой архитектуры мира, поскольку прежняя, однополярная модель, основанная на господстве одной валюты, себя не оправдала.
38 лет назад США привязали доллар не к своим золотым запасам, а к мировой экономике, и бесконтрольно включили печатный станок на максимум. К 2008 г. объем долларовой массы в десятки раз превосходил объем товарной. В серьезной реформе нуждаются мировые финансовые институты, чтобы сделать их адекватными реальному состоянию мировой экономики. Например, распределение голосов в МВФ справедливым не назовешь. У третьей экономики мира — Китая — вес в МВФ такой же, как у Ирландии и Голландии, а у Индии и того меньше.
Среди конкретных решений саммита в Лондоне, которые могут быть приняты как стандарты регулирования, — вопросы налогообложения оффшоров, регулирования рейтинговых агентств и хедж-фондов, изменения банковских стандартов и бухгалтерского учета, а также схем выплат компенсаций менеджерам.
Следующий саммит лидеров мирового сообщества в формате «двадцать плюс» предположительно пройдет осенью 2009 г. Возможно, в его рамках предметом обсуждения станет вопрос о новой единой мировой валюте. На Лондонском саммите вопрос этот специально не поднимался, хотя дискуссия в мировом профессиональном сообществе активно идет.
Многие политики и финансисты убеждены: в ближайшие десятилетия наднациональная мировая валюта не появится. Этому активно будут противодействовать США, которые за счет бесконтрольной эмиссии доллара будут продолжать решать за счет остального мира свои внутриэкономические проблемы. Более реалистичным выглядит мнение, что повышение экономического влияния стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), других государств «двадцатки» повысит роль их валют и сделает их по настоящему региональными резервными.
Глобальные убытки от финансового кризиса, по прогнозу аналитиков МВФ, достигнут в 2009 г. 4,1 трлн долларов. Две трети этой суммы придется на потери банков. Наибольшие убытки также понесут пенсионные фонды и страховые компании.
В эпицентре финансового кризиса находится жилищный рынок США. Убытки от проблемных ипотечных активов в стране достигают 2,7 трлн долларов. Убытки банков и других финансовых учреждений от проблемных ценных бумаг и займов в Европе составят порядка 1,2 трлн долларов, в Японии — 149 млрд долларов.
Мировой финансовый кризис убедительно доказал: время однополярной экономической модели окончилось. Какими будут контуры послекризисного мира — пока трудно представить. Но в любом случае, к старому возврата нет. Ведь кризис — не просто экономические потрясения, это структурная трансформация мировой экономической системы в преддверии нового финансово-экономического уклада.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия